Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что многие художественные произведения отличаются друг от друга различными стилистическими особенностями, которые авторы выбирают для акцентирования определенных идей и мыслей.
Художественное время – один из важнейших компонентов литературного повествования, который определяет стилистику текста и философию содержания произведения.
Цель исследования – провести анализ художественных функций ретроспекций в романе Р. Сенчина «Дождь в Париже».
Объект исследования – ретроспекции в романе Р. Сенчина «Дождь в Париже».
Предмет исследования – художественные функции ретроспекций в романе Р. Сенчина «Дождь в Париже».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать принципы сюжетосложения в художественной литературе.
2. Рассмотреть художественное время и ретроспекцию как прием обращения к прошлому в литературном произведении.
3. Дать общую характеристику романа Р. Сенчина «Дождь в Париже».
4. Провести анализ художественных функций ретроспекций в романе Р. Сенчина «Дождь в Париже».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ РЕТРОСПЕКЦИЙ
1.1. Принципы сюжетосложения в художественной литературе
Сюжет – это ход событий, обычно состоящий из действий персонажей, то есть пространственно-временная динамика изображаемого. Литературные сюжеты в художественных произведениям создаются по-разному.
Сюжет и фабула – это термины, которые по-разному используются для обозначения ряда событий в литературных произведениях. На сегодняшний день под сюжетом понимают воссозданные в произведении события, которые связаны временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью .
Сюжет – это художественно построенное распределение событий, совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью законченности, которая необходима для осуществления авторского замысла. События нельзя пропустить без нарушения общей логики.
Сюжет есть форма воплощения сюжета, он организует сюжетный материал, иногда свободно варьируя и модифицируя его: рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, ускорением или замедлением темпа повествования, пропусками или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных моментов, наиболее важных с точки зрения автора .
Так, например, изображаемые события часто являются чистым вымыслом писателя – плодом авторского воображения. В то же время сюжеты могут иметь свои жизненные прототипы, воспроизведенные достоверно и полно :
– произведения, которые основаны на исторических событиях;
– многочисленные автобиографии;
– литературные сюжеты, созданные по следам уголовных преступлений (в таких случаях сюжет создается путем обработки известных писателю жизненных фактов).
Другим основным источником сложения литературного сюжета являются заимствования. Писатели широко опираются на уже известные литературные сюжеты, перерабатывая их по-новому, дополняя и трансформируя по-своему .
Заимствованные сюжеты преобладали в словесном искусстве на ранних этапах его развития, вплоть до эпохи Возрождения и классицизма. Творчество эпических и драматических писателей представляло собой переработку сюжетов, восходящих к предшествующим эпохам, к народному творчеству, к мифологии. В литературе последних столетий, особенно в творчестве писателей-реалистов, на первый план выступают вновь созданные, оригинальные сюжеты, отражающие современную эпоху писателей с ее противоречиями.
Слишком большое значение часто придавалось сюжетной общности литературы разных стран и эпох. Представители мифологической школы, существовавшей в середине XIX века, свели все существующие в литературе жанры к немногочисленным повторяющимся мотивам и закономерностям, существовавшим на протяжении всей истории словесного искусства, известным уже в эпоху мифотворчества .
Существовала также сравнительная (компартивистская) теория построения сюжета, сторонники которой придавали решающее значение межэтническим связям, в частности заимствованиям.
Во второй половине XIX века А.Н. Веселовский выступал против крайностей мифологической и сравнительной (компартивистской) теории. Он утверждал, что заимствование сюжетов – это не буквальное повторение того, что уже было в литературе, а способ конструирования нового содержания, продиктованного данными национально-историческими условиями. Но в этой концепции игнорировались принципиально новые мотивы, порожденные сдвигами в истории, которые также имеют место.
Аргентинский писатель Хорхео Луис Борхес говорил, что основных сюжетов существует всего 4 :
– возвращение домой;
– осада крепости;
– поиск чего-то;
– смерть и воскресение бога.
