Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетные организации функционируют на основе финансовых отношений, которые складываю¬тся при формировании материальной базы и их финансовых ресурсов, которые представляют собой совокупность денежных средств, располагаемых на праве оперативного управления. К финансовым ресурсам относятся: финансовые ресурсы из бюджета федерального, регионального и местного уровней, государственных внебюджетных фондов и доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности (в медицине – платные услуги).
Здравоохранение является неотъемлемой частью общественного производства и подчиняется общим экономическим законам.
Общей целью экономики и организации здравоохранения выступает изучение организационных и экономических отношений, которые складываются между людьми в процессе выполнения медицинской профессиональной деятельности. В настоящее время в здравоохранении параллельно существует два сектора экономики, а именно: рыночный (коммерческое здравоохранение) и нерыночный или частично рыночный (муниципальные и государственные лечебно-профилактические учреждения), финансируемые из бюджета или работающие в системе обязательного медицинского страхования, поэтому экономические отношения в здравоохранении не могут быть полностью рыночными.
Объектом исследования данной работы является «Скорая медицинская помощь» г. Екатеринбурга, которая функционирует на основе законодательства Российской Федерации.
Предмет исследования - экономические методы управления в медучреждении.
Целью данной работы является изучение стратегии системы управления на примере «Скорая медицинская помощь» г. Екатеринбург.
Задачи данной работы:
-дать понятие медучреждения и определить его роль в социально-экономическом развитии общества;
-охарактеризовать источники финансирования сферы здравоохранения;
-дать краткую характеристику деятельности «Скорая медицинская помощь» г. Екатеринбурга;
-рассмотреть систему управления и организационную структуру учреждения;
-провести анализ основных экономических показателей деятельности «Скорая медицинская помощь» г. Екатеринбурга и методов управления ими;
-рекомендовать основные направления совершенствования стратегии в системе управления медучреждения.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории и вопросов, связанных с финансово-экономической деятельностью бюджетных организаций и планирования финансовых потоков в рамках бюджета государственных органов власти.
В качестве методов исследования для решения поставленных задач были применялись методы статистического (метод группировки, изучения литературных источников) и финансово-экономического анализа (метод сравнения, факторный анализ, метод отклонений и др.).
Работа состоит из введения, основной части, куда входят две главы, заключения и списка источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1. Понятие медучреждения и его роль в социально-экономическом развитии общества
Важнейшим элементом социального и экономического разви¬тия общества выступает медицинское обслуживание населения, так как система здравоохранения — это ведущая отрасль в рамках сферы обслужива¬ния.
Затраты государства и общества в целом на развитие здравоохранения в стране имеют не толь¬ко социальное, но и экономическое значение, так как вся эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в сбережении и восстановлении здоровье человека, выступающего главным элементом производительных сил общества. Именно здравоохранение нацелено на снижение заболеваемости населения, на рост производительно¬сти труда и продление рабочей активности работников, что обеспечивает рост национального дохода стра¬ны и повышение благосостояния народа, рост его доходов и качества жизни[8,c.69].
В некоторых экономических районах страны, где идет освоение нового производства и в сельской местности, существует дефицит медицинских учреждений и медицинских работников, что отражается на своевременном обслуживании населения для предоставления жителям медицинской помощи – неразвитая сеть медицинских учреждений вынуждает сель¬ских жителей совершать дальние поездки в близлежащие города для лечения в медицинском учреждении, что увеличивает в значительной степени нагрузку на городские медицинские учреждения, чему способствует развитие пригородного транспортного сообщения и посещения сельских жителей городских лечебно-профилактических учреждений [11,c.121].
В настоящее время существует основная проблема - это неудовлетворенная потребность в медицинском обслужива¬нии населения различных регионов страны, что и вызывает необходимость его дальнейшего развития. Однако для развития здравоохранения необходимы финансовые ресурсы, которых постоянно не хватает, так как оно финансируется по остаточному принципу и в настоящее время. На первом месте в федеральном бюджете обозначено удовлетворение финансовых и материальных потребностей предприятий сфе¬ры материального производства, и в первую очередь - предприятий военно-промышленного комплекса, а остаток средств направляется в социальную сферу, в том числе на медицину. Все это требует коренных изменений в финансирова¬нии этой отрасли обслуживания населения.
