Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общая прибыль предприятия - это валовой доход. На величину валового дохода влияет сочетание многих факторов, которые зависят и не зависят от предпринимательской деятельности. Важными факторами роста прибыли, в зависимости от деятельности предприятий, являются рост объема выпускаемой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, а также повышение эффективности использования производственных фондов. Под влиянием этих факторов формируется валовой доход предприятий.
Валовая прибыль включает прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего, валовой доход от реализации товарной продукции, рассчитываемый путем вычета из общей выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода. Во-вторых, в состав валового дохода входит прибыль от продажи других товаров и услуг некоммерческого характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, которые находятся на балансе основного предприятия. Валовой доход также включает прибыль от продажи основных средств и другого имущества. Наконец, прочие доходы и расходы отражаются в валовом доходе, то есть в результатах других операций.
В связи с тем, что подавляющее большинство валового дохода (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода следует уделять основное внимание. И именно в этом заключается актуальность данной темы. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, влияют в основном на доход от реализации продукции.
Цель данной работы – изучить процесс планирования на предприятии.
В ходе реализации курсовой работы необходимо решить ряд задач:
– определить понятие, значение и показатели измерения валового дохода;
– изучить источники образования валового дохода;
– рассмотреть оптовые и розничные надбавки порядок их установления;
– описать факторы, влияющие на величину валового дохода;
– изучить методы планирования валового дохода;
– проанализировать процесс планирования валового дохода хлебокомбината.
Объектом исследования является НАО «Инской». Предметом исследования – валовой доход НАО «Инской».
В работе были использованы следующие способы исследования: аналитический, статистический и сравнения.
В данной работе использована бухгалтерская отчетность организации за 2019-2021 гг.; работы российских экономистов по выбранной тематике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы планирования валового дохода предприятия. Во второй главе будет рассмотрен вопрос планирования валового дохода НАО «Инской».
1 Теоретическая часть
1.1 Валовой доход предприятий: понятие, значение, показатели измерения
Валовой доход предприятия - это сумма всех доходов, полученных как от продажи товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без учета налога на добавленную стоимость и покупной ценой товаров без учета налога на добавленную стоимость.
В условиях либерализации цен торговым предприятиям предоставляется право самостоятельно определять торговые надбавки на товары, реализуемые по свободным розничным ценам.
Существует два метода определения валового дохода: плановый период - метод прямого подсчета и аналитический [3, c. 89].
Исходными данными для прямого учета являются планируемый объем товарооборота отдельных товаров (групп), размер надбавок и нормы торговых скидок на определенные виды товаров (групп).
Исходными данными для аналитического метода являются результаты экономического анализа суммы и состава доходов за период, предшествующий планируемому. Исходя из этого, будет определен средний уровень валового дохода в процентах от оборота за период, предшествующий планируемому. Для повышения точности расчетов за планируемый год базовая величина валового дохода корректируется с учетом возможных сдвигов в структуре торговли, изменений цен, торговых скидок и надбавок.
При определении валового дохода необходимо учитывать, наряду с доходом от торговой деятельности, доход от других видов деятельности, а именно:
1) от выполнения ремонтно-строительных работ и оказания платных услуг в размере сметной стоимости;
2) доходы автотранспорта, сельскохозяйственных предприятий, а также коммунальных служб, контейнерных складов и других предприятий.
Сумма дополнительного дохода рассчитывается для каждого вида деятельности исходя из объема работ и их стоимости или на основе отчетных данных за период, предшествующий планируемому, и добавляется к общей сумме валового дохода.
Валовой доход корректируется с учетом прочих доходов и расходов.
Прочие доходы включают:
- доход от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- штрафы, полученные от поставщиков за недопоставку и нарушение качества товаров, за нарушение договорных условий, штрафы, полученные от покупателей за несвоевременную оплату счетов-фактур;
- сумма частичного возмещения ущерба, штраф в размере одного процента от стоимости предметов, переданных на комиссию, при возврате их сдатчикам;
- суммы, полученные от ранее списанных долгов и дебиторской задолженности [6, c. 77].
