Фрагмент для ознакомления
2
Современным коммерческим компаниям становится все сложнее привлекать и удерживать клиентов, так как зачастую предложения многих компаний идентичны по составу, цене, качественным характеристикам. Поэтому коммерческие предприятия находятся в постоянном поиске новых способов продвижения своих товаров и услуг, влияющих не только на увеличение продаж в текущем периоде, но и на установление долгосрочных, лояльных отношений потребителей и компании. Одним из таких способов продвижения является спонсорская деятельность.
Ошибочно считать спонсорскую деятельность современным феноменом. Традиции безвозмездной поддержки социальных, культурных, спортивных мероприятий и учреждений существовали во все времена. Россия имеет богатую историю спонсорства и меценатства, яркими примерами которой являются Павел Михайлович Третьяков – создатель Третьяковской галереи, Савва Иванович Мамонтов, представители династии Морозовых (Савва Тимофеевич, Михаил и Иван Абрамовичи), поддерживающие театральное и изобразительное искусство. Среди современников стоит отметить Олега Дерипаску, создателя фонда поддержки социальных и культурных инициатив «Вольное дело», Романа Абрамовича, поддерживающего российские театры, музеи, картинные галереи.
Спонсорская деятельность отличается от благотворительности и меценатства тем, что в качестве вознаграждения за финансовую поддержку спонсор получает внимание и признание аудитории. Благотворительная деятельность, как и индивидуальное меценатство – направление личных финансов на поддержку социальных и культурных организаций, часто осуществляется анонимно и не требует привлечения внимания к благотворителю. Спонсорство – это реализация партнерских проектов, которые представляют взаимовыгодное сотрудничество и развитие взаимоотношений с представителями общественности. Поэтому спонсорство рассматривается как один из инструментов связей с общественностью (PR).
Актуальность изучения спонсорства как инструмента PR связана с необходимостью совершенствовать маркетинговую деятельность коммерческих предприятий, в том числе, за счет расширения сферы влияния на потенциальную целевую аудиторию, повышение узнаваемости и лояльности к бренду.
Цель работы заключается в выявлении возможностей спонсорской деятельности для продвижения товаров, услуг и имиджа коммерческих предприятий
Достижение цели требует решения таких задач, как:
1) уточнить понятие спонсорской деятельности;
2) определить мотивацию и причины занятия спонсорством;
3) выявить особенности спонсорства как инструмента PR-деятельности;
4) охарактеризовать роль спонсорства в PR деятельности коммерческой компании на примере ведущего оператора мобильной связи ПАО «Мегафон»;
5) оценить эффективность спонсорской деятельности ПАО «Мегафон».
Объектом исследования выступает спонсорская деятельность коммерческих предприятий, в данном случае, ПАО «Мегафон». Предметом исследования являются возможности использования спонсорства в маркетинговой политике коммерческих предприятий и как средство развития связей с общественностью.
Теоретическая и практическая ценность работы определяется результатами решения поставленных задач, обобщением подходов к пониманию спонсорства и анализом практики применения спонсорства в PR-деятельности коммерческих предприятий.
Глава 1. Спонсорство как стратегическое направление в PR деятельности компании
1.1 Понятие спонсорской деятельности
В словаре терминов для PR-специалистов можно найти следующее определение спонсорства :
1) вклад (преимущественно финансовый или другими ресурсами – например, техникой) со стороны коммерческой компании в тот или иной социальный или культурный проект, в котором компания принимает участие;
2) вложение финансовых средств в какое-либо мероприятие на базе взаимовыгодного партнерства, которое накладывает определенного рода обязательства на стороны, участвующие в проекте.
Формы спонсорства могут отличаться: непосредственное финансирование; ценные подарки; предоставление материально-технической базы и т.д. Наличие определенных условий является обязательным для спонсорства, потому что именно на них предоставляется спонсорская поддержка. Условия регулируют специальный договор и прилагаемые к нему протоколы .
Со спонсорством часто сравнивают понятие благотворительности – оказания любого рода поддержки: материальной, информационной или юридической, нуждающемуся в ней организации или лицу, не предполагающее со стороны адресатов никаких условий по отношению к фирме или компании, которая предоставляет услуги .
Благотворительность базируется на анонимности и бескорыстных человеческих мотивах и не предполагает получение финансовой или иной выгоды.
Спонсорство выступает прагматичным видом помогающего поведения, его результатом является существенная выгода от вложенных средств в виде неоплачиваемой рекламы, укрепления имиджа компании и привлечения новых клиентов. Главная цель спонсора — это не желание остаться незамеченным, а наоборот, широкая огласка участия в проекте.
В данном контексте возникают сложности в рассмотрении спонсорства, как к виду помогающего поведения. В наши дни некоторые обращаются к спонсору, воспринимая его как филантропа, за крупными суммами на собственный проект, пытаясь получить их без каких-то обязательств, а некоторые под видом спонсорства покупает рекламу своих товаров.
В контексте маркетинговой и рекламной деятельности понятия «спонсора» определятся положениями Федерального закона №38-ФЗ от 13.06.2006 г. «О рекламе». Статья 3 данного закона определяет спонсора как физическое или юридическое лицо, предоставляющего финансовые средства для проведения культурного, спортивного или иного мероприятия, в том числе, транслируемого в средствах массовой информации. О финансовой поддержке спонсора упоминается в рекламе мероприятия. Данный вид рекламы получил название спонсорской рекламы .
Нормативное определение спонсора дает общее понимание спонсорской деятельности, но не конкретизирует, какую выгоду получает спонсор и какие отношения устанавливаются между ним и организатором социального проекта.
В рамках данной работы было выбрано определение, данное А.Ф. Векслер и Г.Л. Тульчинским: «спонсорство – это особый вид коммерческих инвестиций в социальные проекты, предназначенный для повышения ценности компании» .
Суть данного определения раскрывается в том, что спонсорство предполагает встречную услугу от благополучателя (чаще всего в виде неоплачиваемой рекламы).
В данном случае стоит учитывать противоречивость спонсорства: с одной стороны, стремления к достижению целей конкретной компании, с другой – к общественному благу.
Для достижения высоких стратегических результатов в рамках спонсорской деятельности разрабатывается особая технология, обеспечивающая эффективность спонсорской деятельности. В данном случае следует упомянуть еще одно понятие - спонсоринге (англ. sponsoring). Спонсоринг - это поручительство, попечительство, поддержка. В понятие спонсоринга входит выбор или организацию мероприятия, ведение и контроль события, реализация маркетинговой кампании, гарантирует выполнение проекта и соблюдение интересов спонсора .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бегидова Т.П., Бегидов М.В. Спонсорство в адаптивном спорте как направление социальных коммуникаций //Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2020.– № 1. –С. 6-8.
2. Векслер А.Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/5g57ii99hd/100963236.pdf, (дата обращения 20.06.2022)
3. Волков А. Компания «МегаФон» стала генеральным спонсором российского футбола – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.chitaitext.ru/novosti/kompaniya-megafon-stala-generalnym-sponsorom-rossiyskogo-futbola/, (дата обращения 24.06.2022)
4. Годовая бухгалтерская отчетность ПАО «МегаФон». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corp.megafon.ru/ai/document/12247/file/MEGAFON_2021_IFRS_FS_RUS.pdf, (дата обращения 24.06.2022)
5. Карасёв В.А. Зарубежный и отечественный опыт спонсорства и благотворительности в корпорациях // Фотинские чтения. – 2018. – № 1(9). – С. 399-403
6. Кулбахтина А.З. Поведенческий анализ корпоративного спонсорства и спортивных маркетинговых коммуникаций в России // Дискуссия. – 2022.– № 1 (110). –С. 62-7
7. Мегафон не собирается становиться спонсором какой-либо спортивной организации UPD – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/megafon-ne-sobiraetsya-stanovitsya-sponsorom-kakoj-libo-sportivnoj-organizatsii-24756.html, (дата обращения 24.06.2022)
8. МегаФон объявляет результаты за 3-й квартал 2021 года. – [Электронный ресурс]. 0- Режим доступа: https://corp.megafon.ru/press/news/federalnye_novosti/20211125-1000.html, (дата обращения 24.06.2022)
9. МегаФон признан самым эффективным телеком брендом в индексе эффективности Effie Russia Awards 2019! – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/05/28/megafon-priznan-samim-effektivnim-telekom-brendom-v-indekse-effektivnosti-effie-russia-awards-2019, (дата обращения 24.06.2022)
10. Мегафон. Награды и премии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corp.megafon.ru/press/nagrady/, (дата обращения 24.06.2022)
11. Официальный сайт ПАО «МегаФон» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megafon.ru, (дата обращения 24.06.2022)
12. Охотина Т.А. Социальные инвестиции: содержание категории и методологические аспекты определения сущности // Финансовые исследования. – 2021.– № 3 (72).– С. 66-72.
13. Принципы устойчивого развития ПАО «МегаФон» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corp.megafon.ru/development/, (дат обращения 24.06.2022)
14. Словарь терминов для PR-специалистов / Под ред. А.Н. Волковой.: - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hf-guap.ru/wp-content/uploads/Dictionary_of_PR_terms.pdf, дата обращения 24.06.2022
15. Спонсоринг и фандрайзинг в деятельности некоммерческих организаций. Методические рекомендации для НКО – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kdn.tularegion.ru/upload/iblock/b32/mp.pdf, дата обращения 20.06.2022)
16. Таланова М.И. Использование спонсорства в создании положительного имиджа компании // E-Scio. – 2021.– № 3 (54). –С. 552-558.
17. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/, (дата обращения 20.06.2022)
18. Фейгин Р., Ситникова А. Усманов привел в «Эвертон» нового генерального спонсора – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sportrbc.ru/news/5f9a92c19a794752ebeacb36, (дата обращения 24.06.2022)
19. Щетинина Е.А., Мурмыло Ю.Д. Спонсорство: эффективный инструмент маркетинговой коммуникации или осознанная социальная практика? //Экономический вектор. – 2020. – № 2 (21).– С. 41-46.