Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического исследования 5
1.1. Педагогическое исследование как способ получения новых знаний 5
1.2. Проблема измерения в педагогических исследованиях 8
Глава 2. Применение математических методов в педагогических исследованиях 13
2.1. Математические методы 13
2.2. Практические рекомендации по применению математических методов в педагогическом исследовании 15
Заключение 27
Литература 28
Приложение 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любое открытие в области педагогики, как и в других областях научного знания должно подтверждаться экспериментально. Педагогические исследования, проводимые с целью получения новых сведений о процессе обучения и воспитания в свою очередь, опираются на полученные статистические данные. Поскольку эмпирическим путем проверяются абсолютно все гипотезы, выдвинутые научными деятелями, то, является абсолютно естественным тот факт, что педагогам приходится прибегать к помощи математической статистики.
В условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, зародилась новая волна педагогических исследований. Статистические данные, полученные экспериментально могут обрабатываться разными методами. Выбор метода напрямую зависит от условий исследования, от зависимости друг от друга исследуемых параметров. Любой педагог должен быть знаком с математическими методами обработки эмпирически полученных данных, должен уметь подбирать нужный метод в конкретной ситуации [8, стр. 7].
Таким образом, цель данного исследования: изучить математические методы в педагогическом исследовании.
Объектом исследования является процесс математической обработки эмпирических данных, полученных в результате педагогического исследования.
Предметом исследования является изучение математических методов в педагогическом исследовании.
Согласно цели, объекту и предмету исследования ставим перед собой ряд задач:
1) рассмотреть педагогическое исследование как способ получения новых знаний;
2) рассмотреть проблему измерения в педагогических исследованиях;
3) изучить математические методы, применяющиеся в педагогических исследованиях;
4) составить практические рекомендации по применению математических методов в педагогическом исследовании.
Методы исследования: теоретического характера: анализ научной литературы, методы математической статистики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы педагогического исследования
1.1. Педагогическое исследование как способ получения новых знаний
Каждый научный деятель, работающий в области педагогики, сталкивается с вопросом: каким образом получили некоторые эмпирические данные, и достоверны ли они? Естественно, что ход размышлений экспериментатора, методы, которые привели его к определенным заключениям, определяют качество полученных заключений. Все это неразрывно связывает познание предмета педагогики с методами получения эмпирической информации о нем.
Согласно Граничиной О.А. метод исследования – это путь, способ познания объективной реальности. Посредством определенного метода исследования экспериментатор добывает эмпирические данные об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает их, описывает и представляет кругу единомышленников [5, стр. 10].
Уровень, на котором в данный момент исторический момент своего развития находится наука, неотрывно связывается с набором методов, которым наука располагает. В педагогике так же разработаны и апробированы конкретные исследовательские методы.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юрьевич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Флинта. - 1998. – 82 с.
2) Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - Моск. гос. открытый пед. ун-т. - 2002. – 117 с.
3) Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. – М.: Просвещение. - 1994. – 207 с.
4) Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ. - 2006. – 96 с.
5) Граничина О.А. Математико-статистические методы педагогических исследований. – РГПУ. – СПб. – 2012. – 115 с.
6) Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М.: Педагогика. – 1977. – 136 с.
7) Загвязинский В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М.: Академия. – 2007. – 208 с.
8) Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Учебное пособие. - М.: Педагогика. – 2004. – 144 с.
9) Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. - М.: Народное образование. - 2002. – 207 с.
10) Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: учеб. пособие. – М.: Академия. - 2006. – 400 с.
11) Немировский А.А. Справочник для студента: 1000 советов на все случаи жизни: от первого появления в аудитории до защиты диплома. – М.: АСТ «Астрель». - 2000. - 309 с.
12) Новиков В.К. Как работать с диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИПКиПРНОМО. - 1996. – 207 с.
13) Новиков В.К. Методология и методы научного исследования: учебное пособие.— М.: Московская государственная академия водного транспорта. - 2015. – 210 — c. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46480
14) Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер. - 2004. – 268 с.
15) Осипова С.И., Бутакова С.М., Дулинец Т.Б., Шаипова Т.Б. Математические методы в педагогических исследованиях: учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - 2012. - 264 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229181
16) Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ ВШЖ: ИНФРА. - 2001. – 64 с.
17) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Школа-Пресс. - 1997. — 512 с.
18) Юдина О.И. Методология педагогического исследования: учебное пособие. - Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ. - 2013. - 141 с. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270324