Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современное общество сегодня остро ощущает
проблемы экологии, в связи с чем возникает необходимость обратить
внимание и проводить ряд систематических мер на поддержание
экологического состояния в мире. Ответственность за сохранение
окружающей среды ложится не только на плечи государства, но и общества в
целом, в том числе, на сферу предпринимательства.
Охрана окружающей среды, как следует из Федерального закона «Об
охране окружающей среде», – это деятельность органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных
объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических
лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды,
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов,
предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Таким образом, обеспечение экологической безопасности – это не
только задача Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации, но и всех органов государственной власти и местного
самоуправления, общественных организаций и граждан.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд
практических задач, на основе полученных в исследовании данных.
Цель – выявить состояние, угрозы, пути повышения уровня
экологической безопасности. Задачи:
исследовать основы экологической безопасности как
основополагающей национальной безопасности государства;
провести анализ и оценка уровня экологической безопасности как
фактора обеспечения экологической безопасности России;
4
выявить угрозы экологической безопасности России и направления их
нейтрализации.
Предмет состояние, угрозы, пути повышения уровня экологической
безопасности.
Объект экологическая безопасность РФ.
В исследовании использовались следующие методы: системный;
структурный; функциональный; информационный; аксиоматический;
выборочный; методы синтеза и анализа.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список
литературы.
5
Глава 1. Основы экологической безопасности как основополагающей
национальной безопасности государства
1.1. Понятие экологической безопасности государства
Экологическая безопасность – это защита природы и человека от
вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Обеспечение
безопасности государства входит в состав первейших функций государства,
поэтому данная проблема всегда существовала не сама по себе, а в
зависимости от экономических, политических и социальных условий,
сложившихся в стране.
Решение 11 Конгресса Организации объединенных наций (далее –
ООН) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
указано, что экологические преступления занимают одно из первых мест по
опасности, ими вызываемой.
На сегодняшний день в связи с углублением экологического кризиса
как в России, так и за рубежом, при возрастающем внимании государства к
вопросам охраны природы, в том числе, обеспечиваемым уголовно-
правовыми способами, требуется рассмотрение проблем уголовной
ответственности за экологические преступления.
Как известно, экологическая ситуация во всем мире продолжает
ухудшаться. По мнению М.И. Веревичевой, «опасный характер приобретают
следующие изменения»:
истощение природных ресурсов;
загрязнение окружающей среды;
изменение климата
другие последствия экологической дестабилизации.
Также тревогу вызывает состояние природы во многих регионах
Российской Федерации, в которых экологический кризис носит системный
характер. Также наблюдается рост экологической преступности. В этой
6
ситуации продолжает совершенствоваться природоохранное
законодательство.
Обеспечение экологической безопасности является составной частью
обеспечения национальной безопасности. Так, согласно Федеральному
закону «О безопасности» национальная безопасность включает в себя
безопасность государства, общественную безопасность, экологическую
безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности,
предусмотренные законодательством РФ [ 1 ]. При этом экологическая
безопасность определяется как «сохранение и обеспечение для человека и
общества здоровой окружающей среды».
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации стратегическими целями обеспечения экологической
безопасности и рационального природопользования являются:
Во-первых, сохранение и восстановление природных систем,
обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека
и устойчивого развития экономики [ 5 ].
Во-вторых, ликвидация экологического ущерба от хозяйственной
деятельности в условиях возрастающей экономической активности и
глобальных изменений климата.
На наш взгляд, существует и третья стратегическая цель: выявление,
предупреждение и минимизация последствий криминальной деятельности
отдельных лиц и преступных групп, наносящей ущерб экологической
безопасности страны.
В современных условиях для социально-экономических систем
мезоуровня, подпадающих под воздействие факторов нестабильности, весьма
актуальным является выдвижение такого параметра как устойчивость
регионального развития в разряд главной характеристики, определяющей
сочетание целей, средств и конечных результатов регионального развития.
Дефиницию «устойчивость» при этом целесообразно рассматривать в
качестве общенаучного понятия, имеющего единое смысловое и
7
функциональное содержание, но различную специфику своего проявления,
определяемую ключевыми характеристика субъекта, в отношение которого
она применяется.
Трактовка сущностной природы устойчивого развития определяет его в
качестве такого развития, при котором воздействия, оказываемые на
окружающую среду, находятся в рамках границ хозяйственной емкости
биосферы, что позволяет не допустить разрушения природного базиса
воспроизводства человеческой жизни [6].
Устойчивое развитие – это в целом сбалансированное развитие
территориальной социо-эколого-экономической системы, ориентированное
на обеспечение согласованного функционирования ее экономической,
социальной и экологической подсистем. В его процессе акцент делается не на
достижение данной системой равновесия, а на обретение ею нового
качественного состояния.
Экономическая составляющая устойчивого развития предполагает
необходимость постоянного наращивания объемов производства
общественного продукта с тем, чтобы обеспечить рост уровня и качества
жизни населения.
Социальная составляющая устойчивого развития означает улучшение
условий жизни населения, прежде всего, за счет эффективного развития
социальной, производственной, транспортной, инженерной,
коммуникационно-информационной инфраструктуры.
Наконец, в рамках экологической составляющей постулируется
необходимость сохранения и улучшения состояния окружающей природной
среды. В частности, подобный подход предполагает необходимость принятия
управленческих решений, которые касаются экономического и социального
развития территории, в контексте обязательной оценки их экологических
последствий.
Определение сущности понятия «устойчивое развитие» восходит
своими корнями к докладам Римского клуба. В 1962 году Генеральной
8
Ассамблеей ООН была принята резолюция под названием «Экономическое
развитие и охрана природы», а через десять лет – Программа ООН по защите
окружающей среды [8].
Наконец, в подготовленном в 1987 году Комиссией по окружающей
среде и развитию докладе «Наше общее будущее» была отмечена насущная
необходимость мероприятий, направленных на изменение как организации
экономической деятельности, так и образа жизни человечества, ориентируя
их на удовлетворение потребностей не только ныне живущего, но и
последующих поколений, а также обоснована необходимость учета
экологических возможностей Земли в силу их ограниченности.
Осознание взаимовлияния между социально-экономической системой
и биосферой привело к возникновению понятия «хозяйственная емкость
биосферы», под которым понимается предельно допустимый уровень
антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит
ее в негативное состояние и со временем может вызвать в ней необратимые
деградационные процессы [7].
При этом, опираясь на трактовку сущности понятия «устойчивое
развитие», можно говорить, что исходным условием его обеспечения
выступает именно экологическая устойчивость, в рамках которой не
нарушаются условия восстановления экосистем в результате их
эксплуатации, то есть воздействия, оказываемые на окружающую среду,
находятся в рамках границ хозяйственной емкости биосферы, что позволяет
не допустить разрушения базиса воспроизводства как окружающей среды,
так и человеческой жизни.
В данном контексте отметим, что неоспоримым является утверждение
о том, что управление развитием региона предполагает необходимость
взаимоувязки таких целевых установок регионального менеджмента как
обеспечение сбалансированного решения ключевых экономических задач,
повышение уровня жизни населения, а также обеспечение качества
окружающей среды [9].
9
Именно три вышеуказанных компонента – экономический,
экологический и социальный – формируют основное содержание
деятельности системы регионального управления, а успешное решение задач
в их рамках позволяет обеспечить движение территории по пути устойчивого
развития [12].
Что касается сущности процесса экологизации регионального развития,
то отметим, что в широком смысле под экологизацией в начальный период
использования этого понятия понимался объективно обусловленный процесс,
направленный на сохранение и развитие общественно-экономических
функций природной среды. Д.С. Львов определял экологизацию в качестве
процесса последовательного и неуклонного внедрения технологических,
управленческих, юридических и иных решений, направленных на повышение
эффективности использования природных условий и ресурсов при
сохранении качественных параметров окружающей среды.
Г.С. Ферару аргументирует подход к трактовке экологизации как
инструмента обеспечения экологической безопасности и достижения
устойчивого развития, интегрирующего социо-эколого-экономические
процессы, которые базируются на принятии взаимосвязанных решений
экономического, технико-технологического, социального профиля и
способствуют эффективному достижению целей и задач эколого-
экономической системы [10].
Крайне важно указать на то, что устойчивое развитие выступает в
качестве одного из важнейших условий обеспечения экологической
безопасности, в том числе и на региональном уровне.
В частности, в контексте обеспечения экологической безопасности
региона к основным из подобных механизмов относятся экологическая
оценка, экологический мониторинг и система принятия эколого-
ориентированных управленческих решений.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ.
Статья 1 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об
охране окружающей среды»
3. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от
09.05.2022) «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской
Федерации в 2022 году»
4. "Паспорт национального проекта "Национальный проект
"Экология" (утв. Минприроды России)
Периодические издания
5. Бойкова О.С. Экологическая безопасность и противодействие
экологической преступности как угрозе экономической безопасности в целом
// В сборнике: Атояновские чтения. Альманах. Саратов, 2020. С. 205-208.
6. Булгакова Л.С. Административно-правовые аспекты обеспечения
экологической безопасности России как элемента национальной
безопасности // Евразийский юридический журнал. 2021. № 2 (153). С. 121-
122.
7. Гаврилюк Д.В. Роль обеспечения экологической безопасности
вооруженных сил России в системе управления экологической
безопасностью территорий // Теория и практика современной науки. 2020. №
12 (66). С. 43-50.
8. Галушкин А.А. К вопросу о значении понятий «национальная
безопасность», «информационную безопасность», «национальная
информационная безопасность» // Правозащитник. 2015. № 2. С. 8.
9. Дорошенко К.В., Боровик Г.Г. Экологическая безопасность в
системе национальной безопасности // Студенческий вестник. 2020. № 23-3
(121). С. 88-89.
38
10. Котельников В. Развитие единой системы оценки соответствия в
области промышленной, экологической безопасности, безопасности в
энергетике и строительстве // ТехНадзор. 2017. № 1-2 (122-123). С. 42-43.
11. Максимова Т.А., Трубицина О.П. Управление экологической
безопасностью и устойчивое развитие компаний России на примере
предприятий нефтегазовой отрасли // В сборнике: Папанинские чтения
Статьи участников международной молодежной научной конференции. 2017.
С. 215-219.
12. Минат В.Н. Экологическая безопасность в системе
экономической безопасности России // В сборнике: Экологическое состояние
природной среды и научно-практические аспекты современных
ресурсосберегающих технологий в АПК материалы Международной научно-
практической конференции. 2017. С. 168-175.
13. Плеханова А.С. Экологическая безопасность региона (на примере
Кемеровской области), в свете обеспечения национальной безопасности РФ //
В сборнике: актуальные научные исследования в современном мире.
Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.
под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 504-520.
14. Решняк В.И., Решняк К.В. Система управления экологической
безопасностью судов // В сборнике: Актуальные вопросы проектирования,
постройки и эксплуатации морских судов и сооружений Труды региональной
научно-практической конференции. Научный редактор В.И. Истомин. 2017.
С. 167-174.
15. Русин С.Н. Экологическая безопасность в системе национальной
безопасности Российской Федерации (новации, достижения и проблемы
новой стратегии национальной безопасности и проекта стратегии
экологической безопасности) // Административное право и процесс. 2017. №
5. С. 25-28.
16. Санитарно-защитная зона как элемент обеспечения
экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности человека /
39
Лощинина А.М., Шемякина Я.С., Кривко В.В. // В сборнике: Современное
научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по
материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 9-
12.
17. Стрыгина С.В. Экологическая безопасность как элемент
национальной безопасности страны // В сборнике: Правовые институты и
методы охраны окружающей среды в России, странах СНГ и европейского
союза: состояние и эффективность материалы III Международной научно-
практической конференции преподавателей, практических сотрудников,
студентов, магистрантов, аспирантов. ФГБОУ ВО «Саратовский
национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.
Чернышевского». 2017. С. 108-111.
18. Экологическая безопасность как часть национальной
безопасности / Голоманчук Э.В., Каюшникова Ю.Е., Шутько А.Г. // В
сборнике: Актуальные проблемы охраны окружающей среды. Материалы
международной научно-практической конференции. 2018. С. 31-36.