Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные школьники не испытывают серьезной тяги к занятиям физической культуре, стараясь различными способами избежать посещения этих уроков.
Это связано с отсутствием должного уровня мотивации физического развития, трансформацией общественных ценностей в сторону информационных технологий. Здоровый образ жизни волнует лишь небольшое количество современных школьников, что становится серьезной медико-социальной проблемой, поскольку будущее поколение граждан России не будет обладать достаточным здоровьем и физической активностью для решения важных социальных, экономических и политических проблем, которые в будущем ждут нашу страну.
Степень изученности проблемы. Соревновательному методу в физическом воспитании школьников и его восприятию учащимися разных ступеней образования посвящены работы таких исследователей как А.М. Абрамов, С.И. Власова, И.И. Гришенко, П.А. Коновалов, М.В. Ольшанская, Ю.С. Потапова и др.
Цель исследования – провести анализ соревновательного метода в физическом воспитании школьников.
Объект исследования – физическое воспитание школьников.
Предмет исследования – роль соревновательного метода в физическом воспитании школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды соревнований на уроках физической культуры.
2. Охарактеризовать возрастные особенности восприятия соревнований у школьников.
3. Провести оценку физического развития школьников разных возрастных групп.
4. Разработать программу физического воспитания школьников разных возрастных групп на основе соревновательного метода.
5. Оценить эффективность программы физического воспитания на основе соревновательного метода для физического развития школьников разных возрастных групп.
База исследования: ГБОУ «Средняя школа № 25» г. Москвы.
Гипотеза исследования: использование соревновательного метода на занятиях по физической культуре повышает уровень физического развития у школьников подросткового возраста, однако не является эффективным для физического воспитания младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, наблюдение, тестирование, моделирование, проектирование, эксперимент.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и виды соревнований на уроках физической культуры
Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен [7, с. 126].
Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т.д.).
Но она всегда присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение [1, с. 58].
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма [8, с. 204].
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности.
Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы [6].
Соревновательный метод широко используется в тренировке спортсменов высокого класса. В практике используются несколько методических подходов [1, с. 79]:
– выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений общеподготовительного упражнения или элементов основного соревновательного упражнения и т.п.);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, А.М. Технологии физического воспитания в общеобразовательном учреждении / А.М. Абрамов. – Липецк: Дело, 2019. – 322 с.
2. Власова, С.И. Соревновательный метод как эффективная форма физического воспитания школьников / С.И. Власова // Сборник статей Тюменского государственного университета. – 2020. – № 6. – С. 40–52.
3. Гришенко, И.И. Методика физического воспитания в средней школе / И.И. Гришенко. – Челябинск: Смена, 2021. – 490 с.
4. Исаев, А.Д. Особенности игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников / А.Д. Исаев // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/12/02/osobennosti-igrovogo-i-sorevnovatelnogo-metodov-v (дата обращения: 19.05.2022).
5. Коновалов, П.А. Использование соревновательного метода для повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой / П.А. Коновалов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 67–80.
6. Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания / Е.В. Ливерова // Кладовая московского учительства. – 2018. – URL: https://spo.1sept.ru/article.php?ID=200301701 (дата обращения: 19.05.2022).
7. Матвеев, А.П., Мельников, С.Б. Методика физического воспитания / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М.: Просвещение, 2012. – 370 с.
8. Ольшанская, М.В. Соревнования в физической культуре / М.В. Ольшанская. – Томск: Приоритет, 2021. – 370 с.
9. Потапова, Ю.С. Развитие физических качеств школьников на уроках физической культуры / Ю.С. Потапова // Теория и методика физической культуры. Сборник статей. – Волгоград: Спорт, 2022. – С. 34–46.
10. Уразалин, Н.Б. Игровой и соревновательный методы в физической культуре, их значение и особенности использования / Н.Б. Уразалин // Киберленинка. Научный портал. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-i-sorevnovatelnyy-metody-v-fizicheskoy-kulture-ih-znachenie-i-osobennosti-ispolzovaniya (дата обращения: 20.05.2022).