Фрагмент для ознакомления
2
антикоррупционных законов к проблематике политической коррупции больший интерес могут представлять обычные антикоррупционные ограничения и запреты, но направленные на «весомых» субъектов. Так, ряд ставших привычными антикоррупционных мер вроде декларирования активов и предотвращения конфликта интересов могут согласно Закону о противодействии коррупции быть направлены на обладателей должностей, которые можно назвать в определенном смысле «политическими» (например, на лиц, «замещающих государственные должности Российской Федерации»).
Определенно декларирование активов высшими государственными представителями, которые могут иметь слово при принятии политических решений, способствует формированию общего благоприятного фона для успешного противодействия коррупции как таковой, в том числе и политической. В ряде случаев декларирование доходов и расходов и институт предотвращения конфликта интересов могут помочь предотвратить акты политической коррупции или помогут сформировать дополнительную доказательственную базу в случае нарушений. Но, являясь средством общей профилактики коррупционной активности, они далеко не всегда способны помочь идентифицировать случаи политической коррупции и тем более устранить их. Последняя может развиваться и процветать и при отсутствии ситуации конфликта интересов в ее нынешнем буквальном понимании, и при полном соблюдении норм законодательства о декларировании доходов и расходов.
Иными словами, отечественное законодательство в вопросе о противодействии политической коррупции не имеет пока черт системности. Скорее правильнее говорить сегодня о наличии некоторой совокупности норм, разбросанных в законодательстве, и ряде доктринальных проблем с большим теоретическим и практическим потенциалом, из которых в перспективе в позитивное право могут пробиться некоторые новые антикоррупционные институты.
Политическая коррупция отличается от прочей, неполитической, тем, что благодаря использованию преимуществ публичного статуса частная выгода извлекается из механизмов политического процесса. Следовательно, среди отраслей права наибольший регулятивный потенциал для разрешения проблемы противодействия коррупции имеет та отрасль права, которая выполняет задачу регулирования отношений по поводу власти. Это конституционное право. Общепризнано, что оно имеет системообразующее значение для прочих отраслей национального права и законодательства, поскольку отвечает за конструирование основных публичных институтов, высших государственных органов, формирует правовые основы функционирования институтов гражданского общества, регулирует основы правового статуса личности.
Имеет смысл обратить внимание, что ведущий характер данной отрасли права в системе отраслей необходимо связывать не с тем, что ценность власти оказывается выше ценности организации личного быта и имущественного оборота или выше ценности личной и общественной безопасности и ограждения общества от общественно опасных правонарушений, соответственно в гражданском и уголовном праве. Вопрос лишь в том, что власть как объект конституционно-правового регулирования является приводным ремнем для действия любой правовой нормы, правового института, любой отрасли права. Согласно основам правовой теории, от прочих социальных регуляторов вроде норм морали и нравственности, религиозных, технических и прочих норм правовые нормы отличаются тем, что их реализация опирается на возможность применения государственного насилия, т.е. власти, к любому субъекту, который хотел бы ими пренебречь.
Поэтому ведущий характер отрасли конституционного права в системе отраслей задается не приоритетом ценности власти над остальными общественными ценностями, а сущностью права как такового.
За этой логикой следует и представление о систематике антикоррупционного законодательства: ставя перед собой задачу искоренения или максимального обезвреживания коррупции в обществе в целом, а не в каком-то отдельном его сегменте, мы должны признать, что законодательство о противодействии политической коррупции имеет первостепенное значение по отношению к остальным сферам проявления коррупции, «бытовой», «деловой» и проч. Таким образом, если верно не настроен механизм воспроизводства и осуществления власти как стержень политической системы, то он не будет работать во всех других отраслях надлежащим образом. То есть в отношении коррупционных проблем неразрешенные проблемы политической коррупции, коррупции в стержневом механизме функционирования общества всегда будут давать метастазы в другие части политической системы, бесконечно питать и вдохновлять коррупционные практики.
Важно подчеркнуть, что значение проблемы политической коррупции в числе остальных коррупционных проблем приковывает внимание отнюдь не в силу каких-либо тематических предпочтений. Такова механика процесса: если мы планируем противодействовать коррупции с помощью права, с помощью законодательства, то нет другого варианта кроме того, чтобы вначале преодолеть политическую коррупцию. В этом особенность действия права как такового.
Рассмотрим нормы конституционно-правового законодательства (существующие в позитивном праве или в потенциале), которые имеют отношение к противодействию политической коррупции. За основу рассмотрения можно принять следующую рабочую классификацию форм политической коррупции, построенную в зависимости от основных сфер ее приложения в сочетании с характерными используемыми коррупционными методиками, объединив их по основным целям, которые коррупционеры
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. № 26. ст. 2780.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Российская газета, № 162, 31.07.2004.
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
8. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Подпункт 5 п. 1 ст. 16 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
9. Закон Краснодарского края от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (принят ЗС КК 26.05.1995). Гл. 7 // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 1995. № 3.
10. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
11. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
12. Беляева О.В., Алексеева Л.А. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1. С. 19 - 21.
13. Бисикало Е.Э. Парадокс изобилия на примере Иркутской области / Е.Э. Бисикало, Ю.И. Колесник // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29. № 3. С. 453 - 460.
14. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / отв. ред. д. ю. н., проф. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. С. 183.
15. Лафитский В.И. Конституционный принцип противодействия коррупции. М., 2019. С. 72.
16. Маслакова Е.А. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 4. С. 3 - 5.
17. Мигущенко О.Н. Проблема предупреждения коррупционного поведения муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 2. С. 16 - 19.
18. Назаров В.Н. К вопросу о термине «политическая коррупция» // Российский следователь. 2018. № 3. С. 72.
19. Нисневич Ю.А. Современный авторитаризм и коррупция // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 1. С. 108 - 120.
20. Полукаров А.В. Проблемы противодействия коррупции и формирования социальной функции государства // Российская юстиция. 2018. № 12. С. 49 - 53.
21. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография / под ред. С.А. Авакьяна. М.: Юстицинформ, 2016. С. 102.
22. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография / отв. редактор и руководитель авторского коллектива доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. С. 504.
23. Суходолов А.П. Бытовая коррупция в России: основные криминологические параметры / А.П. Суходолов, С.В. Иванцов, Э.Л. Сидоренко, Б.А. Спасенников // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5. С. 634 - 640.
24. Фрейдман О.А. Коррупционная составляющая сферы оказания транспортно-логистических услуг: причинно-следственный комплекс / О.А. Фрейдман, И.Г. Смирнова // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5. С. 669 - 677.
25. Чаннов С.Е. Меры по профилактике коррупции в новом антикоррупционном законодательстве // Гражданин и право. 2009. № 9. С. 26 - 40.
26. Шевердяев С.Н. Конституционное законодательство о противодействии политической коррупции: система и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 1. С. 46.