Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время перемены социальных условий жизнедеятельности общества предопределяют кардинально новые тенденции становления образовательной системы.
Переориентация современного образования на личностные ценности требует от педагогов такой деятельности, которая будет иметь своей целью развитие уникальности и индивидуальности каждого ребенка, что подразумевает в первую очередь развитие когнитивных действий и раскрытие творческого потенциала.
Любая деятельность представляет собой важный элемент гармоничного развития каждого ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающий его мир, приобретает определенные знания и опыт взаимодействия с самыми разными предметами.
Вместе с тем, современный ребенок малоподвижен, меньше, нежели раньше играет в различные двигательные игры, занимается физкультурой из-за того, что привязан к своему смартфону и компьютеру. В результате существенным образом падает уровень физического развития современного школьника.
Учителя и родители школьников всё больше беспокоятся о том, как и когда предоставлять детям возможность развиваться как физически, так и творчески. В настоящий момент главным видом физического развития и воспитания детей выступает школьная физкультура. Для того, чтобы данный предмет способствовал росту творческих способностей и интереса к физическим упражнениям у детей, необходимо использовать комплекс различных подвижных игр.
Любая игра, интересующая учеников, способствует развитию двигательных навыков фантазии, воображения и вкуса, таких важных и необходимых качеств, как выдержка, наблюдательность и др.
Игра среди разнообразных методов и форм воспитания и обучения занимает одно из важнейших мест. Она пользуется особой популярностью среди учеников, происходит без какого-либо принуждения со стороны педагогов. Это означает, что самые существенные перемены в поведении ребенка, его психике и развитии социальных чувств происходят именно в игре.
Актуальность. Большое влияние в деле популяризации и пропаганды физической культуры и спорта среди школьников имеют спортивные праздники и мероприятия, которые представляют собой комплекс различных массовых культурных событий в жизни школы. Одной из форм активного отдыха школьников является спортивный праздник. В его содержание входят разнообразные виды физических упражнений, которые сочетаются с элементами театральности. Каждый хорошо организованный спортивный праздник дает детям хороший толчок к занятиям в спортивных кружках и секциях, у них появляется интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Естественно, что разный уровень физического развития и подготовленности участников, а также различные условия проведения этих праздников, диктуют специфические требования к их организации, в которых специалист по физической культуре должен хорошо ориентироваться.
Таким образом, целью работы является обоснование организации и проведения спортивных праздников в начальной школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе в области физического воспитания.
Предмет исследования – методика организации спортивных праздников.
Исходя из цели¸ были определены следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ литературы по проблеме развития двигательных навыков у младших школьников;
2. Дать анатомо-физиологическую характеристику младшего школьного возраста;
3. Выявить методы физического развития младших школьников;
4. Охарактеризовать виды и формы спортивно-массовых мероприятий в школе;
5. Изучить методические основы подготовки, организации и реализации спортивных праздников в школе.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, сравнение, обобщение.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список используемых источников.
1. Теоретические аспекты проблемы физического воспитания младших школьников
1.1 .Теоретический анализ литературы по проблеме совершенствования двигательного действия детей младшего школьного возраста
Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные ученые как П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, А. И. Быкова, И. А. Метлов, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Г. П. Юрко.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внёс русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт. Он уделял большое внимание в физическом воспитании подвижным играм. В своих научных трудах П. Ф. Лесгафт отмечал не только развитие физический умений детей, но также гармоничному воспитанию ребёнка. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения [10].
П. Ф. Лесгафт в конце XIX - начале ХХ в. создал оригинальную российскую систему воспитания. Она была создана с учётом мировых систем и национальных традиций. Созданная П. Ф. Лесгафтом теория физического воспитания не утратила своего значения до нашего времени, многие её положения актуальны и сегодня.
Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил его ученик В. В. Гориневский - выдающийся деятель спортивной медицины. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и, особенно на деятельность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека [21].
В. В. Гориневский был первым ученым, написавший книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. В. В. Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.
А. И. Быкова разработала методику развития движения ребенка, определила её значение, содержание, организацию. Она совместно с Н. А. Метловым, М. М. Канторович, Л. И. Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр.
Особую роль в развитии физического воспитания детей сыграл Н. А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. В 60-е годы под его редакцией вышел учебник для педагогических училищ, "Методика физического воспитания", а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку». Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и д/с вышли с его участием [10].
Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н. А. Бернштейна. Он доказал, что под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью [24]. Повторение двигательных упражнений нужны для того, чтобы раз за разом, каждый раз всё удачнее, решать поставленную двигательную задачу и тем самым доискиваться наилучших способов её решения. Повторные решения этой задачи нужны ещё и потому, что в естественных условиях внешние обстоятельства не бывают в точности одинаковыми, так же как и сам ход решения двигательной задачи не повторяется дважды подряд одинаково. Всякое повторения движения, по мнению Н. А. Бернштейна, «есть повторение без повторения» [24]. Ребёнку необходимо набраться опыта по разнообразно видоизменённой двигательной задаче, поставленной перед ним, и её внешнему окружению, и, прежде всего, по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы приспособится даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи.
В научных трудах А. И. Быковой, Э.С. Вильчковского, А. В. Кенеман, И. В. Муратова, Н. В. Потехиной, Е.А. Тимофеевой показано, что двигательная деятельность - естественная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, а также условием всестороннего развития и воспитания детей [24].
Э. С. Вильчковский, Н. А. Ноткина, Л. Н. Пустынникова, М. А. Рунова в своих научных трудах свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная деятельность отрицательно сказывается на физическом состоянии: замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственной работоспособности, приводит к задержке формирования двигательных навыков.
Таким образом, изложенная информация позволяет констатировать, что проблеме совершенствования двигательного действия в младшем школьном возрасте уделяется достаточно внимания. Проведенные исследования различных ученых доказали, что ребенку младшего школьного возраста необходимо развитие двигательных умений, что оказывает положительное влияние не только на состояние здоровья ребенка, но и на его общее самочувствие.
1.2 . Анатомо-физиологические особенности развития младших школьников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. – М.: Учитель, 2007. – 173 с.
2. Белякова, Н.Т. Стань сильным, ловким и выносливым / Н.Т. Белякова, С.Ю. Юровский. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 126 с.
3. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно- оздоровительной работы в сельской школе / С.Н. Блинков // Ученые записки. – 2010. – № 10 (68). – С. 13-37.
4. Болонов, Г.П. Сценарий спортивно–театрализованных праздников: учеб. пос. Кн.1 / Г.П. Болонов, Н.В. Болонова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с.
5. Видякин, М.В. Спортивные праздники и мероприятия в школе / М.В. Видякин. – М.: Учитель, 2011. – 127 с.
6. Готовцева, А.Г. Организация спортивных праздников в процессе физического воспитания младших школьников / А.Г. Готовцева // Меридиан. – 2017. – № 4 (7). – С. 75-77.
7. Кочкаров, А.Э. Спортивный праздник в общеобразовательной школе / А.Э. Кочкаров. – Текст: непосредственный // Молодежь. Наука. Образование. – 2019. – С. 201-205.
8. Куприянов, А.Л. Скоростно-силовая подготовка юношей младшего школьного возраста / А. Л. Куприянов // Физическая культура в школе. – 2013. – № 3. – С. 20-23.
9. Малиновская, Н.В. Место спортивно-массовых мероприятий в системе гуманитарных педагогических технологий в области физкультурного образования / Н. В. Малиновская // Современные технологии физического воспитания. – 2016. – № 27. – С. 11-14.
10. Матвеева, Н. Ю. Ценностный потенциал физической культуры / Н. Ю. Матвеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Том 20. - С.165-168. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 16.05.2022).
11. Минниханова, Д.И. Пути повышения интереса детей младшего школьного возраста к уроку физической культуры / Д. И. Минниханова, Г.А. Чикалова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2011. – № 2. – С. 91-93.
12. Мишенькина, В.Ф. Основы организации спортивно- физкультурных праздников по месту жительства / В.Ф. Мишенькина, Д.А. Бобровский // Физкультурное образование Сибири. – 2016. – № 2 (36). – С. 22-24.
13. Никитушкин, В.Г. Формирование координационных способностей детей 4–12 лет / В. Г. Никитушкин, Ю. И. Разинов, С. В. Малиновский, А. В. Аулова // Вестник спортивной науки - 2013, №- С. 55-29.
14. Петров, Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления: Основы режиссуры, технологии, орг. и методики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Б.Н. Петров. – М.: СпортАкадемПресс, 2006. – 352 с.
15. Пешкова, Н.В. Спортивные праздники и соревнования с использованием подвижных игр. 1-9 класс / Н.В. Пешкова, Н.А. Шкитырь, Н.А. Яковлева. – Брянск: Курсив, 2012. – 84 с.
16. Погадаев, Г.И. Организация и проведение физкультурно- оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2010. – 111 с.
17. Предигер, А.В. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий / А.В. Предигер. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 75-76.
18. Смолев, П.П. Рекреационная физическая культура в форме спортивных праздников / П.П. Смолев // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. – Казань, 2015. – С. 470.
19. Спортивные праздники и развлечения / В.Я. Лысова, Т.С. Яковлева, М.Б. Зацепина, О.И. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2010. – С. 3-4.
20. Спортивные праздники круглый год / М.Н. Прибыщенко, В.И. Колесник, А.Г. Трушкин, Е.С. Громак. – М.: ИКЦ МарТ, 2004. – 288 с.
21. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2006. – 364 с.
22. Тимофеева, В.В. Спортивные праздники как одна из форм работы по физическому воспитанию в школе / В.В. Тимофеева, О.В. Шиленко // Актуальные проблемы физического воспитания студентов. – 2020. – С. 85-89.
23. Ткач, Н.В. Особенности проведения спортивных праздников в общеобразовательной школе / Н.В. Ткач // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – №1. – С. 90.
24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2016. – 478 с.
25. Чикалова, Г.А. В помощь практиканту: сценарии спортивно массовых мероприятий: учеб.-метод. пособие / Г.А. Чикалова, Е.А. Репникова, Д.И. Минниханова. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 111 с.
26. Чикалова, Г.А. Методика разработки сценариев спортивно- художественных представлений: учеб. пособие / Г.А. Чикалова. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010. – 123 с.
27. Ярошевич, И.Н. Зимний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / И.Н. Ярошевич // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2018. – Т. 1. – С. 234-235