Выделяют следующие принципы построения сюжета :
– сюжеты могут быть однолинейными (сюжеты одного действия);
– многолинейные (несколько действий);
– панорамные, хронологические (события Б за событием А);
– концентрические (основанные на причинно-следственных связях).
Также в каждом литературном произведении присутствуют внесюжетные элементы :
– вставные эпизоды;
– рассказы и лирические (авторские) отступления в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие.
Основная функция внесюжетных элементов состоит в том, чтобы расширить рамки изображаемого, дать возможность автору выразить свою мысли и чувства по поводу различных жизненных явлений, не связанных непосредственно с сюжетом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышникова, Ю.Ю. Особенности функционирования ретроспекции и проспекции в тексте художественного произведения / Ю.Ю. Барышникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-retrospektsii-i-prospektsii-v-tekste-hudozhestvennogo-proizvedeniya (дата обращения: 25.05.2022).
2. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. – М. Художественная литература, 1975. – 420 с.
3. Есин, А.Б. Художественное время и художественное пространство / А.Б. Есин // Текстология. Образовательный журнал. – 2019. – URL: https://www.textologia.ru/literature/analiz-hudozhestvennogo-texta/analiz-struktury-hudozh-proizv/hudozhestvennoe-vremya-i-hudozhestvennoe-prostranstvo/4083/?q=471&n=4083 (дата обращения: 25.05.2022).
4. Москвин, А. Париж-то я и не заметил / А. Москвин // Литературная газета. – 2019. – № 38(6705). – URL: https://lgz.ru/article/38-6705-18-09-2019/parizh-to-ya-i-ne-zametil/ (дата обращения: 25.05.2022).
5. Назиров, Р.Г. Сюжет и фабула / Р.Г. Назиров // Назировский архив. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhet-i-fabula (дата обращения: 25.05.2022).
6. Нестерик, Э.В. Художественное время как литературная и текстовая категория / Э.В. Нестерик // Молодой ученый. – 2015. – № 9(89). – URL: https://moluch.ru/archive/89/18166/ (дата обращения: 25.05.2022).
7. Николаев, А.И. Основы литературоведения / А.И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 490 с.
8. Ничипоров, И.Б. Из Кызыла в Париж: геопоэтика современного психологического романа («Дождь в Париже И. Сенчина») / И.Б. Ничипоров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2019. – Т. 24. № 4. – С. 616–624.
9. Орлов, Д. «Дождь в Париже»: демаркационная линия Сенчина / Д. Орлов // Год литературы. Информационный портал. – 2019. – URL: https://godliteratury.ru/articles/2019/10/29/dozhd-v-parizhe-demarkacionnaya-lini (дата обращения: 24.05.2022).
10. Самофалова, М.В., Бабиян, Т.В., Борисенко, В.А. Проспекция и ретроспекция как способы репрезентации авторского времени в художественном тексте / М.В. Самофалова, Т.В. Бабиян, В.А. Борисенко // Современные научные исследования и инновации. Электронный научно-практический журнал. – 2015. – № 12. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60707 (дата обращения: 25.05.2022).
11. Сенчин, Р. Дождь в Париже: роман / Р. Сенчин. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 416 с.
12. Скрипко, В. Возвращение к язычеству. О новом романе Р. Сенчина «Дождь в Париже» / В. Скрипко // День литературы. – 2018. – URL: https://denliteraturi.ru/article/3299 (дата обращения: 25.05.2022).
13. Соотношение проспекции, ретроспекции и интроспекции // Библиотека РГУ им. С.А. Есенина. – 2018. – URL: https://library.rsu.edu.ru/p7169/ (дата обращения: 26.05.2022).
14. Сюжет и фабула // Myfililogy. Информационный филологический ресурс. – 2021. – URL: https://myfilology.ru/137/siuzhet-i-fabula/ (дата обращения: 25.05.2022).
15. Юрасова, Н.Г. Проблемы методологии анализа художественного времени / Н.Г. Юрасова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-metodologii-analiza-hudozhestvennogo-vremeni (дата обращения: 24.05.2022).