Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в анализе тематики подростковой беременности и родов. Это достаточно актуально и представляет практический и научный интерес.
Более пятнадцати миллионов на нашей планете количество несовершеннолетних матерей. И еще пять миллионов прибегают к прерыванию беременности.
В связи с этим возникает необходимость изучить такое явление как несовершеннолетнее материнство.
Даже если не брать во внимание общее снижение количества детей, которые сейчас рождаются, то можно понять, что юные девушки рожают даже больше, чем было ранее.
Многие просто становятся матерями одиночками, а многие вступают в брак и создают семью.
В характеристике научной разработанности данной темы учитывается то, что раннее материнство уже анализировалось у различных авторов в разных изданиях.
Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература) отечественных и зарубежных авторов, научные статьи в периодических журналах, специализированные веб-сайты организаций.
Предмет исследования: незапланированная беременность и раннее материнство как объект социальных технологий.
Цель исследования: рассмотреть основные причины и мотивы незапланированной беременности и раннего материнства.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия раннего материнства и незапланированной беременности;
2. Рассмотреть причины и последствия раннего материнства;
3. Определить основные мотивы раннего материнства и показать пути решения выявленной проблемы.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ И РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Сущность понятия незапланированной беременности и раннего материнства
Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. Одно из наиболее сильных чувств, которые испытывает женщина в своей жизни - это чувство любви к собственному ребенку.
Когда женщина становится матерью, ее отношение к жизни полностью меняется. Инстинкт материнства - является одним из наиболее сильных чувств, какие испытывает женщина в жизни. Во время беременности, появляется ощущение единого целого со своим малышом. В большинстве случаев, это чувство сохраняется даже после рождения ребенка. Дети полностью переворачивают привычный ритм жизни.
Они меняют все, вплоть до взаимоотношений с мужем, друзьями или родственниками. Теперь жизнь подстраивается к жизни малыша. Время, в которое вы могли спокойно отдохнуть, уже не принадлежит вам.
Материнство изучается в категории различных наук: медицины, истории, культурологи, социологии, физиологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия материнства несуществует.
В словаре русского языка С. И. Ожегова «материнство» трактуется как состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка, так же свойственное матери сознание родственной её связи с детьми.
Г.Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представители феминистского подхода объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий материнства, такие как биосоциология, теории, психоанализ, опирающиеся на идеи Руссо рассматривают материнство, прежде всего как работу или долг.
В.И. Брутман определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований.
Первое направление посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать определяется в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, и как объект в области носителя родительских функций, где происходит лишение субъективной психологической реальности.
Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери.
Поэтому, используя анализ материнства, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.
Таким образом, нет единого, однозначного понятия материнства.
Взгляд Г.Г. Филипповой относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определенным. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивают и интерпретируют функции матери.
Проблема подростковой беременности и родов актуальна во всем мире. Сегодня по всей земле рожают более пятнадцати миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как несовершеннолетнее материнство.
В нашей стране раннее материнство существует уже более 4-х столетий, так как ранние браки в России были повсеместным явлением. А основным и главным содержанием браков было рождение детей.
В нашей стране около 15% всех родов происходят у матерей, чей возраст находится в диапазоне от 15 до 19 лет. Около трети всех ранних беременностей заканчиваются абортами. А выкидышами — около 14% подростковых беременностей. Чуть больше половины ранних беременностей заканчиваются родами.
Известный факт, что у большинства подростков физическое развитие опережает психическое, и эта разница составляет 6 лет, а в некоторых случаях 10 лет. В связи с этим, и возникают проблемы, которые отмечают многие исследователи. Они связаны с появлением неплановых беременностей, абортов в раннем возрасте, брошенных детей, суицидальных мыслей и действий самих подростков.
Чем моложе возраст матери при ранней беременности, тем больше вероятность, что эта беременность будет протекать с патологиями. Это обусловлено тем, что биологическая зрелость организма нарастает постепенно.
В гинекологии есть очень важное понятие менструального возраста. Он отражает число лет от первой менструации до наступления данной беременности.
Менструальный возраст при ранней беременности играет огромную роль в плане прогноза настоящей беременности для мамы и малыша. Относительно этого показателя всех юных матерей разделяют на группы:
• Женщины с менструальным возрастом 1 год и меньше;
• Женщины с менструальным возрастом 2 года;
• Женщины с менструальным возрастом 3 года и более.
Относительно возраста детей и подростков с ранней беременностью можно разделить на три группы:
• Сверхюные первородящие, то есть до 9 лет. У этих девочек ускоренное половое развитие.
• Юные первородящие – это 9-15 лет. Половое созревание еще не закончено.
• От 15 до 18 лет. Подростки, которые уже созрели для наступления беременности и вынашивания малыша.
В настоящее время сексуальные отношения несовершеннолетних людей являются обыденным и не воспринимаются как нарушение. При этом обсуждению правил личной гигиены, контрацепции в семье не уделяется достаточное внимание, наоборот зачастую ими пренебрегают.
На основе этого в современном мире наблюдается тенденция к ранним сексуальным отношениям между людьми, а половые связи до брака являются нормой. Проблема же подростковой беременности наиболее интересна современному обществу.