Другие расходы включают:
1) штрафы и пени, уплаченные за простой транспортных средств, нарушение договорных условий;
2) штрафы, уплаченные за несвоевременную оплату счетов-фактур;
3) количество потерь в контейнерах;
4) убытки от списания дебиторской задолженности;
5) убытки от стихийных бедствий.
Прибыль предприятия определяется как разница между валовым доходом, другими результатами и затратами. Нет никаких особенностей в использовании прибыли торгового предприятия.
Характерным является сезонный характер распродажи многих товаров. Если они не будут реализованы в срок, то на них предоставляется скидка.
Предприятия торговли делают отчисления в фонд регулирования цен (покрытие потерь от транспортировки). Формируется самостоятельно каждым предприятием из чистой прибыли.
Рентабельность предприятий определяется двумя показателями.
1. Процентное отношение прибыли к товарообороту.
2. Процентное отношение прибыли к себестоимости.
Однако первый показатель, скорее, характеризует не степень эффективности работы предприятия, а долю прибыли в цене реализованных товаров.
1.2 Источники образования валового дохода
Традиционный экономический подход к классификации доходов предусматривает разделение всех доходов на четыре основные группы:
1) доход от продажи товаров и платных торговых услуг;
2) доходы от реализации продукции неторговой деятельности;
3) доход от продажи другого имущества;
4) доходы от других операций.
1. Доход от реализации товаров и платных торговых услуг является основным видом дохода торговых предприятий, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Они включают в себя доходы как от розничной, так и от оптовой продажи товаров. Источником дохода от продажи товаров является торговая наценка (торговая наценка), которая выступает в качестве разницы между продажной и покупной ценой проданных товаров. Источником дохода от продажи платных торговых услуг является цена предоставляемых услуг (речь идет только о тех платных услугах, которые предоставляются покупателям персоналом торгового предприятия и включаются в статистику в розничном обороте). Совокупность доходов от продажи товаров и платных торговых услуг формирует валовой доход от торговой деятельности на торговом предприятии. Его доля в общем доходе торгового предприятия составляет около 80%.
2. Доход от реализации продукции некоммерческой деятельности формируется от реализации товаров, работ и услуг вспомогательных и сервисных отраслей торговых предприятий, если эти отрасли не имеют отдельного баланса (например, продажа транспортных услуг сторонним предприятиям транспортными средствами торговое предприятие).
3. Доход от продажи прочего имущества формируется из выручки от продажи определенных видов основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов коммерческого предприятия.
4. Доход от других операций формируется за счет поступления денежных средств, не связанных непосредственно с продажей товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества предприятия [5, c. 81].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова О.В. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 320 c.
2. Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2018. - 432 c.
3. Баканов М.И. Экономика предприятия: Учебник. - М: Финансы и статистика, 2017. - 288 с.
4. Гребенников А.А. Нематериальные активы: особенности классификации // Планово-экономический отдел. – 2021. – № 2. С. 15-18.
5. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
6. Девяткин, О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): Учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 848 c.
7. Еремеева Л.Э. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Academia, 2018. - 272 c.
8. Зимин А.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Форум, 2017. - 208 c.
9. Ивашенцева Т.А. Экономика предприятия (для бакалавров). - М.: КноРус, 2019. - 159 c.
10. Каурова О.В. Экономика предприятия. - М.: Русайнс, 2018. - 432 c.
11. Ковалева А.М. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 339 с.
12. Коршунов В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 313 с.
13. Миляева Л.Г. Экономика организации (предприятия): практикоориентированный подход (для бакалавров). - М.: КноРус, 2019. - 480 c.
14. Нечитайло А.И. Экономика предприятия: Учебник. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 554 c.
15. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 511 с.
16. Снитко Л.Т. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: Учебно-методическое пособие. - Белгород: БУПК, 2019. - 59 с.
17. Удовиченко О.М. Классификация и оценка нематериальных активов. Научные доклады №13 – 2018. – СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2018. – 33 с.
18. Фокина О.М. Экономика организации (предприятия). - М.: КноРус, 2018. - 486 c.
19. Чайников В.В. Экономика предприятия (организации). Учебное пособие. - М.: Юнити, 2017. - 448 c.
20. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Горфинкеля В.Я.. - М.: Юнити, 2018. - 56 c.
21. Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семенова. - СПб.: Питер, 2017. - 576 c.