Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Под роспуском Югославии понимаются события, произошедшие в бывшей Югославии в период с 25 июня 1991 года по 5 июня 2006 года , которые привели к её распаду и образованию шести новых суверенных республик (Словения, Хорватия , Босния-Герцеговина , Черногория , Северная Македония и Сербия ), и к которому для некоторых экспертов относится также частично международно-признанная независимость сербского края Косово, произошедшая в 2008 году. Распад Югославии произошел в результате ряда политических потрясений и конфликтов в 1990-х годах.Республики, входящие в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии , распались после периода политического кризиса 1980-х годов после смерти Тито , но нерешенные проблемы вызвали ряд кровавых военных конфликтов, известных как югославские войны , которые в основном затронули Хорватию, Боснию и территорию Косово.
До сих пор последним этапом распада Югославии является война в Косово. В Черногории и Воеводине существует напряженность, которая может предвещать конец федеративного государства. Сначала мы остановимся на наиболее важных аспектах отношений между сербами и косоварами. Затем мы будем использовать категории Клаузевица для описания войны, чтобы мы могли сделать выводы об этом процессе. Весной 1981 года появились новые требования изменить статус провинции и считаться еще одной республикой в составе Федерации. Эти претензии были яростно подавлены.
Репрессии усилились в 1988 году, когда снова начались беспорядки; этот косовский национализм был репликой сербского национализма, возглавляемого Слободамом Милошевичем. Летом 1988 года сербы выступают под лозунгом "Косово принадлежит нам"; в феврале следующего года в условиях кипучей обстановки в крае Белград объявил чрезвычайное положение в регионе, а 15 июля была отменена автономия, установленная Конституцией 74 – го-роспуск местного парламента и запрет на преподавание албанцев - по истечении шестисот лет борьбы против турки, а в июле 1990 года распустили политические органы в крае.
В сентябре 1991 года был проведен тайный референдум, закончившийся провозглашением"республики Косово", признанной только Албанией. В мае 1992 года после выборов, также тайных, Ибрейн Ругова был избран президентом.
После этого процесса косовары образовали подпольное общество (где преподают албанский язык и культуру), возглавляемое президентом Ибраином Руговой, политика которого носит явно пацифистский характер.55
Но эта политика не касается молодежи, поэтому в 1996 году состоялись первые вооруженные действия освободительной армии Косово (ОАК). Эта подпольная армия оседает на севере Албании и в Македонии. Они были обучены немецким правительством и разрешены албанцами, проживающими в Западной Европе, с ресурсами, полученными от незаконного оборота наркотиков.
В настоящее время Косово является самым бедным регионом бывшей Югославии, на тысячу жителей приходится 118 рабочих мест против 259 по всей стране, безработица затрагивает 90 % молодежи и имеет самый высокий демографический прирост в Европе 3,4 %. национальность, так как каждый второй албанец живет за пределами Албании.
Подпольные действия как сербских ополченцев и военных, так и косовских партизан ввергли регион в глубокий политический кризис.
В феврале 1998 года наступление сербских сил в этом районе было направлено на ликвидацию косоваров, чтобы разрешить колонизацию сербов, изгнанных из Хорватии и Боснии. 56 Это логика, определяющая этническую чистку, которая, хотя и является "крайней практикой некоторых ополченцев или неконтролируемых банд, является способом ведения этой войны
Предметом исследования автор избрал особенности, международный резонанс и динамику косовского конфликта конца 90-х годов.
Объектом исследования является причина распада Югославии.
Из этого вытекает цель исследования - определение особенностей распада Югославии и его влияния на мировую политику.
Указанная цель определила и задачи, которые необходимо было решить в данном исследовании:
- выявить этнополитические и конфессиональные причины югославского конфликта, показать особенности его различных фаз;
- определить природу кризиса в Косово, его политическую, религиозную, этническую и экономическую составляющие;
- проанализировать политические аспекты взаимоотношений международных организаций по проблемам урегулирования на Балканах;
- сопоставить политические интересы России и Соединенных Штатов Америки на Балканах, их совпадение и противоречия.
