Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сокращение прямого управленческого воздействия в функциях государства, предполагает сохранение и совершенствование объема правового регулирования. Это обеспечивается как модернизацией нормативно-правового регулирования, так и развитием действительных правовых форм, к которым можно отнести государственную регистрацию. Как совокупность правовых отношений она направлена на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с созданием и организацией деятельности регистрирующих органов, а также отношений между субъектами государственной регистрации и физическими либо юридическими лицами, стремящимся предать официальный характер своему правовому положению или дополнить его отдельными правовыми возможностями.
Масштаб использования регистрации в сфере государственного управления и характер, свойственных для нее юридических последствий, позволяют рассматривать государственную регистрацию как оперативно-распорядительную форму отраслевой правоприменительной деятельности. Представляется, что это властная, компетентная деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на регулирование в установленном процессуальном порядке поведение участников административно-правовых отношений путем вынесения правоприменительного акта, как правило, определяющего индивидуально-правовые последствия.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере регистрационного производства в УИС.
Предметом выступают правовые нормы, регулирующие регистрационное производство в УИС.
Целью курсовой работы является анализ правовых основ, видов, порядка осуществления регистрационного производства в УИС.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть общую характеристику регистрационного производства;
– проанализировать стадии регистрационного производства;
– выявить особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств;
– исследовать прием, регистрация и проверка в учреждениях и органах УИС системы сообщений о преступлениях и происшествиях.
При написании работы использовались общенаучные и частно-научные методы, применяемые в юриспруденции: историко-юридический, сравнительно-правовой, логический, анализ, синтез, и другие научные методы исследования.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как: Л.Л. Попов, С.М. Зубарев, В.В. Долинская, А.И. Стахов, П.И. Кононов, Н.А. Хренова, А.С. Жумагулов, и др.
Структура работы обусловлена характером поставленной цели, логикой изложения материала, является отражением поставленных задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИСТРАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1. Общая характеристика регистрационного производства
Государственная регистрация актов, документов, прав, объектов широко применяется в различных сферах деятельности общества и государства (экономической, социальной и административно-политической). В административно-правовой литературе регистрация рассматривается как один из методов государственного управления, в законодательстве как составная часть функции федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору. В подавляющем большинстве случаев регистрация имеет обязательный характер для физических и юридических лиц, и является условием признания их деятельности правомерной (легальной). Вместе с тем регистрация позволяет путём проверки законности определённых фактов, действий, возникновения и прекращения прав и обязанностей конкретных субъектов обеспечить защиту интересов общества и государства, а также обеспечить признание, возможность реализации и защиты прав граждан их объединений и организаций.
Процессуальной формой осуществления государственной регистрации является регистрационное производство, целью которого является признание, охрана и обеспечение защиты личных неимущественных и имущественных прав физических и юридических лиц .
Изучение вопроса о регистрационной деятельности в настоящее время следует признать актуальным, требующим своего внимания в правовой науке. Правовая основа регистрационного производства в настоящее время представлена такими правовыми актами как:
– Федеральный закон от 8 августа 2001 г. – № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ;
– Федеральный закон от 13 июля 2015 г. – № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ;
– Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. – № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и т.д.
Регламентация процедуры регистрационного производства осуществляется в целях защиты имущественных и неимущественных прав и интересов физических и юридических лиц, обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
С учетом общепризнанного понимания в административно-правовой науке понятия «административная процедура» под процедурой регистрационного производства следует понимать совокупность правовых норм, регламентирующих порядок, основания, условия, порядок разрешения и административных дел, связанных с регистрационной деятельностью, а также порядок обжалования принятых по административным делам решений.
Общность сущностных критериев правоприменительной и регистрационной деятельности позволяет выделить следующие признаки:
1) имеет властный характер и осуществляется специальными субъектами;
2) направлено на формирование, изменение или прекращение административно-правовых отношений;
3) осуществляется в установленном административно-процессуальном порядке;
4) завершается вынесением правоприменительного акта (акта государственной регистрации), определяющего индивидуально-правовые последствия.
Правоприменительная суть регистрационной деятельности государства носит универсальный характер, о чем свидетельствует факт того, что результат административно-правовых действий признается юридической предпосылкой для процесса возникновения или изменения правовых отношений в иных отраслях права.
Свое процессуально-правовое оформление государственная регистрация получает в регистрационном производстве, основная стратегическая цель которого заключается в формировании информационно-аналитического ресурса, необходимого для достижения оперативных целей обеспечения, предусмотренного материальными нормами юридического результата. Соответственно, актуальность целеполагания в регистрационном производстве подтверждается тем, что в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц стратегическая цель, обеспечивает перспективность и качество современного государственного управления, его сохранение и преобразование .