В организации финансов медицинских учреждений существуют свои основные принципы, к которым относятся следующие:
1. Строго целевое использование медучреждениями выделенных и самостоятельно заработанных средств. Бюджетные органи¬зации при расходовании средств в отличие от других учреждений должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены. Если коммерческая организация может потратить полученные в оплату за товары или услуги вырученные средства на любые цели, начиная от увеличения фонда оплаты труда своих сотруд¬ников и кончая направлением их на благотворительность, то у бюджет¬ных организаций такой свободы действий нет и по¬лученные из бюджета финансовые ресурсы или заработанные самостоятельно средства они могут направлять исключительно по направлениям финансовой сметы [14,c.69].
2. Строгое разграничение бюджетного финансирования и собственных средств, полученных от реализации товаров и услуг, причем данные денежные средства размещаются в банке на отдельных счетах, и на каждую из групп составляется отдельная смета их расходования и составляется самостоятельная отчетность по их расходованию.
Примером разграничения двух групп указанных средств можно назвать письмо Минфина РФ от 26 июля 2014 г. № 3-01-12/12-335, в котором Главное управление федерального казначейства указывает, что при недостатке бюджетных средств согласно с п. 6 ст. 254 БК РФ, бюджетному учрежде¬нию можно при выполнении заданий органа ис¬полнительной власти, в ведении которого оно находится, расходовать, полученные от предпринимательской деятельности и коммерческого использования государ¬ственного имущества.
Данное письмо было утверждено в связи с поступающими запросами по вопросу возмещения из средств бюджетного финансирования расходов, произведенных за счет внебюджетных средств, при этом действующим бюджетное зако¬нодательство РФ не предусматривает возмещение расходов из федерального бюджета, которые осуществлялись за счет средств от предпринимательской деятельности. Поэтому органы федерального казначейства не имеют правовых ос¬нований на возмещение временно позаимствованных внебюджетных средств за счет средств фе¬дерального бюджета [15,c.183].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатов Д.В. Основы коммерции на рынке медицинских и услуг./ Учебник для Вузов. - М.: Приор, 2015. – 250 с.
2. Афанасьев ВМ. Управление в системе здравоохранения. М.: Академия, 2018. – 249с.
3. Алехин Н.И. Планирование на предприятии: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2017.- 349 с.
4. Антоненко К.Р. Экономика здравоохранения. М.: Дело и сервис, 2013. – 510 с.
5. Баранов О.И. Анализ и диагностика показателей финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. М.: ИНФРА-М, 2018. – 340 с.
6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ.- М.: Финансы и статистика, 2020. – 356 с.
7. Валдайский Н.Ф. Маркетинговые исследования. -М.: Дашков и К, 2015.-217с.
8. Вишняков Н.И., Миняев В.А. и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие.- СПб.: НИИХ СпбГУ, 2019. -160 с.
9. Громов А.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: ПРИОР, 2021. – 288 с.
10. Демин С.В. Экономика бюджетного учреждения. – М.: Кнорус, 2021. – 480 с.
11. Житников Ю.М., Шипова В.М. Совершенствование методических подходов к определению доли оплаты в стоимости больничной помощи. // Здравоохранение, 2017. №3. С. 5-11.
12. Зайцев Н.Л. Экономика бюджетного учреждения.- М.: Экзамен, 2015. М.: ЮНИТИ, 2019.-395с.
13. Закирова С.А Механизм функционирования общественной и частной медицины // Здравоохранение Российской Федерации, 2015. №6. С.12-21.
14. Информационно-методические материалы по курсу «Экономика и управление здравоохранением в новых условиях хозяйствования» / Под ред. Л.Е. Полякова.- СПб.: Питер, 2018. – 390 с.
15. Котляров С.А. Управление затратами. - СПб.: Питер, 2019 -230с.
16. Кадыров Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 298 с.
17. Копанев Н.Н. Экономика здравоохранения. М.: Дашков и К, 2020. –258 с.
18. Кашин В.И., Бойко А.Т. Маркетинг и его использование в здравоохранении. Петрозаводск, 2018. – 210 с.
19. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. М.: МЦФЭР, 2015. - 326 с.
20. Новиков А.Н. Финансы бюджетных учреждений. – СПб.: Питер, 2021. – 410 с.
21. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций. М.: Юнити, 2018. – 363 с.
22. Рожкова А.Д. Экономика медицинского учреждения. Учебник. -М.: Кнорус, 2021. -784 с.
23. Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением. М.: Феникс, 2015. – 386 с.
24. Хворостов П.Д. Основы экономики здравоохранения в России. М.: Приор, 2021. – 346 с.
25. Шатров С.Л. Ценообразование в здравоохранении. – М.: Медицина, 2020.
26. