Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: в современном мире возрождается интерес к театральному искусству. Зрителям всегда было важно и интересно посмотреть как играют актеры, но с появлением кинематографа на определенный период интерес к театральному искусству спал. Однако в последние годы театральные постановки вновь стали набирать большое количество зрителей, которым важно увидеть актерскую игру вживую, с первого (и единственно) дубля. Театральное искусство ценится в разы больше, чем кинематографичное. Многие популярные актеры всегда считают за честь сыграть в театре и показать свой профессионализм и поделиться со зрителями своей энергетикой, беря взамен от них овации и эмоциональную восторженность глаз, которую невозможно получить, играя в кино.
Пьеса «Валентинов день» написанная в 2001 году по факту, своеобразное продолжение пьесы Михаила Рощина “Валентин и Валентина”, а по сути - история о том, как важно уметь ждать и находить в себе силы любить даже того, кого ты ненавидишь. Герои пьесы Рощина постарели, Валентин в итоге женился на Кате, но при этом не сумел отказаться от любви к Валентине, что в итоге привело его к смерти. А через некоторое время, оставшиеся одни Катя и Валентина и вовсе стали соседками по квартире. Они, то вспоминают прошлое - моменты из жизни с Валентином, то возвращаются в настоящее, в котором остались только воспоминания и ненависть друг к другу, приводящая в один прекрасный момент к неожиданным последствиям.
Объект исследования: Сквозное действие и перспектива движения в работе режиссера с пьесой.
Предмет: пьеса Ивана Вырыпаева "Валентинов день".
Цель нашего исследования: охарактеризовать и представить в пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день» сквозное действие и перспективу движения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Осветить теоретические положения театрального искусства;
2. Описать сквозное действие в пьесе и его составляющие;
3. Описать перспективу движения режиссерской разработки;
4. Произвести режиссерский анализ пьесы;
5. Описать первое впечатление режиссера к пьесе;
6. Представить сюжетный пересказ пьесы;
7. Описать композицию пьесы;
8. Прописать событийный ряд пьесы;
9. Раскрыть тему и идею пьесы;
10. Определить жанр пьесы;
11. Определить сверхзадачу и сквозное действие пьесы;
12. Описать работу над сценическим воплощением;
13. Представить Вахтанговское триединство: время, автор, коллектив;
14. Описать читку пьесы на коллектив и первое впечатление актеров;
15. Описать метод распределения ролей;
16. Представить застольный период: читка, действительный анализ, характеристику действующих лиц;
17. Описать репетицию на выгородках и построение мизансцен;
18. Описать прогон (световая и музыкальная партитура);
19. Описать генеральный прогон;
20. Описать показ на зрителя.
Методы работы: анализ текста и практической работы, синтез.
Структура работы: Работа представлена введением, тремя главами о теории спектакля, о режиссерском анализе пьесы и о сценическом воплощении пьесы, заключением и списком литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЖИССУРЫ
1.1. Сквозное действие в пьесе
Сквозное действие – это путь к сверхзадаче, выражение борьбы.
Все эпизоды должны быть подобраны друг к другу по их внутренней сути и пронизать одной общей сквозной линией. Для этого необходима основная конечная цель всего произведения – сверхзадача. Она притягивает к себе все отдельные эпизоды, действия и задачи.
«От сверхзадачи, - пишет Станиславский, - родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено творчество артиста» [6, с. 123].
«Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его(действие) создаёт творческий процесс переживания» – К.С. Станиславский [6, 125]. Сквозное действие отыскивается в том, что утверждают и отвергают персонажи, то есть в действии. Борьба протекает через события.
Рядом со сквозным действием имеется враждебное ему контрсквозное действие. Контрсквозное действие идёт не к сверхзадаче, а против неё.
Носителями контрсквозного действия в спектакле являются герои, имеющие противоположные положительным героям цели и задачи. Ведь внутренним импульсом всякого движения является противоречие, борьба противоположностей [10, с. 23].
«Нам нужно постоянное столкновение: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их разрешений. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего искусства. Если бы в пьесе не было никакого контрсквозного действия, сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной» [6, 245], - пишет К.С. Станиславский.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – это некое рассмотрение (определение) замысла автора художественного произведения (литературного, муз, сценического, праздничного и др.), его основные мысли, жизненные проблемы и их отражение в жизни сегодняшней. Это ответы на вопросы «о чем произведение?» (тема), «что автор хотел сказать по поводу темы?» (идея) и «ради чего оно создано автором?» (сверхзадача) [1, с. 67].
ЖАНР (фр.genre - род, вид) - 1) определенные нормы создания содержания и формы произведения искусства, которые будучи неоднократно повторенными, закрепляются в сознании художника и публики. 2) исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «Ж» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-л эпохи, нации или мирового искусства вообще [12, с. 49].
В театре определенное жизненное содержание, тип конфликта, тип жизненных противоречий, содержащихся в драматургическом произведении. Отсюда вытекает еще один жанровый признак - особый эстетический угол зрения, под которым художник преимущественно воспринимает и воспроизводит мир.
В массовом действе – определенные образные игровые условия массового общения, выражающие отношение участников праздника к жизненному событию, явлению, к жизненной теме.