Глава 1.ЮГОСЛАВИЯ: ПРИЧИНЫ РАСПАДА
1.1.Причины распада Югославии: Экономический коллапс и международный климат
Югославия была страной с большой промышленной мощью и процветающей экономикой. За двадцать лет до 1980 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составлял в среднем 6,1 процента, здравоохранение было бесплатным, грамотность составляла 91 процент, а ожидаемая продолжительность жизни достигала 72 лет. Но после десятилетия плохого управления экономикой и пяти лет распада, войны и бойкота югославская экономика рухнула.
Югославия была единым государством, включавшим в себя и Восток, и Запад. Кроме того, ее президент Иосип Броз Тито был одним из ведущих членов «третьего мира» или «большой семерки», являвшейся альтернативой более могущественным странам. Что еще более важно, Югославия выступала в качестве буферного государства между Западом и Советским Союзом, а также препятствовала выходу СССР к Средиземному морю. Люди использовали общеупотребительную фразу, но с сильным философским и политическим значением, а именно: «Югославия имела семь границ, шесть республик, пять национальностей, четыре языка, три религии, два алфавита и одного лидера», что указывает на сильный центральный контроль, к которому его жители должны быть подчинены в своем существовании как нация.
Однако после смерти Тито и прихода к власти Горбачева в Советском Союзе, де-юре введения в действие перестройки и гласности в Советском Союзе Запад был настолько уверен в намерениях СССР, что Югославия больше не считалась электростанцией стратегического значения. Несмотря на то, что Белград не поддерживал союзы и несмотря на его важные отношения с Европейским сообществом и Соединенными Штатами , администрация Рональда Рейгана он специально нацелился на югославскую экономику в ходе тайной операции в 1984 году (NSDD 133) «Американская политика в отношении Югославии». В Восточной Европе выброшенная цензурированная версия была выпущена в 1990 г., создана в 1982 г. Последняя выступала за «расширение усилий по продвижению «тихой революции» для свержения коммунистических правительств и партий», реинтегрируя страны Восточной Европы в рыночно-ориентированную экономику.
Внешний статус-кво, от которого зависела жизнеспособность Коммунистической партии, начал исчезать. Кроме того, падение социализма в Центральной и Западной Европе вновь вызвало конфликты, противореция и этнорелигиозную рознь в Югославии. Его бессоюзный статус привёл к ряду займов со стороны обоих блоков(капиталистического и социалистического). Этот контакт с Соединенными Штатами на Западе открыл рынки Югославии раньше остального континента.
Нефтяной кризис 1973 года усугубил барьеры для торговли с Западом, резко затормозив тридцатилетний стремительный экономический рост. Чтобы противодействовать этому эффекту, Югославия запросила ссуды у Международного валютного фонда (МВФ) и впоследствии попала в очень высокий внешний долг. В качестве условия получения кредитов МВФ потребовал либерализации рынка в стране. К 1981 году накопленный долг Югославии составил 19,9 миллиарда долларов. Еще одной проблемой был уровень безработицы, составивший к 1980 году один миллион человек. Эта проблема усугублялась «общей непродуктивностью юга», которая не только еще больше погрузила Югославию в катастрофу, но и раздражала Словению и Хорватию. Десятилетие бедности привело к растущему разочарованию и недовольству сербским «высшим классом» и меньшинствами, которые извлекли выгоду из государственного законодательства. Реальная прибыль Югославии упала на 25% с 1979 по 1985 год. К 1988 году долг достиг 4,5 трлн долларов, а в 1989 году он достиг 6,2 трлн долларов, что составляет 19% от общего мирового долга.
Югославия Тито характеризовалась постоянными реформами, которые не решали ключевых национальных проблем. Кроме того, федеративная система из-за роста национальной напряженности и стремления Коммунистической партии «поддержать национальное самоопределение» начала выходить из-под контроля. В результате было создано Косово , как автономная область Сербии, регулируемая конституцией 1974 г. Конституция не признавала власть столицы над вновь созданными автономными областями в Воеводине (район Югославии с большим количеством этнических меньшинств) и Косово (с большим этническим албанским). Это не только усилило страх сербов перед «слабой Сербией ради сильной Югославии», но и нанесло удар по самой основе национальной идентичности Сербии. Большинство сербов считают Косово «колыбелью нации» и не допускают возможности потерять его, позволив заселить его в основном албанцами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии. Документы. В 4-х томах. М., Индрик. 2007-2012.
