Фрагмент для ознакомления
2
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Федеральный бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета в РФ
В 2021 г. доходы федерального бюджета превысили 25 трлн руб., что заметно выше соответствующих значений прошлых лет как в номинальном выражении, так и в долях ВВП. Фактические поступления превысили также и прогнозное значение доходов, заложенное в первоначальной версии Закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ): превышение составило почти 35% от исходных ожиданий (18 765,1 млрд руб.). Такая особенность1 прогнозирования бюджетных доходов может быть объяснена как консервативным подходом к оценке перспектив развития российской экономики и заниженным прогнозом инфляции, так и высокой неопределенностью в динамике восстановления мировой экономики в условиях пандемии и острой геополитической ситуации.
Нефтегазовые доходы бюджета, несколько «просевшие» в 2020 г., в 2021 г. смогли «отыграть» часть своего падения: объем таможенных пошлин и сборов восстановился не в полном объеме (снижение на 0,2 п.п. ВВП относительно уровня 2019 г.), но поступления по НДПИ вернулись на докризисный уровень. В последние годы доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходной части федерального бюджета демонстрировала сильные колебания: с 40,8% в 2019 г. она сократилась до 26,4% по итогам 2020 г., а за 2021 г. выросла до 37%. (См. Приложение А) [20].
У ненефтегазовых поступлений в рамках трехлетнего горизонта в долях ВВП наблюдалась менее волатильная динамика, показывая устойчивый рост в номинальном и реальном выражении. Данное обстоятельство свидетельствует об определенном улучшении долгосрочной устойчивости федерального бюджета. Основные поступления доходов в федеральный бюджет по-прежнему происходят по двум налогам – НДПИ и НДС. На их долю приходится 2/3 всех бюджетных доходов.
Важнейшими факторами позитивной динамики НДПИ явились восстановление объемов добычи нефти в России и рост цены на нее. Так, ежемесячные объемы добываемой нефти, сильно упавшие (сокращение доходило до 20%) в 2020 г. из-за распространения коронавирусной инфекции и прекращения сделки ОПЕК+, постепенно стали возвращаться на уровень 2019 г. Цена на нефть марки Urals в среднем за 2021 г. оказалась даже выше, чем в 2019 г. (см. Приложение А), что было обусловлено восстановлением мировой экономики и ростом спроса на данный вид сырья. Расходы федерального бюджета в 2019–2021 гг. указаны в приложении Б [20].
На фоне низкой базы 2020 г. макроэкономические показатели по итогам 2021 г. продемонстрировали значительный рост. В прошлом году российская экономика начала оживать и наращивать обороты по мере восстановления деловой активности и отложенного спроса. Кроме того, росту показателей поспособствовала благоприятная рыночная конъюнктура в виде роста цен на нефть. Темп прироста ВВП по итогам 2021 г. составил 4,7%, что стало рекордным значением за последние 13 лет. Оценка Росстата оказалась выше прогноза Минэкономразвития, который предполагал, что российская экономика по итогам 2021 г. вырастет на 4,6%. Банк России прогнозировал рост ВВП России по итогам 2021 г. в 4,7%. Исполнение федерального бюджета за
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-ФЗ // «Российская газета 2020.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 17.05.2022). – Текст: электронный
5. Алехин, Б. И. Государственные финансы. / Б.И. Алехин. – М.: Юрайт, 2020. – 185 c. – Текст : непосредственный.
6. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 192 c. – Текст : непосредственный.
7. Ахинов, Г.А. Бюджетная политика: вопросы теории и практики / Г.Ахинов, Ю.Закирова // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – С. 44-48. – Текст : непосредственный.
8. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики [Электронный ресурс] – URL: https://www.csr.ru/news/byudzhetnye-pravila-kak-instrument-sbalansirovannojbyudzhetnoj-politiki/#a(дата обращения: 17.05.2022). – Текст: электронный
9. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 13 октября 2020 г. № 52К (1425) Режим доступа: file:///C:/Users/MSI/Downloads/40564862-172430637-172430640.pdf(дата обращения: 17.05.2022). – Текст: электронный
10. Караваева, И.В. «Экономическая безопасность отдельных прогнозных параметров социально-экономического развития и бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу» / И.В. Караваева, Е.М. Бухвальд, И.В. Соболева, А.Г. Коломиец, М.Ю. Лев, Е.А. Иванов, С.В. Казанцев, И.А. Колпакова // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 4. – С. 273-334. – Текст : непосредственный.
11. Кикавец, В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. / В.В. Кикавец. – М.: Проспект, 2020. – 128 c. – Текст : непосредственный.
12. Крохина, Ю.А. Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 345 с. – Текст : непосредственный.
13. Майская, Е.С. Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов / Е.С. Майская // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2018 г.) РИОР, 2018. – С.133-136. – Текст : непосредственный.
14. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КноРус, 2018. - 608 c. – Текст : непосредственный.
15. Миропольский, Д. Макроэкономика.Стандарт третьего поколения / Д. Миропольский. - СПб.: Питер, 2018. - 368 c. – Текст : непосредственный.
16. Найденова, Е.М. Макроэкономика. курс лекций / Е.М. Найденова. - М.: КноРус, 2019. - 80 c. – Текст : непосредственный.
17. Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2018. - 350 c. – Текст : непосредственный.
18. Нуреев, Р.М. Макроэкономика: Практикум / Р.М. Нуреев, Р.М. Нуреев. - М.: Норма, 2018. - 608 c. – Текст : непосредственный.
19. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения. [Электронный ресурс]. – URL: http://studbooks.net/1959981/ekonomika/osnovnye _pokazateli_harakterizuy uschie_uroven_zhizni_naseleniya (дата обращения: 17.05.2022). – Текст: электронный
20. Особенности управления федеральным бюджетом: проблемы сбалансированности в современных условиях и способы их решения [Электронный ресурс] / Студенческий: электрон. научн. журн. Гусейнов Т.Г. [и др.]. – Электрон. дан. – URL: https://sibac.info/journal/student/5/75700 (дата обращения: 17.05.2022). – Текст: электронный.
21. Федченко, Е.А. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. – М.: Прометей, 2020. – 360 c. – Текст : непосредственный.
22. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. / И.Ю. Федорова. – М.: Юрайт, 2020. – 149 c. – Текст : непосредственный.
23. Федорова, И. Ю. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. / И.Ю. Федорова, А.В. Фрыгин, М.В. Седова и др. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 242 c. – Текст : непосредственный.
24. Шохин, С.О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования: Учебное пособие. / С.О. Шохин. – М.: Прометей, 2020. – 294 c. – Текст : непосредственный.