Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что управление государством - сложный и многообразный процесс, требующий серьезной подготовки, качество которого определяется решением достаточно широкого круга задач, направленных на благо самого государства и общества, личности.
Управление государством осуществляется посредством институционализации тех или иных направлений развития государства и общества, для чего создаются органы государственной власти.
В настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Очень значимую роль играет в этом процессе органы исполнительной власти. Правовое положение федеральных органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», положением о федеральном органе исполнительной власти и ведомственными нормативными актами.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с органами исполнительной власти.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие систему органов исполнительной власти, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы ставится изучение понятия, системы, структуры и основы административно-правового статуса органов исполнительной власти в РФ.
Задачами работы ставится:
• Проанализировать значение исполнительной власти;
• Исследовать понятие органов государства и органов исполнительной власти;
• Изучить правовой акт как форму реализации исполнительной власти;
• Проанализировать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
• Определить функции органов исполнительной власти.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция Российской Федерации и другие нормативные акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и статус органов исполнительной власти
1.1. Исполнительная власть
Сущностное понимание природы и предназначения исполнительной власти в ее методологическом смысле предполагает рассмотрение данного института в аспекте общей теории правоведения.
За последние годы появился ряд научных статей, монографий, в которых предприняты попытки по-новому осветить проблемы исполнительной власти, дать ее сущностную характеристику.
Применение термина «административная власть» имеет более узкое значение в отечественной правовой науке, так как происходит от слова «администрировать» - «управлять», «руководить». Очевидно, что сфера
функционирования органов исполнительной власти шире, нежели лишь управление или руководство отдельными отраслями государственной деятельности.
Во-первых, следует отметить, что в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь людей, она наиболее приближена к народу. Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, «она (исполнительная власть) необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства.
Во-вторых, исполнительная власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих. В-третьих, только исполнительная власть обладает возможностями принуждения. Даже судебное решение, вынесенное соответствующей инстанцией, будет реализовываться должностным лицом, которое входит в систему исполнительной власти.
Отметим, что понятие «исполнительная власть» неразрывно связано с понятием «власть», подход к определению которой в современной литературе неоднозначен и широк, как и понятие «исполнительная власть».
В результате «власть» стала практически неотличимой от таких понятий (категорий), как влияние, принуждение, управление, сила, господство, авторитет, контроль и т.д.
Что же касается определения такой категории, как «исполнительная власть», то стоит отметить, что существует множество трактовок исполнительной власти, при этом наша задача не объединить разные дефиниции одним определением, а найти некое общее, присущее им всем одновременно и выделить его в качестве исходной. Так, ряд ученых понимают под исполнительной властью в широком смысле систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и исполняющих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение.
Некоторые исполнительную власть определяют как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, имеющую универсальный, предметный и организующий характер, выраженную системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством.
Рассматривая понятие исполнительной власти через призму государственного управления, сторонники данной позиции считают, что исполнительная власть является в известном смысле производной от государственного управления, которое представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой и реализуется исполнительная власть. В данном контексте исполнительная власть представляет собой систему органов государственной власти, обладающих совокупностью управленческих полномочий.
Таким образом, на основании вышеизложенного под исполнительной властью следует понимать ветвь единой государственной власти, подсистему государственного аппарата, представленную системой органов исполнительной власти, наделенных государственными полномочиями исполнительно-распорядительного характера.
Подобное разнообразие в определении понятия исполнительной власти вызвано ее сложным и многогранным характером, обширностью признаков и отсутствием единого легального определения исполнительной власти в Российской Федерации.
Выделяют следующие признаки исполнительной власти, как:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, № 45, ст. 7061
3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
4. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 21.05.2018, № 21, ст. 2981.
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, № 20, ст. 2290.
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 апреля 1997 г. № 1360-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.05.1997, № 19, ст. 2197.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П // Собрание законодательства РФ, 08.02.1999, № 6, ст. 866.
8. Авакьян С.А. Административная реформа началась: что в перспективе? // Российская Федерация сегодня. 2004. № 10. С. 2.
9. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2008. С. 111 - 112.
10. Алехин А.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. А.А. Алехина. 4-е изд. М., 2002. С. 96.
11. Бахрах Д.Н. Исполнительный орган государственной власти (понятие, правовой статус) // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: Сб. матер. М., 2003. С. 66.
12. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России. М., 2003. С. 46.
13. Горшкова Н.Г. Понятие и сущность механизма осуществления исполнительной власти // Актуальные проблемы правопорядка / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. М., 2002. С. 69.
14. Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. С. 31.
15. Кабытов П.П., Стародубова О.Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 126.
16. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 4.
17. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. 2009. № 1. С. 97.
18. Поярков С.Ю., Гончаров В.В. Исполнительная власть в идеологической системе российского конституционализма // Административное и муниципальное право. 2009. № 11. С. 98.
19. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. 4-е изд. М., 2009. С. 423.
20. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002. С. 444.
21. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. С. 118.