Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Волонтёрская деятельность в настоящее время является одним из основных типов общественного участия российской молодёжи. Наиболее мощный импульс молодёжное волонтёрство в России получило в рамках реализации государственной молодёжной поли-тики по привлечению молодёжи в проправительственные движения и организации в середине 2000-х гг.
В 2010-е гг. на смену политизированному волонтёрству постепенно стало приходить классическое волонтёрство, связанное с возвращением социальных функций государства и поиском дополнительных ресурсов для этого, а также с осознанием необходимости социализации молодёжи в различных форматах гражданской, но, по возможности, не политизированной активности.
Волонтерская (добровольческая) активность граждан является важнейшим фактором социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды .
Добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан.
Добровольчество является важным для молодежной политики и образования, поскольку волонтерская (добровольческая) деятельность детей и молодежи - это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также средство реализации профессионального интереса в карьерном росте, особенно в части получения опыта общения в коллективе и получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье.
Степень изученности темы. Современное состояние проблемы добровольчества (в том числе и преимущественно молодежного) и благотворительности рассмотрено в работах Е. В. Акимовой, В. В. Боровой, Е. В. Великановой, Я. В. Латюшина, Н. В. Маковей, М. Д. Мартыновой, О. В. Митрохина, Г. В. Олениной, О. Ф. Петровой, H. A. Потаповой, Е. В. Соповой, Н. Ю. Слабжанина, И. Н. Руклинской и др.
Проблема исследования. Анализ многочисленных источников позволил определить недостаточную разработанность такого аспекта проблемы организации социально-культурной деятельности как поддержка развития волонтерской деятельности на региональном уровне.
Объект исследования: волонтерская деятельность молодежи.
Предмет исследования: поддержка развития волонтерской деятельности в Белгородской области.
Цель исследования: изучить особенности поддержка развития волонтерской деятельности молодежи в Белгородской области.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить волонтерство и волонтерскую деятельность молодежи;
• Проанализировать практику организации волонтерского движения молодежи в Белгородской области;
• Определить эффективные формы мобилизации молодёжи в волонтерскую деятельность.
Методы исследования. В исследовании применялся комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция, дедукция, идеализация, моделирование) и эмпирических методов (опрос, анализ документов и др.).
Эмпирическая база исследования включает:
– нормативно-правовые документы в области добровольческой федерального и регионального уровня, регламентирующие волонтерскую деятельность.
– статистические материалы, характеризующие настоящее состояние системы волонтерской деятельности молодежи в регионе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Раздел I. Волонтерство и волонтерская деятельность молодежи
Основами государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года – главным стратегическим документом в данной сфере, принятым в 2014 году, молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность трактуется как «добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат)» . Этим же документом предусматривается «формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности» в числе мероприятий по решению приоритетной задачи «создания условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта».
Очевидно, что «социальный функционал молодёжного волонтёрства намного шире, чем пресловутый «социальный лифт» или социально-экономическая мобильность, и его следует рассматривать, прежде всего, в контексте одного из механизмов социальной консолидации общества» .
На сегодняшний день исследователи предпринимают попытки обобщения концептуальных подходов и добровольческих практик с целью раскрытия специфики и роли, определения междисциплинарных механизмов функционирования и управления волонтерской деятельностью на государственном, региональном и локальном уровнях.
Для понимания сущностных характеристик и обозначения потенциала обратимся к анализу исследований феномена волонтерства, проведенных в философии, педагогике, психологии, социологии, социальной работе. На наш взгляд, данные концептуальные подходы наиболее взаимодополняют друг друга.
В философии исследователи (Д. Майерс, М. Хьюстон, П. А. Сорокин и др.), проанализировав эволюцию восприятия, практики и мотивы добровольцев, выделяют следующие особенности: наличие глубоких традиций оказания помощи ближнему на основе альтруистических мотивов; системный характер деятельности, направленной на формирование общественного сознания, осмысление и принятие нового мировоззрения. Данные особенности побуждают философов к рассмотрению онтологических и гносеологических мотивов добровольческой деятельности, позволяя выделить закономерности осознанного выбора, смысложизненных ориентиров, связанных со свободной и значимой деятельностью, потребностью в личностно-нравственном самосовершенствовании волонтеров. Противопоставление личного и общественного позволяет выделить, конкретизировать и объяснить нравственные императивы человеческого поведения. Таким образом, философия позволяет осмыслить «принцип целостности бытия и сознания» в понимании волонтерства как социального феномена.
