Фрагмент для ознакомления
2
Проведение тестирования учащихся в школе, вопреки расхожему мнению, не характеризуется как инновация. Еще несколько десятилетий назад регулярно проводимые в школах контрольные и самостоятельные работы, фронтальные опросы и личные задания также были направлены на выявление уровня усвоения полученных знаний.
С введением компьютерных технологий в образовательных учреждениях во многом упростилась работа по составлению и проверке тестов, которые посвящены самым разнообразным темам и включены в курсы практически по всем предметам .
Еще много лет назад педагоги в своей работе использовали так называемые карточки с тестами. Каждая карточка представляла собой уникальное индивидуальное задание, они раздавались школьникам во время урока примерно на 10–15 минут. После заполнения карточек учащимися они собирались и урок проводился в обычном режиме. Такие тестовые задания давали возможность педагогу определить полноту усвоения школьниками информации, которая была пройдена на прошлых занятиях .
Очень важно было то, что проверка подобных тестов в виде карточек не была затратной по времени: учитель тратил только несколько секунд на одну карту. При этом для сравнения на проверку одной самостоятельной работы педагог тратил не менее пяти минут при том условии, что учитель до этого занимался подобными заданиями .
На сегодняшний день отношение к тестированию в образовательных учреждениях нельзя характеризовать как однозначное. Многие педагоги считают, что тесты не отражают реальный уровень знаний, полученных школьниками. С этим можно согласиться, т.к. нерационально в полной мере полагаться на результаты тестирования, исключая все другие способы проверки знаний.
В ходе прохождения тестирования школьники могут допустить ошибку, которая окажет влияние на результат, кроме того учащийся может поторопиться и понервничать, что не позволит ему выбрать правильные ответы на поставленные задания. При этом , несомненно, можно говорить и об эффективности тестирования для контроля знаний, но только в том случае, если это будет не единственной формой контроля .
Видится очевидным, что нельзя просто принимать все результаты тестирования, важно проверять результаты тестирования и проводить дифференцированный анализ для каждого школьника в отдельности, хотя современные педагоги не всегда имеют возможность этим заниматься.
При проверке самостоятельной работы, например, по математике, учитель может увидеть ход вычислений ученика и найти незначительную опечатку, которая привела к неправильному ответу. Можно допустить, что существовали негативные внешние условия, которые не позволили школьнику сосредоточиться, поэтому у него не было возможности проверить свои ответы .
Опытный и объективный преподаватель никогда не сочтет это ошибкой, особенно если и формулы, и ход решения были абсолютно правильными. Тестирование требует только правильного ответа, что является педагогической проблемой, которая лежит в основе снижения качества реализации контрольной функции в процессе проведения тестирования.
При прохождении тестов, требующих выполнения определенных действий для получения ответа, школьникам рекомендуется сдавать свои черновики вместе с тестовыми карточками. Тогда и у учителя, и у ученика будет повод пересмотреть результаты теста и поставить правильную оценку .
Применение в учебном процессе простых тестов, в которых, например, необходимо подставить в формулу искомое значение, ответить на вопрос однозначно «да» или «нет» или назвать единицу измерения, наиболее точно отражают усвоение материала и не требуют уточнения. Такие тесты должны использоваться в школах достаточно часто .
Качество тестовых материалов на сегодняшний день является достаточно низким. Дело здесь не только в том, что не хватает исходного материала или средств для выполнения самостоятельной разработки тестов, но и в том, что со временем отношение к самим тестам стало негативным, а достижения прошлых лет были утрачены .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Головина, А.А. Тестирование в школе / А.А. Головина. – Томск: Приоритет, 2021. – 248 с.
2. Григорьева, А.П., Борисова, Е.Е., Чайникова, Г.М. Принципы отбора тестовых заданий для оценки текущих знаний учащисхя средней школы / А.П. Григорьева, Е.Е. Борисова, Г.М. Чайникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации современной образовательной среды». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. – С. 39–50.