В настоящее время увеличивается число девушек, которые в период обучения в средней школе, становятся беременными. Данный возраст характеризуется молодостью и отсутствием опыта. Поэтому в обществе появилась молодежная группа, которая состоит из несовершеннолетних матерей. При этом они отстранились от школы, семьи, близкого окружения и нередко от общества в целом.
По медицинским меркам считается, что беременность, наступившая до 18 лет, является ранней.
Ранняя беременность — это беременность в подростковом возрасте от 13 до 19 лет. В настоящий период у девушек наблюдается переходный возраст, гормональная перестановка. Именно к окончанию подросткового возраста считается, что женский организм полностью созревает и готов к вынашиванию и рождению ребенка.
В России считается, что ранняя беременность чаще возникает среди подростков, живущих в неблагополучных семьях. Сейчас же данная характеристика не подтверждается. Данный образ отражается на подростках и они в силу материальных затруднений становятся более благоразумными, а дети из обеспеченных семей принадлежат сами себе и испытывают недостаток внимания со стороны родителей, что в свою очередь приводит к возникновению ранней беременности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алдакимова О.В. Современный подход к проблеме юного материнства: зарубежный и отечественный опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 8. – С. 116–118.
2. Беременность среди подростков: информационный бюллетень №364, сентябрь 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs364/ru/ (дата обращения: 21.05.2022).
3. Бжецева С. З. Социокультурный статус детства в современном российском социуме: автореф. дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2012. – С. 26
4. Бердникова Т.В. Юное материнство: личностный и социальный аспекты: дис. канд. … социол. наук. – Курск, 1999. – С. 176
5. Государственная статистика: число прерываний беременности [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31595 (дата обращения: 21.05.2022).
6. Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // Социологические исследования. – 2002. – № 11. – С. 83–91.
7. Захаров Г.Н. Медико-социальные аспекты подросткового материнства как фактора риска заболеваемости новорожденных: aвтореф. дис. … канд. мед. наук. – Красноярск, 2005. – С. 24
8. Ильина Д.В. Проблема несовершеннолетнего материнства в России // Молодежь и XXI век – 2016: материалы VI Международной молодежной научной конференции. – Курск: Университетская книга, 2016. – С. 53–56.
9. Ковалева Е.А. Раннее материнство как феномен культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Волгоград, 2018. – С. 24
10. Казакова Е.В. Языковой портрет современного подростка // Филологическое образование в период детства. 2016. №23. C. 67–69.
11. Кантеева К.Р., Чеджемов Г.А. Ранние браки: проблемы нестабильности и развода в современном обществе // Наука, образование и культура. – 2017. – № 6 (21). – С. 97–99.
12. Немов P.C. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С. 496
13. Пушкарева Н.Л. Материнство как социально-исторический феномен (обзор зарубежных исследований по истории европейского материнства) // Женщина в российском обществе. 2000. № 1. С. 9–24.
14. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – С. 718
15. Пяткин Д.А., Царева А.Я. Проблема раннего материнства в Российской Федерации // Молодежь России: проблемы и тенденции социально-правовой социализации: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. – СПб.: Правосудие, 2015. – С. 180–184
16. Реймер Е.А. Несовершеннолетнее материнство: правовые аспекты // Социальное и пенсионное право. – 2016. – № 1. – С. 38–40.
17. Реймер Е.А. Раннее материнство в большом городе // Социология города. – 2015. – № 3. – С. 32–38.
18. Савченко И.С. Понятие, причины и последствия несовершеннолетнего материнства // Научное отражение. – 2018. – № 2 (12). – С. 39–42.
19. Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США: российско-американский проект / Рос. гос. соц. ун-т, Ун-т Прибреж. Каролины (США); под ред. В. И. Жукова; пер. с англ. Э. А. Алескеровой и др. Москва: Издательство РГСУ, 2009. – С. 416
20. Сорокина П.В., Демидов С.В. Современные проблемы раннего материнства // Социально-экономические аспекты развития современного общества: межвузовский сборник научных трудов. – Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т., 2014. – С. 228–231.
21. Тихонова С.В. «Портрет» современного читателя-подростка [Электронный ресурс] // Приволжский научный вестник. 2014. №8–2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-sovremennogo-chitatelya-podrostka (дата обращения: 21.05.2022).
22. Ткаченко А. А., Турилов А. А., Квливидзе Н. В. Иакова Протоевангелие // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. XX. С. 567–576.
23. Тронина Л.Н. Этико-психологические проблемы современного материнства: автореф. дис. ... канд. фил. наук. Тула, 2010. – С. 20
24. Троцкий С.В. Христианская философия брака [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/hristianskaja-filosofija-braka/ (дата обращения: 21.05.2022).
25. Троцук И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии: монография. М.: Уникум-центр, 2006. – С. 207
26. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии – 2001. – № 2. – С. 22–37.
27. Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли : автореф. дис. ... канд. фил. наук. Барнаул, 2008. – С. 28
28. Юшкова Н.А. Женский образ: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] // Манускрипт. 2016. №12-3 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-obraz-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения: 21.05.2022).