В рамках педагогического подхода авторами (С. В. Тетерский, М. В. Шакурова, Т. В. Тратинко, Н. Н. Красовская и др.) исследуется воспитательный и образовательный потенциал волонтерства; его возможности в становлении профессиональных компетенций будущего специалиста через создание соответствующих условий; учет закономерностей в разработке программ подготовки молодежи к волонтерской деятельности .
Волонтерская деятельность позволяет достичь ожидаемого педагогического эффекта: сформировать в участниках волонтерской деятельности активную жизненную позицию, инициативу, умение брать на себя ответственность, приносить пользу себе и окружающим; передать от старшего поколения младшему положительный социальный опыт, в основе которого общечеловеческие ценности; включить детей и подростков в общественно одобряемую деятельность в целях профилактики асоциальных форм поведения.
В психологическом направлении предметом изучения являются содержательные характеристики добровольческой деятельности; личностные позиции и качества волонтера; внутриличностные механизмы волонтерской деятельности. Проблема мотивации волонтеров и ее роль в результативности добровольческой деятельности рассмотрена в исследованиях Азаровой Е. С., Вандышевой, Н. Н. Красовской, Н. П. Благенковой, Тратинко Т. В. и др. В научных исследованиях обозначается роль эмоционального интеллекта в развитии личности .
Фундаментальной основой социологических исследований является системное понимание феномена волонтерства как социального института; обоснование различий в направлениях волонтерской деятельности, определение критериев эффективности системы мотивации и поощрения волонтеров; анализ общественного мнения к проблемам добровольчества.
В теории М. Вебера раскрываются четыре типа социального действия (традиционное, аффективное, ценностно-рациональное и целерациональное), обусловленные рациональными связями между людьми в обществе. Согласно концепции, волонтер, участвуя в социально полезной и значимой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Благенкова, Н. П. Волонтерская деятельность в контексте профессионального воспитания будущих специалистов по социальной работе / Н. П. Благенкова, Н. Н. Красовская, Т. В. Тратинко // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы с семьей и детьми: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием, Томск, 28–29 окт. 2010 г. / Томский государственный университет. – Томск, 2010 – С. 233–236
2. Гостев А.Н. Социальное управление общественными объединениями инвалидов вследствие бое¬вых действий и военной травмы: монография. М.: СГУ, 2015
3. Дрокина К.Е. Волонтерская деятельность общественных организаций Белгородской области / К.Е. Дрокина // Научный диалог: вопросы социологии, политологии, философии и истории. URL: https: // interactive - plus.ru / ru / article / 461787 / discussion _ platform
4. Конституция Российской Федерации.
5. Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области (от 30.05.2016) №117 - пп URL: http: // docs.cntd.ru / document /428584220
6. Красовская, Н. Н. Волонтерская инициатива как необходимая составляющая профессионального становления будущего специалиста / Н. Н. Красовская // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Ярославль, 28 мар. 2019 г. / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. – Ярославль: Изд-во ВСГУТУ, 2019. – С. 54–57
7. Красовская, Н. Н. Участие в волонтерской деятельности как необходимое условие профессионального мастерства будущих специалистов по социальной работе / Н. Н. Красовская // Волонтерство: история, опыт, перспективы: материалы IV Респуб. науч.-практ. конф., Гродно, март 2015 г. / Гродненская районная женская организация «Надежда». – Гродно, 2015. – С. 187–189
8. Маленков В.В. Активное гражданство: эмпирические проекции концепта (по результатам исследования тюменской молодёжи) // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 133.
9. Об Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
10. Официальная группа в «Вконтакте» Волонтерского центра ЦМИ URL: https: // vk.com / volcentercmi
11. Официальная группа в «Вконтакте» Корпуса волонтеров города Белгорода: URL: https: // vk.com / volunteers31
12. Официальный сайт «Городская молодежь» URL: http: // belgormol.ru
13. Официальный сайт ОГБУ «Центр молодежных инициатив». URL: http://cmi31.ru/ v-meste.html
14. Постановление Правительства Белгородской области от 30 мая 2016 года №177-пп «О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области.
15. Реутов Е.В., Реутова М.Н., Шавырина И.В., Турьянский А.А. Cамоорганизация в локальных сообществах: практики и механизмы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4 (140). С. 145-164
16. Суркова И.Ю., Щебланова В.В., Логинова Л.В. Гражданский активизм молодёжи Саратовской области: социально-политическая включённость и потенциал участия // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 90-100.
17. Указ Президента РФ от 08 июля 2019 года № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы».