Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Аудит в современном обществе является очень востребованным видом деятельности. В условиях глобализация экономических и общественных отношений России появляется необходимость повышения финансовой прозрачности и управляемости предприятий.
Роль аудита состоит в обеспечении информации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
В Российской Федерации самой важной проблемой в данной сфере является низкое качество аудиторских услуг.
Условия в сфере аудита требуют постоянного контроля над состоянием рынка и его изменениями, а также эффективных мер, влияющих на качественные составляющие работы его субъектов.
На сегодняшний день, крайне важно верное определение перспектив развития аудиторской деятельности, методов совершенствования рынка, в связи с чем, данным аспектам посвящено большое количество исследований российских авторов.
По мнению многих исследователей, стоит провести мероприятия по изменению модели регулирования аудита, по развитию отдельных направлений и созданию новых трактовок аудиторской деятельности, по изменению структуры рынка, требований к аудиторам и совершенствованию методологии аудита и контроля качества.
В России, к сожалению, на данный момент продолжают существовать препятствия по развитию аудиторской деятельности, к числу которых относят:
1) недостаточная методическая база;
2) дефицит квалифицированных кадров;
3) разноплановость контрольно-счетных задач с ограничениями ресурсов;
Целью работы является комплексный анализ актуальных вопросов аудита в финансово-правовом аспекте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансового контроля,
- изучить классификации видов финансового контроля,
- проанализировать проблемы аудиторской деятельности в системе финансового контроля,
- исследовать аудит в коммерческом секторе,
- рассмотреть аудит в государственном секторе,
- выявить проблемные вопросы осуществления аудиторской деятельности в современной России
- рассмотреть направления совершенствования осуществления аудиторской деятельности в современной России.
Объектом исследования работы является аудит в системе финансового контроля России.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты аудиторской деятельности в системе финансового контроля России.
Теоретическую базу работы составили труды таких ученых как Антипов А.А., Антонов В.И., Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю., Асфандиярова Р.А., Рафикова В.М., Атаманчук Г.В., Бергаль Е.В.,
Бычкова С.М., Васильева М.В., Воронин Ю.М., Галимуллина Н.А., Глазкова А.Д., Губанова Е.В., Ложкова С.Г., Денисенко В.В.. и др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
1. Аудит как одна из форм финансового контроля
1.1. Аудит в коммерческом секторе
Безусловно, на сегодняшний день очень важно грамотное осуществление экономической и финансовой деятельности организации. Одним из ключевых инструментов в рамках названных областей можно выделить аудит в системе финансового контроля России.
Для начала, важно отметить тот факт, что сегодня в России еще до конца не изучены возможности регулирования, экономические и правовые механизмы и институты финансового аудита организаций. К тому же в полной мере нет понимания особенной важности проведения данной деятельности. А именно аудит позволяет оценить разрабатываемую политику компаний, определенные процедуры функционирования фирмы.
К тому же представители руководящих должностей не всегда имеют достаточное количество инструментов проверки работы персонала. Все это может привести к появлению нежелательных результатов и определенных отклонений в деятельности всей структуры компании.
В свете описанных проблем, компании часто прибегают к использованию услуг внутреннего аудитора, в функционал которого, так или иначе, входят задачи по управлению фирмой. Кроме того, в данном случае может оказаться полезным проведение стратегического аудита.
Стратегический аудит - это проверка и оценка качества работы тех подразделений организации, в которых ведется стратегическое управление.
Такой аудит может быть либо всеобъемлющим, т.е. затрагивать этапы процесса стратегического управления, либо направленным — затрагивать лишь часть процесса.
Кроме того, аудит может быть формализованным, т.е. строго следовать организационным правилам и процедурам, или неформализованным, дающим менеджеру широкую свободу при принятии решений о том, как проводить оценку работы организации и когда это делать.
На сегодняшний день, проведя анализ деятельности некоторых существующих организаций, можно сказать, что стратегический аудит позволит:
- в условиях многоплановой конкуренции реализовать качественное, целенаправленное и эффективное развитие организации;
- рассмотреть имеющуюся ресурсную базу, обеспечить ее сохранность, а также развить существующий потенциал компании;
- в сжатые сроки определить существующие угрозы, определить риски деятельности организации и создать условия их предотвращения;
- сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
Таким образом, главной задачей в практической деятельности внутреннего аудитора на предприятии является установление соответствия реализуемых трудовых аспектов деятельности персонала целям, которые ставятся руководством и выявления отклонений и необходимых корректировок.
На практике целесообразно создать отдельное подразделение внутреннего стратегического аудита, что будет способствовать решению определенных задач:
1) создание условий эффективного контроля над теми подразделениями организации, которые имеют автономный характер, со стороны административного персонала и совета директоров;
2) определить существующие резервы организации, а также способы их более эффективного и целенаправленного использования для достижения больших показателей деятельности отдельно взятого подразделения и организации в целом;
3) осуществлять более точные и грамотные консультационные и рекомендательные функции для финансовых, экономических служб или бухгалтерских отделов.
Для более грамотной практической реализации стратегического аудита на предприятии следует первым делом определить круг вопросов и задач, необходимых для решения, которых будет создаваться данный отдел. Необходимо целенаправленное создание необходимой структуры организации, которая будет отвечать предъявляемым требованиям.
Кроме всего, необходимо четкое определение функциональных особенностей будущего подразделения. Важным будет исключение возможности дублирования исполняемых функций иными организациями и структурными подразделениями организации.
В современных условиях управления предприятиями постоянно растет значимость формирования и развития, так называемого контура внутреннего контроля, в состав которого входит внутренний аудит.
На практике, может иметь место терминологическая путаница, когда понятия внутреннего аудита и контроля подменяют друг друга.
На основании анализа литературных источников , представляется возможным констатировать, что основные отличия между внутренним контролем и аудитом касаются периодичности реализации (контроль осуществляется постоянно, аудит - по результатам отчётного периода, например, финансового года), а важным аспектом аудиторских проверок выступает проведение комплексного анализа аудируемых процессов, в частности, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с последующей разработкой практических рекомендаций по совершенствованию управления в проверяемой сфере.
Процедуры и процессы внутреннего аудита и контроля должны проводиться независимо друг от друга, с привлечением персонала, также организационно самостоятельного.
В отличие от внешнего аудита, внутренний аудит проводится силами специализированных подразделений предприятия, создаваемых временно или функционирующих на постоянной основе. Рекомендуется рассматривать такой вариант организационного построения, при котором служба внутреннего аудита подчиняется совету директоров или ревизионной комиссии .
В данной сфере, а также среди крупнейших предприятий, как правило, с иностранным капиталом и менеджментом, накапливается передовой отечественный опыт в данной сфере.
При этом, методология внутреннего аудита, применяемые стандарты, во многом идентичны стандартам внешнего аудита, и опираются на общую теорию аудиторской деятельности.
Актуальным направлением развития внутреннего аудита в России выступает расширение практики его применения от выборочного (на отдельных крупных корпорациях, а также в государственном секторе в силу установлений закона) до массового.
Российский бизнес, по меньшей мере, в среднесрочной перспективе должен прийти к осознанию того, что организация контроллинга, а также внутреннего аудита - два неизбежных инструмента, обеспечивающих надёжность и эффективность владельческого управления.
И, поскольку в современных условиях подавляющее число предприятий управляется наемными менеджерами, задача обеспечения надлежащего владельческого управления и контроля остаётся одной из ключевых, фундаментальных задач менеджмента .
В результате, представляется целесообразным согласиться с теми авторами, которые полагают, что через 5-10 лет, внутренний аудит станет стандартной практикой на большинстве крупных и средних предприятиях. Этому поспособствует цифровизация внутреннего аудита.
Дело в том, что в последнее десятилетие наблюдается новая волна цифровизации, обусловившая появление «Индустрии 4.0», и активное
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с изм. по состоянию на 14.03.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. - № 15. Ст. 1691.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.
4. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 15.
5. Федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2017. № 18. Ст. 2673.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47, ст. 5489.
7. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» // СЗ РФ. 2016. № 2 (часть II). Ст. 458.
Научная и учебная литература
8. Антипов А.А. Создание единого информационного пространства в России // Мир современной науки. 2020. № 2. С. 97-99.
9. Аудит внешнеэкономической деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Рогуленко [и др.]; под общ. ред. Т. М. Рогуленко, С. В. Пономаревой, А. В. Бодяко. -М.: Издательство Юрайт, 2021. -117 с.
10. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИД ФОРУМ, 2012. -560 с.: ил. -(Высшее образование).
11. Аудит: учебник для СПО / Н. А. Казакова [и др.]; под общ. ред. Н. А. Казаковой. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2021. -409 с.
12. Бычкова, С.М. Аудит: учеб. пособие / С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова; под ред. Я.В. Соколова. -М.: Магистр, 2020. -216 с.
13. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
14. Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2020. №3.
15. Ендовицкая, Е.В. Финансовый контроль и аудит: учебное пособие / Е.В. Ендовицкая, Е.Ю. Колесникова, Е.И. Тулинова. - Воронеж: ВГУИТ, 2013. -132 с.
16. Курбатов А.Я., Турбанов А.В. Правовые проблемы саморегулирования аудиторской деятельности // Предпринимательское право. 2019. № 2.
17. Лытнева Н.А., Быков Р.А. Современные компьютерные технологии как фактор снижения рисков по налогам и сборам//Научные записки ОрелГИЭТ.- 2013.- № 1 (7).- С. 153-157.
18. Лытнева Н.А., Датий И.С. Методика анализа направлений оптимизации расходов муниципального бюджета// Фундаментальные исследования.- 2020.- № 7.- С. 162-166.
19. Орлов, С.Н. Внутренний аудит в современной системе корпоративного управления компанией. – М.: ИНФРА-М, 2019. – С.283.
20. Правовое регулирование аудиторской деятельности: Учебное пособие для магистратуры / Под ред. Е.Ю. Грачевой и Л.Л. Арзумановой. М., 2021 и др.
21. Проект Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления с проектом плана мероприятий по ее реализации (от 25 марта 2020 г.) // СПС Консультант плюс(дата обращения 21.05.2022).
22. Роженцова И.А. О некоторых аспектах правового регулирования договора на оказание аудиторских услуг // Аудиторские ведомости. 2020. № 4.
23. Тарасенко О.А. Тенденции правоприменительной практики в сфере саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России // Предпринимательское право. 2021. № 4.
24. Тимофеева, Н.В. Внутренний аудит: теоретические аспекты: монография. - Сургут: ОЗОН, 2020. – С.175.
25. Федотова, Е.С. Внутренний аудит в системе управления предприятием. - Саратов: Саратовский фил. РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2020. – 118.
26. Что происходило на российском рынке аудита в последние 12 месяцев //https://www.kommersant.ru/doc/4372130 (дата обращения 21.05.2022).
27. Что происходило на российском рынке аудита в последние 12 месяцев // https://www.kommersant.ru/doc/4372130 (дата обращения 21.05.2022).
28. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Статут, 1999.