Фрагмент для ознакомления
2
государства. Они сосредоточены на материальном самообеспечении и поиске стабильной работы.
В качестве вывода отметим, что в современной России существуют два подхода к кризису участия:
1) в рамках первого подхода под активистами подразумеваются люди, не обладающие высокой политической культурой и не умеющие использовать законные и более надежные методы воздействия на власть;
2) второй подход предполагает, что кризис участия в России является следствием низкого уровня политической культуры и что он - следствие того, как устроена российская политическая жизнь, повлиять на которую гражданину представляется крайне сложным.
Наряду с этим молодежь, которая является основным фактором стабильности развития политической культуры страны, не сильно связана с политикой, и предпочитает посвятить себя поиску своего места в обществе.
Для изучения структуры ценностей и их влияния на модели электорального поведения российских граждан, степени их постоянства и изменчивости в различных социально-политических и социально -экономических условиях Ю. П. Авериным, В. А. Сушко [1, с. 227] были проведены два анкетных квартирных опроса городских избирателей по единой методике в апреле 2012 г. и июле 2018 г. после выборов Президента РФ. Выборка: территориальная, гнездовая, квотная (по полу, возрасту). Численность выборочной совокупности в 2012 г. составила 705 человек в 21 центральном городе, в 2018 г. - 1200 человек в 6 центральных городах, что обеспечило представительность результатов исследования к городскому населению России в возрасте от 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, территориальному расселению с погрешностью ± 4% .
В анкете использовались два блока вопросов. Первый блок состоял из вопросов, относящихся к оценке ценностей в их инструментальном выражении. В 2012 г . этот блок состоял из восьми вопросов, касающихся следующих ценностей: счастливой семейной жизни, гедонизма, познания, творчества, материальной обеспеченности жизни, здоровья, патриотизма. В 2018г. в этот блок были добавлены вопросы, касающиеся безопасности, свободы и стабильности. Исследования финансировались социологическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова. Второй блок состоял из вопросов, относящихся к оценке социально - демографического, социально-образовательного и материального положения городского населения России.
Результаты исследования позволили проследить изменение структуры ценностей городского населения в период с 2012 по 2018 г. и характер их влияния на поведение избирателей в зависимости от состояния социально-политических и социально-экономических условиях в России.
Ценностная структура городских избирателей в 2012 г. Для того чтобы ответить на вопрос о том, каким образом зависит отношение избирателей к голосованию и выбору кандидатов от их ценностной структуры, проведен ее анализ. Факторный анализ позволил выявить латентные переменные, которые описывают типологическую структуру ценностей городских избирателей и вес каждого из ее типов.
В соответствии с концепцией политической культуры Р. Инглхарта в целом ценностная структура городских избирателей является в преобладающей степени «материалистической», так как в пространстве их ценностей значительный вес имеют, во-первых, ценность материально обеспеченной жизни; во -вторых, ценность семьи . Иными словами, для городских избирателей характерна преобладающая роль инструментальной рациональности, присущей индустриальному обществу.
«Постматериалистические» ценности также присутствуют в пространстве ценностей городских избирателей. Это познание и творчество, но их значимость ниже по сравнению с материалистическими ценностями.
При этом молодые люди являются большими материалистами, чем старшее поколение. Для них инструментальная рациональность, присущая индустриальному обществу, характерна в еще большей мере, чем для старшего поколения. Значимость духовных составляющих, характерных для «постматериалистов», среди людей старшего возраста выше чем у молодежи. Это свидетельствует о большей, по сравнению со старшим поколением, рациональности молодежи, которая считает постижение интеллектуального и духовного наследия предшествующих поколений (литература, наука, музыка,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аверин Ю. П., Сушко В. А. Ценности и электоральное поведение российских граждан на президентских выборах (2012, 2018): постоянство и изменчивость// ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2019. Т. 25. No4.С. 227-239
2) Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов //Вестник Института социологии. 2019.Т. 10.№ 3.С. 82
3) Алавердов А. Р. Управление персоналом. — М.: Market DS, 2017.
4) Водопьянова Е. В. Миллениалы: российская и европейская версии //Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2020.№ 1(13).С. 129–133
5) Гартман Н. Эстетика. — М.: Издательство иностранной литературы, 1958.
6) Гофман А. Б., Традиция, солидарность и социологическая теория. — М.: Новый хронограф, 2015.
7) Давыдов Д.А. Концепция постматериализма Роналда Инглхарта в критической перспективе // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 2018. Т. 18, вып. 3, с. 86–102.
8) Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 71-80
9) Евдокимова Т.Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 1(11). С. 65-70
10) Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Характеристики коллективной памяти в контексте социально-психологических особенностей двух поколений//Горизонты гуманитарного знания. 2017.№ 5.С. 83-90
11) Золотов А. В., Воспроизводство социальных норм в России // Вопросы экономики. — 2020. — № 7. — С. 127-141.
12) Инглхарт Р. Меняющиеся ценности , экономическое развитие и политические перемены // Международный журнал социальных наук. 1996. No 12. С. 48-55
13) Лебедева Н. М., Векторы развития стран в едином пространстве культурных измерений // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 6. — С. 99-111
14) Лощилов П., Современная политика: вторжение постмодерна // Обозреватель-Observer. — 2019. — N 9. — С. 50-63.
15) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012
16) Омельченко Е. Л.Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX–XXIвв.:автореф. дис. … доктора социол.наук : 22.00.06 /Ин-т социологии РАН.Москва, 2004. 48с
17) Основы политологии. Курс лекций / Под ред. В.П. Пугачева. М., 2020.
18) Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. – М., 2020.
19) Твенге Дж .М.Поколение селфи. Кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык .М.:Бомбора, 2018.
20) Философский энциклопедический словарь / ред.состав.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА М, 2020
21) Фомичева Т. В., К операционализации понятия "социокультурные ценности" в рамках проекта "World Values Survey" // Социальная политика и социология. — 2020. — Т. 19, № 1 (134). — С. 123-131
22) Ядов В.А. Социальная стратификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
23) Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action // Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, E.A. Shils. Cambridge; Harvard, 1951. P. 395
24) Rokeach V. The nature of human values. N.Y.; L., 1973. P. 3.
25) Шамис Е., Антипов А .Теория поколений //Маркетинг.Менеджмент. 2007.№ 6.С. 42–46.