Фрагмент для ознакомления
2
Назначение прокуратуры Российской Федерации, являющейся уникальнейшим государственно-правовым институтом, связано с укреплением законности и правопорядка в стране.
Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов. Этот постулат заложен в ст. 129 Конституции РФ .
Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Конституция РФ и дает законодательное определение прокуратуры Российской Федерации как государственно-правового института, централизованной федеральной структуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законов, независимо от каких бы то ни было других государственных органов и должностных лиц.
Происходящее, в последнее время, законодательное реформирование, затрагивает и органы прокуратуры, что, несомненно, определяет актуальность выбранной темы.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе становления и развития прокуратуры.
Предмет исследования составляют правовые нормы, а также научные труды, посвященные исследованиям в области развития прокуратуры.
Цель данной работы – исследовать историю создания и развития прокуратуры.
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности зарождения прокуратуры;
2) установить влияние реформы 1864 на современное законодательство о прокуратуре;
3) выявить особенности развития прокуратуры в советский период;
4) рассмотреть формирование прокуратуры на современном этапе.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные акты.
При выполнении работы использовались современные методы научного анализа: логико-юридический, сравнительно-правовой.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
1. Зарождение отечественной прокуратуры
Становление отечественной прокуратуры приходится на XVIII столетие и спровоцировано объективной потребностью действенного государственного контроля, предпринимая многочисленные попытки создать государственные органы и ввести независимые должности с обязанностями наблюдения за функционированием чиновничьего аппарата.
В период судебной реформы 1864 г. надзорные полномочия прокуратуры были значительно ущемлены. Цивилист А.Ф. Кони, рассматривая это новшество в статусе отечественной прокуратуры, базирующее на опыте зарубежных стран, отмечал, что оно «быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского строя. В торопливом осуществлении страстного желания поскорее расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими деревьями, был срублен дуб, стоявший на страже леса» . Лишение прокуратуры функции надзора за исполнением законов осуществлялось «не потому, что такой надзор стал не нужен, а потому, что он «связывал руки» всесильной администрации» .
На это указывает и бывший министр юстиции генерал-прокурор Н.В. Муравьев, отмечающий, что: «...прокуратура с момента ее создания (1722 г.) и до судебных реформ Александра II (1860 годы) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность... составляли лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике» .
Статья 278 УУС (1864 г.) указывала: «Прокуроры и их товарищи предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих следствий» .
Следовательно, судебная реформа (1864) организовала принципиально другой тип прокуратуры. Ее приверженцы, ратифицировавшие базовые начала законности в канве концепции правового государства, обеспечивали этим, преодоление инквизиционного судопроизводства и отделение в его границах власти судебной от обвинительной .
Параллельно, отмеченная доктрина была легализована за счет обращения прокуратуры из института государственной власти, которая обладала всеобъемлющим надзором за исполнением законодательства государственными учреждениями, в обычный орган уголовного преследования в структуре власти исполнительной .
Фрагмент для ознакомления
3
I. ДОКУМЕНТЫ
1) Законодательство России
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
3. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.06.2016. - № 26 (Часть I). - Ст. 3851.
6. Указ Президента РФ от 20 октября 1993 г. № 1685 «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 43. Ст. 4084.
2) ЛИТЕРАТУРА
a) Специальная литература, учебники, монографии
7. Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность Российской прокуратуры (1722-2002): история, события, люди. - М., 2013. – 657 с.
8. Буцковский Н.А. О деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвинительной власти от судебной. - СПб, 1867. - С. 180 – 184 // Справочно-правовая система Гарант (дата обращения 30.05.2022).
9. Высочайше учрежденная комиссия по пересмотру законоположений по судебной части // Объяснительная записка к проекту новой редакции учреждения судебных установлений. - СПб., 1900. Т. 1. - С. 175 - 176.
10. Заседание по случаю 295-летия российской прокуратуры. Президент России. М., 2017 // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53719 (дата обращения 30.05.2022).
11. Кони А.Ф. Собр. соч. – М., 1998. Т. 5. // Справочно-правовая система Гарант (дата обращения 30.05.2022).
12. Крюков В.Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность). // Справочно-правовая система Гарант (дата обращения 30.05.2022).
13. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. - М., 1889. - С. 266 // Справочно-правовая система Гарант (дата обращения 30.05.2022).
14. Очерки развития российского уголовно-процессуального законодательства / Под ред. И.А. Смольковой. - М.: Юрист, 2011. – 769 с.
15. Прокурорский надзор: Учебно-методические материалы / Сост. Н.М. Дудин. – М.: МИЭМП, 2005. - 430 с.
16. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. - М.: Криминологическая ассоциация, 2010. 169 с.
17. Чуев В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2011. 113 с.
6) ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ
18. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) // Журнал российского права. № 12. 2002. С. 36.
19. Мурадханов К.Ю. Становление и развитие правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве Российской империи // История государства и права. 2014. № 10. С. 47 - 49.
20. Синельщиков Ю.П. Влияние судебной реформы 1864 г. на современное состояние прокуратуры // Законность. 2014. № 11. С. 3 - 8.
21. Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. № 3. С. 6.
22. Стенограмма от 22 ноября 2013 г. // http://www.kprf.ru/dep/gosduma/activities/125550 (дата обращения 30.05.2022)