Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальным в последнее время становится культуртрегерство, что говорит о положительных тенденциях в культурной жизни государства. Сейчас культуртрегерство наполнилось актуальным содержанием, а его акции часто связаны с инициативами волонтерских организаций, где частные лица на добровольной основе берут на себя управленческие, спонсорские, продюсерские функции, становятся исполнителями и постановщиками, а их усилия на коллективном и индивидуальном уровне являются эффективными и результативными. И если принимать во внимание, что культуртрегерство реализует себя на безвозмездной основе и на социальных началах, следует признать, что реанимация и оживление культуртрегерства является аргументом требовательного запроса российского общества на культуру.
Цель работы состоит в том, чтобы, изучить культуртрегерство определить область их вклада, выявить её проявление в интеллигенции в периоде XIX-XX вв
Задачи:
1) выявить и обсудить культурную среду и ей сферы в Росси на момент серебряного века
2) исследовать, что такое культуртрегер, определить область деятельности, выявить характерные черты и рассмотреть примеры
3) проанализировать деятельность культуртрегеров на примере Российской интеллигенции
Объект исследования: интеллигенция как явление.
Предмет: культуртрегерская деятельность в XIX-XX вв.
Глава 1. Сферы культуры на момент конца XIX-начала XX вв.
Глава 1.1 Серебряный век Российской культуры
Богатейшая культура России в конце XIX и начале XX веков вобрала в себя лучшие традиции уходящего столетия и некоторые веяния нового. В эти годы мир стремительно менялся, и люди менялись вместе с ним. Возникали новые мысли насчёт старых социальных и иных вопросов, что не могло не сказаться на развитии культуры, которое охватило все её стороны. Это время расцвета поэзии и философии получило название «серебряного века русской культуры».
Литература.
В литературном сообществе продолжалось развитие идей критического реализма. В конце XIX и начале XX веков в России были созданы новые произведения таких признанных мастеров пера, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Однако, не все писатели и поэты были довольны затянувшимся периодом реализма, они пребывали в поиске чего-то нового. Так и зародилось новое направление – русский символизм, одним из самых ярких представителей которого стал Валерий Брюсов. Символизм, в свою очередь, привёл к появлению акмеизма, движения, противопоставленного ему (Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв), а отрицание традиционного искусства породило футуристов, таких, как Владимир Маяковский и Игорь Северянин.
Модернизм в литературе формируется накануне Первой мировой войны. Он представляет собой литературную революцию, участники которого говорили не только о разрыве с традицией реализма, но и культурной традицией Запада в целом. В модернизме проявляет себя новая эпоха литература, отказавшаяся от прежних традиций. Модернизм отвечает на «вечные» вопросы совершенно по-новому. Он создал принципиально новую литературу.
Модернизм представляет собой идейное направление в литературе и искусстве на рубеже XIX и XX вв. Он характеризуется уходом от классических канонов и ищет новые, радикальные литературные формы, создает абсолютно новый стиль написания произведений. Модернизм приходит на смену реализму и предвосхищает возникновение постмодернизма.
В модернизме полностью сменяется классическое восприятие картины мира. Авторы – это не носители абсолютной истины. Писатели больше не являются теми, кто дают готовые теории. Наоборот, модернизм ставит под сомнение абсолютизацию всего. Уходит линейность повествования. Появляется обрывочный и дробный сюжет, который часто повествуется несколькими героями, имеющими противоположные взгляды на события реальности.
Символизм.
Русский символизм как продуктивная система, которая оказала влияние на формирование поэзии второй половины прошлого столетия, на сегодня изучена недостаточно. Скорее всего, это связано со сложностями, которые могут сформироваться в ходе такого сравнения и анализа. И если русский символизм – это течение поэтического характера, которое связывается с определенным культурным и историческим хронотопом, то само понятие символа является слишком общим и универсальным, чтобы быть ограниченными пределами одного столетия . Мотивы символизма с периодичной регулярностью обнаруживаются в ходе эволюции не только поэзии, но и философии. Например, А. Ф. Лосев говорит о том, что «знаменитые идеи Платона или перводвигатель Аристотеля при ближайшем их рассмотрении оказываются не чем иным, как именно символами. Монадология Лейбница или персонализм Тейхмюллера, несомненно, в основе своей символичны» . Значит, под определенным углом зрения символизм может трактоваться как явление, носящее характер цикличности. Можно предположить, что есть определенный код-символ, который с известной степенью регулярности осуществляется в определенный временной промежуток в разных традициях поэтики. Часто такие «совпадения» трудно аргументировать «генетически», что показывает то, что код-символ универсален, поэтому к ним нужно подходить с позиций сравнительно-типологического метода.
В. Иванов говорит о символическом движении конца XIX века в нашей стране: «Итак, с одной стороны, канон Возрождения и классицизма, новый Парнас, древняя античная преемственность и глубокое, но самодовольное сознание поры упадка и одряхления благородной генеалогии этой преемственности, чисто латинское самоопределение новейшего искусства, как искусства поздних потомков и царственных эпигонов, и чисто александрийское представление о красоте увядания, о роскошной, утонченной прелести цветущего тления (декадентство); с другой стороны, ушедшие под землю ключи средневековой мистики и прислушивание к их глубокому рокоту, предчувствие нового откровения явной тайны о внутренней жизни мира и смысле ее, реализм, романтизм и прерафаэлитское братство» .
Цель обновления искусства требовала от символистов возвращения к культурным истокам, к эллинству. Важно было заново открыть для литературы настоящее искусство, обратиться к моделям мифа. Между А. Белым и Вяч. Ивановым, например, возникает переписка, в которой первый, соглашаясь с Ивановым, признает, что миф утверждает религиозную основу искусства. Но настаивает на том, что не искусство приводит к религиозному просветлению, а религиозное творчество заключено в концепцию эстетики символизма. Может быть, в плане идеологии и творчества среди представителей символизма и не было единства, но в плане творческого практически все говорило об обратном. Взяв практически любое стихотворное произведение символиста, можно увидеть примеры заимствования образов Античности.
Акмеизм.
Представители: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев. Для их творчества свойственно:
– отрицание мистических устремлений символистов;
– стремление воспеть земной мир во всей многоцветности и силе.
Футуризм. Представители: В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. Для их творчества свойственно:
– внимание к новой поэтической форме;
– острая социальная тематика.
Архитектура конца XIX-начала XX вв.
В прошлом облик российских городов определяли резиденции властей и просто дворян, но развитие культуры России в конце XIX и начале XX века изменило его навсегда. Теперь решающее значение для внешнего вида городской среды имели новые промышленные и общегражданские здания – фабрики, заводы, вокзалы. Немало этому поспособствовало и появление новых строительных материалов, таких, как бетон. При этом российские архитекторы экспериментировали с самыми разными стилями, такими, как модерн (Ярославский вокзал в Москве) и неоклассицизм (Киевский вокзал там же). Неорусский стиль также пользовался определённой популярностью, хорошим примером является здание Казанского вокзала.
Музыка конца XIX-начала XX вв.
В целом можно сказать, что национальная русская музыкальная школа окончательно оформилась во второй половине 19 века. Центрами культуры России в конце 19 и начале 20 веков стали Петербург, Москва и Киев, в которых были построены великолепные консерватории и театры. Огромное значение имела и деятельность художественного деятеля Сергея Дягилева, который фактически организовал знаменитый балет «Русские сезоны», пользовавшийся безумной популярностью не только в России, но и в других странах Европы. Современные исследователи полагают, что развитие
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Балдин К. Е. Миссия (не)выполнима. Роль, место и возможности публичного интеллектуала// Журнал социально-гуманитарных исследований, 2016. № 1// https://cyberleninka.ru/article/n/sergey-smirnov-zabytyy-provintsialnyy-kulturtreger-konets-xix-nachalo-xx-v/pdf (дата обращения 06.06.2022)
2) Бердяев, Н. А. Самопознание: учение Бердяева с комментариями / Н. А. Бердяев; сост. и коммент. Е. Лиственной. — Москва : Издательство АСТ, 2018. — 320 с.
3) Булучевская Е. А. Особенности русской эмиграции в Италию в начале 1920-х гг. //Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 3 (39). С. 20-25
4) Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
5) Дружининская О.В., Катаева И.Н. Бал как культурное явление XIX века: из истории слов.Вологда: ВГПУ, 2018.
6) Захарова О.Ю. Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика. Москва: Центрполиграф, 2019.
7) Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. – М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994.
8) Критика русского символизма. М.: Олимп, 2019. Т. 2.
9) Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
10) Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997. С. 201
11) Публицистика М. Горького в контексте истории. Материалы и исследования. Вып. 8 / отв. ред. Л.А. Спиридонова. М., 2007.
12) "Румянцевские чтения", международная научная конференция, Ч. 2. Материалы международной научной конференции (15-16 апреля 2014) Ч. 2, 2014. — 401, [1] с.
13) Рыжкова Н. Бальные танцы и русская музыка // Маска и маскарад в русской культуре XVIII –XX веков / отв. ред. Струтинская Е.И. . М.: Государственный институт искусствознания,2020.
14) Соостер Т., Культуртрегер 1960-х : [беседа с израил. художником] // Диалог искусств. — 2017. — № 2. — С. 138-140
15) Спиридонова Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013.
16) Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
17) Уртминцева М.Г. Жанр фельетона в Нижегородской периодической печати 1890-х годов ХIХ века (по материалам ЦФ НГОУНБ) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 325-330
18) Успенский Б. А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры//Россия/Russia. 1999, No 2. С. 10-15