2. Аникеев, А.С. Югославия в годы конфликта с СССР и странами «народной демократии» // Москва и Восточная Европа. Советско-югославский конфликт и страны советского блока. 1948-1953. Очерки истории. - М.; СПб.: Нестор-История, 2019. - С. 15-105.
3. Балканы сегодня: строительство на югославских руинах https://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/balkany-segodnya-stroitelstvo-nayugoslavskikh-ruinakh/ (дата обращения: 10.05.2022г.)
4. Гуревич, А.Я. Фернан Бродель, певец Средиземноморья и времени «большой длительности» // Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 508-520.
5. Гуськова Е. История Югославского кризиса (1990-2000). - М.,2021.
6. Животич, А. Советско-югославский конфликт и укрепление советского влияния в Албании. 1948-1953 гг. // Москва и Восточная Европа. Советско-югославский конфликт и страны советского блока. 1948-1953. Очерки истории. - М.; СПб.: Нестор-История, 2019. -С. 326-349.
7. Дибас О. А., Милокост Л. С. Марти Ахтисаари: взгляд на решение конфликта в Косово (20042007) // Genesis: исторические исследования. 2019. № 4. С. 31-42.
8. Историческое наследие распада Югославии и современные отношения России со странами бывшей республики https://ru.valdaiclub.com/ (дата обращения 20.05.2022г)
9. История южных и западных славян. /Под ред. Г.Ф.Матвеева и З.С.Ненашевой. Т.1-2. М., Издательство МГУ.2019.
10. Косово: международные аспекты кризиса. Под ред. Д.Тренина и Е.Степановой. М.: Московский центр Карнеги. 2020. -308 с.
11. Куда идут Балканы. Новая парадигма сотрудничества для России. Доклад Валдайского клуба. Сентябрь. 2018. https://ru.valdaiclub.com/ (дата обращения 8.05.2022г.)
12. Лобанов М.М. Проблемы развития Сербии: как «удержаться на гребне» новой волны экономического роста? /М., Институт экономики РАН. 2019. – 53 с.
13. Мишин И. О. Косовский кризис во взглядах американских неоконсерваторов // Державинский форум. 2019. Т. 2. № 5. С. 173-179.
14. Мошкин С. В. «Косовский прецедент» в дискурсе заявлений российского руководства // Дискурс-Пи. 2019. № 2 (31). С. 159-168.
15. Половченко К. А. Генезис проблемы Косово и Метохии: конституционно-правовое исследование // Социально-политические науки. 2017. № 2. С. 120-124.
16. Филимонова А. И., Чередниченко С. А. «Республика Косово»: наркотеррор регионального и глобального уровня // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 2. С. 20-32.
17. Bechev, Dimitar. “Making Inroads: Competing Powers in the Balkans.” In The Balkans: Old, New Instabilities. A European Region Looking for its Place in the World, edited by G. Fruscione. ISPI, Ledizioni LediPublishing, 2020, 48-69. https://doi.org/10.14672/55262477.
18. Capussela, Andrea Lorenzo. State-Building in Kosovo. Democracy, Corruption and the EU in the Balkans. London-New York: I.B. Tauris & Co Ltd, 2021.
19. Entina, Ekaterina, and Alexander Pivovarenko. “Russia’s Foreign Policy Evolution in the New Balkan Landscape.” Politička Misao. Croatian Political Science Review 56, no. 3-4 (2019): 179-199. https://doi.org/10.20901/pm.56.3-4.08.
20. Giffoni, Michael L. “Expert View Belgrade and Pristina: A Dialogue Between the Deaf Mediated by the Blind?” In The Pandemic in the Balkans. Geopolitics and Democracy at Stake, edited by G. Fruscione. ISPI, Ledizioni LediPublishing, 2021: 102-117.