Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1 глава Теоретические аспекты изучения социальных сетей 5
1.1 Понятие и характеристики социальных сетей 5
1.2 Обзор новых социальных сетей в России 10
2 глава Исследование новых социальных сетей 14
2.1 Программа исследования новых социальных сетей: цели, задачи, методы исследования 14
2.2 Анализ результатов исследования 15
Заключение 22
Список литературы 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие информационных технологий и средств коммуникации изменило процесс общения и взаимодействия людей. По данным центра изучения общественного мнения «ВЦИОМ» каждый третий пользователь социальных сетей в России (29% опрошенных) проводит в них более 3-х часов в день, причем, среди представителей возрастной группы 18-24 года таких уже 72% .
Ограничение деятельности ряда иностранных социальных сетей в России не оказало существенного влияния на времени проведения в социальных сетях. Пользователи переместились в разрешенные социальные сети. Несмотря на популярность и узнаваемость существующих социальных сетей, постоянно появляются новые предложения в сфере цифровой коммуникации пользователей.
Актуальность изучения новых социальных сетей объясняется необходимостью изучения такого социального феномена, как виртуальное взаимодействие - взаимодействие в социальных сетях.
Проблемная ситуация заключается в том, что все больше пользователей социальных сетей заменяют реальное общение и взаимодействие с другими людьми виртуальным общением. Но виртуальное общение при всей его привлекательности и простоте реализации не удовлетворяет всех жизненно важных потребностей личности. Несмотря на это, социальные сети продолжают создаваться и развиваться, привлекая новых пользователей.
Целью работы является исследование новых социальных сетей, позволяющее выявить возможности для развития коммуникации и причины и факторы, влияющие на выбор пользователей.
Достижение цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты исследования социальных сетей: понятия и характеристики социальных сетей как средств коммуникации и виртуального взаимодействия пользователей;
2) провести обзор новых социальных сетей, набирающих популярность в России в 2022 году;
3) разработать и реализовать программу социологического исследования пользователей новых социальных сетей;
4) проанализировать полученные результаты и сделать вывод относительно факторов и причин выбора пользователей в отношении социальных сетей.
Объектом исследования выступают пользователи социальных сетей. Предмет исследования – предпочтения, причины и факторы, определившие выбор новых социальных сетей пользователями.
Деятельность социальных сетей основана на удовлетворении значимых для личности потребностей: в признании, принадлежности к группе, профессиональном и личностном развитии, получении новой информации, активизации и проявлении эмоций, а также самовыражении и самореализации. Это подтверждают результаты социологических исследований, проведенных такими авторами, как: А.А. Дыжова, Е.Ю. Сычева и другими. Также социальные сети формируют новый вид коммуникации между людьми – опосредованное общение и взаимодействие. Исследователи, например, А.Г. Остапенко, Е.А. Шварцкомф, отмечают, что социальные сети содержат в себе угрозу психическому состоянию пользователей, так как формируют противоречие между ожидаемыми и реальными событиями и реакциями пользователей. Больше количество и многообразие направлений исследований социальных сетей подтверждает актуальность и высокий исследовательский интерес к данному феномену.
1 глава Теоретические аспекты изучения социальных сетей
1.1 Понятие и характеристики социальных сетей
Понятие «социальная сеть» было сформулировано задолго до появления социальных сетей в том виде, к которому мы привыкли. В 1954 году вышла книга Джеймса Барнса «Классы и собрания в норвежском островном приходе», где упоминалось о социальной сети, как о системе социальных взаимодействий, реализованных в различных формах: двусторонние или односторонние социальные связи .
Для появления социальной сети в современном понимании необходимо было создание компьютерной техники и каналов передачи данных. Так в 1971 году была создана система передачи данных, которая использовалась американскими военными.
В 1988 году был разработан протокол IRC и программное обеспечение, позволяющее создавать ретранслируемый чат в интернете. Это дало возможность общаться в реальном времени людям, находящимся удаленно друг от друга .
В 1995 году Рэнди Кондрас систематизировал данные о выпускниках учебных заведений и открыл доступ к этим данным для того, чтобы другие пользователи могли найти однокурсников или одноклассников. Эта сеть называется Classmates.com, она существует и сегодня. Российским аналогом данной социальной сети являются «Одноклассники».
В 2004 году появилась компания Facebook Inc с одноименной социальной сетью. Сначала она объединяла только студентов Гарвардского университета, но постепенно становилась доступной для американцев, а затем и жителей всего мира. В настоящее время в России компания признана экстремистской и заблокирована.
В 2006 году Павел Дуров создает российский аналог Facebook – социальную сеть «ВКонтакте». Несмотря на то, что регистрация на платформе доступна для жителей всего мира, преимущественно здесь находится русскоязычная аудитория. Это не мешает социальной сети ежегодно увеличивать количество пользователей, обновлять функционал, становиться все интереснее и привлекательнее, как для личного общения, так и для коммерческой деятельности .
В этом же 2006 году был создан Twitter как сервис публичного обсуждения. Основную информационную единицу в данной социальной сети составляют «твиты» - небольшие заметки, текстовые сообщения. В отличие от личных сообщений, «твиты» публикуются в общей ленте и становятся доступными подписчикам .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксёнова Д.Д. Развитие социальной сети Instagram //Материалы Афанасьевских чтений. – 2020.– № 2 (31).– С. 36-40.
2. Аксёнова Д.Д. Становление социальной сети «Вконтакте» в России //Материалы Афанасьевских чтений. – 2020.– № 2 (31)–. С. 41-45.
3. Бурачевская К.Д., Кошелев А.А. Социальные сети как инструмент коммуникации: теоретико-методологический анализ // Тенденции развития науки и образования. – 2021.– № 75-2. –С. 76-78.
4. Донюков И. «Россграм», ЯRUS и TenChat: российские альтернативы западным соцсетям – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rzn.mk.ru/social/2022/04/05/rossgram-yarus-i-tenchat-rossiyskie-alternativy-zapadnym-socsetyam.html, (дата обращения 23.05.2022)
5. Дыжова А.А. Социальные сети в жизни современной молодежи: социологический анализ //Современная наука. – 2021.– № 6.– С. 64-67.
6. Истории самых популярных социальных сетей. Начало. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nachalo-journal.ru/article/istoriya-samyh-populyarnyh-socialnyh-setey, (дата обращения 23.05.2022)
7. Ластовкина Д.А. Социальные сети в структуре социального капитала: теория и практика исследования // Научная мысль.– 2021.– Т. 18.– № 4-1 (42).– С. 99-108.
8. Левин Л.М. Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. – 2019.– № 4.– С. 50-57.
9. Медиапотребление и активность в интернете. Аналитический обзор ВЦИОМ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete / дата обращения 21.05.2022
10. Остапенко, А.Г., Шварцкопф Е.А., Остапенко А.А., Мирошниченко Т.Ю., Трубицын С.Д., Лантюхов Н.М., Бартенев А.Н. «Инфодемия» и социальные сети: индуцированные риски и шансы // Информация и безопасность.– 2020.– Т. 23.– № 2.– С. 235-244.
11. Сычева Е.Ю. Управление электоральными коммуникациями в современных социальных сетях (социологический анализ) // Russian Economic Bulletin. – 2021.– Т. 4.– № 4. – С. 93-98.
12. RuTube. Видеохостинг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Rutube#cite_note-1, (дата обращения 24.05.2022)
13. TenChat - больше, чем сеть. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tenchat.ru, (дата обращения 24.05.2022)