Фрагмент для ознакомления
2
Впервые в экономическую область данный термин был введён французским экономистом Венсаном де Гурнэ в середине XVIII века. «Бюрократия» (фр. bureau – бюро, канцелярия; греч. kratos – власть) дословно означает «власть бюро» или «власть чиновников». Первоначально, новое слово использовалось применительно к правительственным учреждениям. Однако, спустя время расширилось и применялось ко всем крупным организациям.
В современном обществе, употребление данного термина характеризуется негативным и крайне отрицательным посылом, направленным на вышестоящую власть. «Маргинальным является марксистское определение, согласно которому, под бюрократией понимается обособленный от масс, стоящий над массами привилегированный социальный слой, желающий монополизировать функции хозяина общественного богатства». С.Н. Смирнов в своей научной работе характеризует бюрократию, как «систему управления, основанную на формализме, превалировании формального над сущностным, на административной волоките». Н.В. Рыбалко отмечает, что «бюрократия – это то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым)». Обобщая сказанное, следует определить бюрократию, как особую подсистему управления, выполняемую специальным руководящим аппаратом, который располагается над обществом в целом .
Рассматривая явление чиновничества в своих трудах, Карл Маркс подчеркнул следующие свойства, характерные бюрократии:
корпорация;
специфические, частные интересы;
иерархия знаний;
тайна;
авторитет.
В своей научной работе «Управление и бюрократия» И.А. Гобозов предложил расширить данный список характеристик, дополнив его такими чертами, как боязнь ответственности и ухищрённая система приёмов уклонения от неё; карьеризм; волюнтаризм.
Следуя корпоративному свойству, бюрократия определяется, как специализированный пласт (объединение, общество) людей, объединённых совокупностью интересов и целей. Бюрократы организованно и упорядоченно группируются, для того чтобы совместно функционировать. «Как корпорация бюрократы работают сплочённо, не забывая в то же время, что каждый из них имеет эгоистические интересы, и, если представится возможность, он без особых угрызений совести выдаёт всех своих коллег-бюрократов. Поэтому корпоративный дух бюрократии чем-то напоминает сговор преступников, где единство всех участников очень относительно, внутренняя же борьба постоянна» .
Следующей стороной бюрократии Карл Маркс характеризует специфические и частные интересы. В данном понимании, бюрократия пользуется особым персональным пристрастием, которое может выражаться временным или постоянным единством, материальным, духовным или политическим контекстом. При этом, личная заинтересованность не может выставляться на всеобщее обозрение. По этой причине, как пишет Маркс, проще выставить её за интересы всего государства. «Для этого она проводит огромную работу, стремится убедить всех в том, что предлагаемые ею меры по тем или иным экономическим и политическим вопросам чрезвычайно нужны обществу, что без их реализации нельзя гарантировать выполнение важных государственных задач». В действительности, такое отношение негативно отражается на жизни людей, но никак не сказывается на функционировании бюрократического аппарата.
Очередной свойственной бюрократии чертой, значится иерархия знаний или «распределение знаний». Данная сторона квалифицируется тем, что каждый бюрократ осознаёт границы только своей области и стремится не выходить за них. По своему определению, государственные аппараты разделены на высшие и низшие круги чиновничества.
«Низшие круги знают слабости высших, их невысокий уровень знаний и компетентности, но, тем не менее, всячески льстят им, угодничают и лицемерят. Высшие круги тоже знают слабости низших кругов, но это их вполне устраивает, так как они понимают, что нужны как раз такие подчинённые, которые малокомпетентны, творчески бесплодны, но в любую минуту готовы к повиновению» .
Значение тайны также является отличительным свойством бюрократии. Данная система убеждена, что все значительные и даже незначительные аспекты управления необходимо держать в секрете. Результатом их разглашения является непоправимый вред, наносимый государственным интересам. Именно напущенная таинственность вытекает в безрассудство. «Так как бюрократия порой не знает, чем действительная государственная тайна отличается от псевдотайн, то предпочитает всё хранить в тайне, ничего не предавать гласности, лишить людей доступа к информации, возможности открыто и свободно обсуждать общественные и государственные дела». Такая деятельность вредит окружению, так как без открытой информации и доступа к ней общественность перестаёт адекватно функционировать. Как результат использования данной практики, у социума отсутствует понимание и доверие к общественным и государственным учреждениям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018. – 630 с.
2. Голикова Г.В. Управленческая экономика: Учебное пособие / Г.В. Голикова, Д.С. Петров, И.В. Трушина, Н.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
3. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2021. – 255 с.
4. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 364 с.
5. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 684 с.
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2019. – 556 с.
7. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2021. – 304 с.
8. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018 – 320 с.
9. Пономаренко, Е.В. Управленческая экономика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. – М.: Юрайт, 2018. – 216 с.
10. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2021. – 368 с.
11. Сажина М.А. Управленческая экономика. Учебник / М.А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
12. Тарасенко, О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций актуальные вопросы корпоративного права / О.А. Тарасенко // Юрист. – 2018. – № 23. – С. 15-18.
13. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2019. – 480 с.
14. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2019. – 432 с.
15. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
16. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2019. – 200 с.
17. Чеканский, А.Н. Управленческая экономика. Практика применения. Учебное пособие / А.Н. Чеканский, В.А. Коцоева, С.Е. Варюхин. – М.: Дело, 2018. – 170 с.
18. Чепелева, Г.В. Управленческая экономика. Учебное пособие / Г.В. Чепелева, Н.А. Далисова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 156 с.