Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема данной курсовой работы – совершенствование структуры ре-гионального хозяйственного комплекса: проблемы и пути их решения" (на примере Хабаровского края)
Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой, межотраслевой и территориальной структурами.
Отраслевая структура – это совокупность отраслей народно-хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропор-циями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народно-хозяйственного комплекса представлена двумя сферами: производство то-варов и производство услуг.
Основу единого народно-хозяйственного комплекса составляет сфе-ра производства товаров, в которой производится 59,2% ВВП и трудится 51,0% общей численности занятых в экономике по отраслям.
Сфера производства товаров включает:
1. промышленность;
2. сельское и лесное хозяйство;
3. строительство.
Сфера производства услуг включает:
1. транспорт и связь;
2. торговлю и заготовки;
3. общественное питание;
4. прочие услуги – рыночные, нерыночные, в том числе науку, здравоохранение, образование, оборону, управление.[10.-С.-121-123.]
За годы экономических реформ в России произошли некоторые по-ложительные изменения в соотношении между сферой производства това-ров и сферой услуг. Так, доля занятых в отраслях сферы производства то-варов сократилась с 55,4 до 41,0%, а в отраслях сферы услуг возросла с 44,6 до 59,0%. Снижается доля занятого населения в промышленности, строительстве, а увеличивается в торговле, общественном питании, мате-риально-техническом снабжении, кредитовании, финансах и страховании, аппарате органов управления. Изменение структуры занятости по отрас-лям хозяйственного комплекса и сферам приложения труда свидетельству-ет о развитии рыночных структур в экономике. [6.-С.-101-103.]
Заметные сдвиги отмечаются и в структуре производственного ва-лового внутреннего продукта. За 2018-2022 гг. удельный вес услуг возрос с 35,5 до 49,0%. Однако эти структурные изменения произошли в основ-ном за счет падения уровня промышленного производства и неравномер-ного роста цен. Перелив капитала идет в сторону финансовой и торговой экономики. Происходит стихийная структурная перестройка, ведущая к деиндустриализации экономики.
Переход экономики к рыночным отношениям болезненно отражает-ся на экономических показателях производств различных отраслей хозяй-ства. Так, удельный вес убыточных предприятий возрос с 15,3 в 1992 г. до 43,0 в 2003 г. Этот показатель отличается в разных федеральных округах. Относительно благополучная ситуация складывается в Северо-Западном (39,8%), Центральном (40,9%) и Южном (40,3%) федеральных округах.
В то же время в Сибирском, Дальневосточном, Уральском и При-волжском федеральных округах удельный вес убыточных предприятий превышает средние по стране и составляет от 43,9% в Приволжском до 48,2 в Сибирском федеральном округе. В отраслевом плане наибольший удельный вес убыточных организаций приходится на сельское хозяйство (52,8%). Выше средних показатель убыточных предприятий отмечается в Центральном (60,0%), Дальневосточном (57,0%), Уральском (55,7%) и Сибирском (54,4%) федеральных округах. Самый низкий показатель убы-точных предприятий отмечается в строительстве, что связано с активным развитием строительства жилья.[10.-С.-
Для современной структуры хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большой степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические свя-зи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной струк-турой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, вклю-чающие разные отрасли хозяйства.
Глава 1. Региональная политика государства
1.1 Основные направления региональной политики государства
Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законода-тельных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием стра-ны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоот-ношениями между государством и районами, а также районов между со-бой. Региональная политика представляет собой составную часть нацио-нальной стратегии социально – экономического развития и охватывает следующие основные направления:
1. определения соотношения движущих сил регионального разви-тия и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный сектора экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
2. соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
3. подъем экономики остальных районов в освоении новых райо-нов и ресурсов;
4. национально – экономические вопросы (в условиях многонаци-онального государства);
5. проблемы урбанизации.[10.-С.-40-41.]
К направлениям региональной политики следует отнести также ре-гиональные аспекты демографической, аграрной политики и другие меро-приятия государственной власти. Отношения государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, со-ставляют содержание региональной политики государства. Содержание региональной политики практически во всех развитых странах имеет об-щие черты:
• освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономи-ки депрессивных промышленных районов;
• децентрализация агломераций и районов концентрации про-мышленного производства;
• образование новых промышленных узлов за пределами город-ских поселений, не связанных с существующими центрами промышленно-сти.
