Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1: Некоммерческие организации - иностранные агенты: опыт России и других государств
1.1 Понятие некоммерческая организация-«иностранный агент» в международном аспекте.
Во многих странах существуют специальные нормативные акты, регулирующие деятельность не только разных групп иностранных агентов, но и деятельность некоммерческих организаций, действующих на территории государства и финансируемых из-за рубежа. Такие законы, ограничивающие деятельность «иностранных агентов» практикуются в США, Израиле, Австралии, Венгрии и других странах.
Сходство некоторых российских норм об иностранных агентов следует отметить с нормами США. В Соединенных Штатах действует Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act (далее — FARA)). FARA — это закон о публичном раскрытии информации, первоначально принятый в 1938 году в качестве законодательного ответа на широкомасштабную иностранную пропагандистскую деятельность в преддверии Второй мировой войны. Конгресс надеялся, что через FARA «безжалостная огласка в центре внимания [будет] служить сдерживающим фактором для распространения пагубной пропаганды». С тех пор в FARA вносились поправки 10 раз, самая значительная из которых произошла в 1966 году.
Согласно закону, различные лица (юридические/физические, в том числе граждане и лица, не имеющие гражданства США), которые представляют интересы зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц («иностранные принципалы») — и действующие по их приказу или просьбе обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. Закон распространяется не только на политическую деятельность, но и на информационные услуги, сбор и раздачу финансов, и представление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса. Нарушение FARA влечет за собой штраф до $10 тыс. и/или тюремное заключение сроком до пяти лет.
Кроме того, что закон требует от «агентов иностранных принципалов» регистрации в Министерстве юстиции и подачи подробных отчетов о раскрытии информации и копий любых «информационных материалов», которые распространяются в Соединенных Штатах, такие материалы должны содержать оговорку о том, что они подготовлены иностранным агентом.
Важно обратить внимание на еще одно сходство в законодательствах США и России: FARA освобождает несколько категорий «агентов» от своих регистрационных требований. Под действие закона не подпадают лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью в области религии, образования, науки и искусства.
А. И. Анатасов и Е. С. Дергунова прововели сравнительный, компаративный анализ законов РФ «об иностранных агентах» и США «о регистрации иностранных агентов» (FARA) , который продемонстрировал, что в России, также как и в США специфика требования указывать «НКО является иностранным агентом» обусловлена тем, что это позволяет донести до государства и граждан информацию – данное НКО является иностранным агентом, в связи с чем сведения, которые им демонстрируются в СМИ или информация о нем может оказать влияние, в том числе и негативное в политической, социальной или иной сфере. Не трудно заметить, что у российской новеллы есть множество сходств с американским законом, и разница в них заключается только в сфере осуществления контроля и мер ответственности.
В Австралии также действует Акт № 63 об обеспечении прозрачности схем финансирования иностранного влияния 2018 г. (Australia Foreign Influence Transparency Scheme Act2, далее — FITSA) . В соответствии с законом физические или юридические лица обязаны не только зарегистрировать определенные виды деятельности, если они осуществляются от имени иностранного принципала, но и подробно описывать свою деятельность в публичном реестре. Закон помогает членам правительства и представителям общественности получить доступ к данным о характере и степени иностранного влияния в стране. А осуществление деятельности при отсутствии регистрации, невыполнение обязанностей по Программе прозрачности или предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации является уголовным нарушением и предусматривает штраф или лишение свободы до пяти лет.
В FITSA, как и в FARA существует ряд исключений по регулированию определенной некоммерческой деятельности. К таким исключениям в части второй «REGISTRATION UNDER THE SCHEME», относят:
Организации, деятельность которой связана с предоставлением гуманитарной помощи. Такая организация освобождается от налога в отношении деятельности, которую оно осуществляет от имени иностранного принципала.
Зарегистрированные благотворительные организации освобождаются от ответственности в отношении деятельности, которую оно осуществляет от имени иностранного принципала, если:
Организация зарегистрирована, как благотворительная организация в соответствии с Законом о Комиссии Австралии по благотворительным и некоммерческим организациям 2012 года;
Деятельность осуществляется для достижения благотворительной цели по смыслу Части 3 Закона о благотворительной деятельности 2013 года;
Деятельность не включает в себя выплату средств;
Во время осуществления деятельности оба факта либо очевидны для общественности, либо доведены до сведения общественности: тот факт, что лицо осуществляет деятельность от имени иностранного принципала, а также личность иностранного принципала.
Помимо США, по аналогии с российским законом об иностранных агентах, во многих других странах функционируют достаточно похожие нормативно-правовые акты.
Схожий нормативно правовой акт применяется и в Венгрии — Закон LXXVI от 2017 года о прозрачности организаций, получающих поддержку из-за рубежа (Act LXXVI of 2017 on the Transparency of Organisations Receiving Foreign Funds) , который обязывает ассоциации и фонды, получившим в течение года опосредованно или напрямую иностранного финансирования в сумме, дважды превышающей сумму, установленную Законом о противодействии и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (не менее 7,2 млн венгерских форинтов) зарегистрироваться в суде в качестве организации, получающей иностранное финансирование и ежегодно отчитываться о полученных средствах, а также указывать на своем веб-сайте пометку «организация, получающая иностранное финансирование».
Однако, здесь также действуют особенные условия по регулированию деятельности некоммерческих организаций. Сфера действия настоящего Закона не распространяется на:
ассоциацию, подпадающую под действие Закона I от 2004 г. о спорте;
организацию, занимающаяся религиозной деятельностью;
фонды, осуществляющие защиту интересов национальности или деятельность, непосредственно связанную с культурной автономией национальности.
Необходимо также подчеркнуть, что закон Венгрии следует примеру России в соответствии с взглядами международных и европейских институтов на венгерский закон.
Однако, есть и значительное различие законодательстве не фигурирует термин «иностранный агент», а применяется понятие «организация, получающая поддержку из-за рубежа».
Нередко законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, не попадающие в список «исключений», подвергаются негативному обсуждению. Так, например, принятие закона в Венгрии обрушило критику на правительство со стороны некоторых некоммерческих организаций. По данным краткого анализа Венгерского Хельсинкского комитета и Венгерского союза гражданских свобод: закон вмешивается в свободу выражения мнений организаций, поскольку затрагивает их право на хорошую репутацию, нарушает свободу объединения, а также вводит необоснованные и несоразмерные ограничения на свободное движение капитала. Более того, в июне 2016 Европейский суд раскритиковал этот закон как дискриминационный.
Правительство Сальвадора стало не исключением. В ноябре прошлого года организации гражданского общества в Соединенных Штатах решительно осуждали Закон об иностранных агентах, предложенный сальвадорской администрацией Наиба Букеле. Несмотря на то, что из законопроекта были исключены агентства по оказанию гуманитарной помощи или группы, которые носят строго религиозный, академический или научный характер, нечеткость закона затрудняли гражданские действия, а также в значительной степени ограничивали деятельность некоммерческих организаций.
В реалиях современной России, а также абсолютного большинства государств СНГ, по уровню экономического развития и уровню жизни населения, заметно отстающим от большинства экономически развитых западных государств, наиболее эффективным механизмом поддержки деятельности некоммерческих организаций выступает их прямое финансирование от государственных структур. Именно поэтому самой распространенной мерой, предпринимаемой властями отдельных государств, входящих в СНГ, в целях защиты своего суверенитета, является введение контроля за получением неправительственными некоммерческими организациями, функционирующими на их территории в том или ином качестве, любого финансирования из иностранных источников, а также ужесточение правил деятельности функционирующих на его территории структурных подразделений международных и иностранных неправительственных некоммерческих организаций. За примерами далеко ходить не надо.