Для регистрационного производства важнейшее значение имеет ее стратегическое начало, влияющее на организацию и функционирование как субъектов государственной регистрации, так и лиц (физических и юридических), обратившихся в порядке осуществления регистрационного производства.
Акт государственной регистрации содействует возникновению информационных отношений, связанных с использованием документированных сведений, удостоверяющих статус правообладателя. Информационные отношения возникают по инициативе заявителя — публичного или частноправового субъекта, заинтересованного в получении надлежащих сведений о зарегистрированном праве или договоре, однако все последующие процессуальные действия, прежде всего вытекающие из приостановления, изменения или прекращения информационного отношения, обусловлены усмотрением органа исполнительной власти, наделенного правомочиями регистратора прав.
Цель регистрационного производства может быть достигнута посредством: 1) соблюдения единства и унификации учета субъектов и объектов государственной регистрации; 2) обобщения формализованной логически последовательной информации востребованной для принятия решения о высокоэффективных приемах административно-правового воздействия в сфере государственной регистрации; 3) обеспечение и защита имущественных и личных неимущественных прав физических и юридических лиц; 4) авторизация обладателей конкретного правового статуса; 5) признание законности действий, влекущих юридические последствия; 6) официальное подтверждение фактов существования определенных объектов и их принадлежность; 7) установление оснований для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество; 8) обеспечение условий для действительного государственного контроля за законностью деятельности зарегистрированных субъектов .
Таким образом, под регистрационным производством понимается система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416. – Текст: непосредственный.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. – Текст: непосредственный.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921. – Текст: непосредственный.
4. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349. – Текст: непосредственный.
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (часть I). – Ст. 3431. – Текст: непосредственный.
6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249. – Текст: непосредственный.
7. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4344. – Текст: непосредственный.
8. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.07.2021) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1227. – Текст: непосредственный.
9. О едином учете преступлений : Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) // Российская газета. – № 13. – 25.01.2006. – Текст: непосредственный.
10. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях : Приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 // Российская газета. – № 171. – 05.08.2006. – Текст: непосредственный.
Научная и методическая литература
11. Административные процедуры: монография / ответственные редакторы Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. – Москва : Норма; Инфра-М, 2017. – 240 с. – Текст: непосредственный.
12. Волницкая, С. С. Регистрационное производство в административном процессе / С. С. Волницкая, В. Г. Волницкий – Текст: непосредственный // Закон. Право. Государство. – 2018. – № 4 (20). – С. 59-64.
13. Грязева, Н. В. Правовое регулирование проверки сообщений о происшествиях в уголовно-исполнительной системе : современное состояние и перспективы развития / Н. В. Грязева. – Текст: непосредственный // Ius Publicum et Privatum. – 2021. – № 5 (15). – С. 81-84.
14. Долинская, В. В. Государственная регистрация в системе государственного контроля / В. В. Долинская. – Текст: непосредственный // Законы России : опыт, анализ, практика. – 2017. – № 6. – С. 12-17.
15. Мальцева, Н. Н. Стадии регистрационного производства / Н. Н. Мальцева. – Текст: непосредственный // Экономика и государство : эффективное управление и взаимодействие. Сборник статей / Под ред. Т. М. Степанян. – Москва, 2019. – С. 191-198.
16. Морозов, Р. М. Некоторые проблемные аспекты регистрации и проверки сообщений о преступлениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы России / Р. М. Морозов, А. М. Лютынский. – Текст: непосредственный // Пенитенциарная наука. – 2022. – Т. 16. – № 1 (57). – С. 57-65.
17. Сабиров, Д. Ш. Особенности регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах и учреждениях УИС / Д. Ш. Сабиров. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе : материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. – 2018. – С. 273-276.
18. Стахов, А. И. Административное право России : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. - 2-е издание, переработанное и дополненное / А. И. Стахов, П. И. Кононов. – Москва : Юрайт, 2017. – 510 с. – Текст: непосредственный
19. Трофимова, И. А. Проблемы административно-правового регулирования регистрационной деятельности / И. А. Трофимова. – Текст: непосредственный // Административное право и процесс. – 2020. – № 11. – С. 26-31.
20. Труфанов, М. Е. Стабильный нормативный ориентир регистрационного производства / М. Е. Труфанов. – Текст: непосредственный // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. – 2020. – № 2. – С. 199-203.
21. Труфанов, М. Е. Целевая модернизация в государственном регистрационном производстве / М. Е. Труфанов. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики применения административного, административно-деликтного и административно-деликтно-процессуального законодательства в правоохранительной деятельности : сборник статей международной заочной научно-практической конференции. – Могилев, 2021. – С. 218-221.
22. Хренова, Н. А. Проблемы регистрационного производства / Н. А. Хренова, А. С. Жумагулов. – Текст: непосредственный // Лучшая научная статья 2021 : сборник статей XLV Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2021. – С. 98-101.