Жанр- это своеобразный фильтр, через который рас¬сматривается тема и проблема произведения. Это домини¬рующее настроение, с которым воспринимает режиссер со¬бытия пьесы. Цвет, в котором режиссер видит жизнь героев пьесы, зависит от его культуры и знаний. Это крайне важно понимать, потому что каждая эпоха утверждает свой идеал (эстетический, нравственный, философский, политический и т. д.). Кроме того, их творческая и мировоззренческая кон¬цепция у конкретного художника преломляется по-своему. Жанровое решение - один из самых сложных и индивиду¬альных разделов работы режиссера над спектаклем [1, с. 78].
Если ис¬пользовать терминологию Г. А. Товстоногова, то можно пред¬положить, что «угол зрения» режиссера определяет и то, как он конкретизирует эстетическое содержание эксперимента. Часто драматург оставляет режиссеру подсказку для выбора наибо¬лее верной точки зрения и осмысления событий, изложенных в драматургическом материале [3, с. 120].
Продолжим теоретический разбор определением темы.
ТЕМА (<гр. Thema – то, что положено в основу) – 1) предмет описания, изображения, исследования, обсуждения, разговора и т.д. 2) (в искусстве) объект изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом. 3) (в музыке) построение, составляющее основу муз.произведения или его разделов. В крупных муз.произведениях могут быть 2-3 и более тем. 3) (в музыке) муз. Фраза, главный мотив, который является в муз произведении основой для дальнейшего развития. 4) (в театре) те явления, события, которые отображаются драматургом в произведении. Т является выражением национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, отрезка времени. Чаще всего драматурги описывают то, что они видели сами. 5) (в театрализованном представлении, празднике) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому (или другому) сюжету. Т характеризует содержательный слой представления (праздника); сюжет, являясь образной конкретизацией темы, характеризует его форму. Т является одной из составных частей замысла, отвечает на жизненно важный вопрос «о чем?», требующий своего размышления и разрешения [5, с. 189].
Тема представляет собой конкретизированный и индивидуальный мотив. Нарушение темы произведения, может привести к искажению произведения
В понятии темы мы пользуемся определением, что тема – это проблема, раскрытая на определённом материале. Проблема – это научный или практический вопрос, требующий разрешения и допускающий различные его решения. В определении понятия «тема» мнения разноречивы.
Теперь необходимо обнаружить взаимосвязь темы и проблемы. Тема определяется замыслом драматурга, а проблема диктует тему
ИДЕЯ(гр.idea - понятие, представление, идея, образ), 1) форма отражения в мысли явлений объективной реальности. 2) мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт чел-кого мышления, отражающего материальный мир. 3) определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности мировоззрения. 4) основная главная мысль, замысел, определенное содержание чего-л, напр, художественного, научного или политического произведения и т.д.. 5)(в иск-ве) воплощенная в произведении иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулов Е. А. Оперная музыка и сценическое действие. М.: ВТО, 1978. 450 с.
2. Георгий Товстоногов репетирует и учит / лит. запись С. М. Лосева; сост. Е. И. Горфункель; ред. Е. С. Алексеева. СПб.: Балтийские сезоны, 2007. 607 с.
3. В. Горчаков, Режиссерские уроки К. С. Станиславского, М., «Ис-кусство», 1952, с. 370.
4. Друскин M. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы (на материале классического наследия) // Друскин М. Исследования. Воспоминания. Л. - М.: Советский композитор, 1977. С. 96-169.
5. Лишанский Е. Я. Некоторые вопросы оперной режиссуры и воспитания певца-актера // Науковий вюник Национально! музично! академй Украши iменi П. I. Чайковського. 2013. Вип. 101. С. 120-145.
6. Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., «Искусство». – 1952. – с. 256.
7. Сахновский В. Г. Режиссура и методика ее преподавания. М. - Л.: Искусство, 1939. 238 с.
8. Словарь театральных терминов и понятий. – под. ред. Н.А. Зверева. – Российская академия театрального искусства. – ГИТИС. – Москва. –2007
9. Станиславский К. С. Работа актёра над собой // Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Искусство, 1954. Т. 2. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. 502 с.
10. Стогний И. С. Скрытый мотив в музыкальном произведении // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. трудов / отв. ред. Т. Науменко. М.: РАМ имени Гнесиных, 2002. С. 209-226.
11. Строева М. Н. Режиссёрские искания Станиславского. М.: Наука, 1973. 376 с.
12. Ферман B. Э. Основы оперной драматургии. М.: Музгиз, 1961. 357 с.
13. Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 6-27.
14. Холопов Ю. Н. Проблема логики музыкального мышления // Точные методы и музыкальное искусство: материалы симпозиума. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1972. С. 18-24.
15. Чепинога А.В. Сквозное действие в драматическом и оперном спектакле / А.В. Чепинога // Манускрипт. 2016. №4-1 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skvoznoe-deystvie-v-dramaticheskom-i-opernom-spektakle (дата обращения: 28.05.2022).
16. Цуккерман В. А. Выразительные средства лирики Чайковского. М.: Музыка, 1971. 245 с.
17. Цытович В. И. Некоторые аспекты тембровой драматургии // Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976. С. 207-237.
18. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. М.: Музгиз, 1952. 374 с.
19. Ярустовский Б. М. Очерки по драматургии оперы ХХ века: в 2-х т. М.: Музыка, 1971-1978. Т. I . 356 с.; Т. 2. 260 с.