3. Карташова, Е.М., Епифанова, Г.С., Чурикова, А.А. Всероссийская проверочная работа как вариант итоговой тестовой оценки знаний учащихся средней школы / Е.М. Карташова, Г.С. Епифанова, А.А. Чурикова // Современные технологии образования. Сборник статей. – М.: Авангард, 2021. – С. 171–183.
4. Конашенко, И.Т., Самбурова, Е.Н., Феоктистова, А.П. Тестовый контроль как альтернативная форма проверки знаний современных школьников / И.Т. Конашенко, Е.Н. Самбурова, А.П. Феоктистова // Вестник Казанского государственного университета. – 2019. – № 12. – С. 90–103.
5. Лаевская, Е.Ю., Митрофанов, И.И., Гуляева, В.С. Формы и методы контроля текущих знаний школьников в процессе обучения: основные направления исследования и проблемы изучения / Е.Ю. Лаевская, И.И. Митрофанов, В.С. Гуляева // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 79–89.
6. Москалитова, П.А., Шабардина, Н.В. Основные принципы проведения тестирования в учебном процессе / П.А. Москалитова, Н.В. Шабардина // Педагогический вестник. – 2020. – № 3. – С. 126–134.
7. Назарецкая, О.А., Курбатова, Е.К., Шиловская, Н.Р. Формирование инструментов оценки знаний в средней школе: контрольные и тестовые задания: методологические подходы к педагогической работе / О.А. Назарецкая, Е.К. Курбатов, Н.Р. Шиловская // Вестник Мурманского государственного педагогического института. – 2021. – № 4. – С. 60–72.
8. Нигматуллина, В.А., Шерстенева, О.В., Жигалевская, Е.П. Эффективность контроля знаний школьников с помощью тестовых заданий закрытого типа: научные и методологические подходы к изучению вопроса / В.А. Нигматуллина, О.В. Шерстенева, Е.П. Жигалевская // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современного образования». – Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2022. – С. 108–120.
9. Полянская, И.М., Фигурнова, Е.М., Володина, А.А. Использование тестирования для контроля знаний школьников / И.М. Полянская, Е.М. Фигурнова, А.А. Володина // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2021. – С. 58–67.
10. Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к работам. Русский язык для 7 класса. – 2022. – URL: https://rus7-vpr.sdamgia.ru/test?id=532234 (дата обращения: 19.05.2022).
11. Трошанова, Е.П., Гаврикова, О.В., Смыслова, А.А. Современные подходы к оценке знаний школьников: роль тестовых заданий в организации контрольно-оценочной деятельности педагога / Е.П. Трошанова, О.В. Гаврикова, А.А. Смыслова // Сборник статей Адыгейского государственного университета. Вып. 1. Организация учебной деятельности. – Майкоп: Издательство Адыгейского государственного университета, 2022. – С. 26–40.
12. Уварова, Е.Н., Залеская, И.Т., Панченко, В.В. Применение тестовой формы контроля знаний в средней школе как инновационная форма педагогической работы в современных социально-экономических условиях: теория и методология вопроса / Е.Н. Уварова, И.Т. Залеская, В.В. Панченко // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Социология, психология и педагогика. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2018. – С. 57–70.
13. Учи.ру. ОБразовательный портал. – 2022. – URL: https://uchi.ru/cards/224482?subject_id=2 (дата обращения: 21.05.2022).
14. Юрченко, С.И., Хвостова, Г.В., Мануйлова, Е.С. Обучение русскому языку учащихся средней школы: основные проблемы и направления педагогической работы / С.И. Юрченко, Г.В. Хвостова, Е.С. Мануйлова // Вестник педагогической работы. – 2020. – № 12. – С. 59–70.
15. Якласс. Образовательный портал. – 2021. – URL: https://www.yaklass.ru/TestWork/ExerciseResult?testResultId=238396313&exercisePosition=2&twId=14487547 (дата обращения: 20.05.2022).