Без осуществления такой политики диспропорции, как в региональ-ном плане, так и в масштабе всей страны будут возрастать.
Региональная политика играет значительную роль в наиболее раз-витых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это связано с тем, что проведение ре-гиональной политики требует значительных средств.[3.-С.-74-75.]
В развивающихся странах направления региональной политики охватывают следующий круг проблем:
1. интеграция всех районов страны в единый национальный ры-нок;
2. смещение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;
3. смягчение противоречий между городом и деревней, регулиро-вание процесса урбанизации;
4. возможно наиболее полное освоение природных и людских ре-сурсов;
5. рациональное размещение новых промышленных проектов.[1.-С. 44-45.]
1.2. Значение и содержание региональной политики
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, со-циально-демографических, экономических и других условий на террито-рии России унифицированный подход к регионам невозможен. В совмест-ных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль регио-нальной политики еще более возрастает. Это обусловлено:
• необходимости учета специфики регионов при проведении эко-номической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональ-ный уровень, учет отличающихся стартовых условий регионов;
• усилением центробежных, сепаратистских настроений в регио-нах, дезинтеграцией экономического пространства;
• незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничение компе-тенций федеральных и региональных органов управления;
• политической нестабильностью и межэтнической напряженно-стью в ряде регионов;
• геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;
• Экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.[2.-С.-77-79.]
Почти вся территория России относится теперь к разного рода про-блемным регионам.
В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы:
1. С высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ;
2. Наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, про-дукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограни-ченные возможности самообеспечения и саморегулирования;
3. С высокой долей отраслей производства, контролируемых гос-ударством (по ценам и другим условиям реализации продукции);
4. С критической экологической обстановкой, требующей закры-тия многих производств и особых мер по социальной защите.
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрез-мерные региональные контрасты в социальных условиях – угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная поли-тика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряже-ния, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной по-литики.[8.-С.-93-95]
Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых подходов к их решению. Качественно новые задачи регио-нальной политики обусловлены следующими обстоятельствами.
1) Россия стала самостоятельным государством, это принципи-ально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с дру-гими регионами.
2) Изменилось соотношение центрального и регионального уров-ней управления.
3) Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетен-цию субъектов Федерации и, вместе с тем, актуальной задачей стало со-хранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики.
4) Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественного рыночного регулирования.[10.-С.- 67-69.]
Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бикбаев В. М. Устойчивое развитие и безопасность. Новоси-бирск : НВВКУ, 2016. 126 с.
2. Бобылев С. Н., Соловьева В. В., Мекуш Г. Е. Определение ре-альных тенденций развития на основе интегральных индикаторов устой-чивости / / Рациональное природопользование. Международные програм-мы, российский и зарубежный опыт, 2012.
3. Дорофеюк Ю. А., Дорофеюк А. А., Чернявский А. Л. Анализ и оценка эффективности социально-экономических систем управления / / Информационные технологии и вычислительные системы. 2011. № 1. С. 1423.
4. Исаев А. Г. Территории опережающего развития: новый ин-струмент региональной экономической политики / / ЭКО. 2017. № 4 (514). С. 61-77.
5. Исакин М. А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения регионов / / Регион: экономика и социология. 2005. № 1. С. 92-109.
6. Минакир П. А., Прокапало О. М. Региональная экономическая динамика. Дальний Восток. Хабаровск: ДВО РАН, 2010. 304 с.
7. Морозова Г. А., Мальцев В. А., Мальцев К. В. Устойчивое раз-витие региона : монография. Н.Новгород : НИУ РАНХиГС, 2012. 130 с.
8. Прокапало О. М., Исаев А. Г. , Мазитова М. Г., Суслов Д. В. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2017 г. // Пространственная Экономика. 2018. № 2. С. 92-133. DOI 10.14530/se.2018.2.092- 133
9. Прокопчук Г. Инновационные социотехнические системы и устойчивое развитие. М. : LAP Lambert AcademicPublishing, 2014. 136 с.
10. Цибульский В. Р. Показатели устойчивого развития: структура и методология. Пер. с англ. М. А. Святловской и др. Тюмень : Изд—во Ин—та проблем освоения Севера СО РАН, 2000. 358 с.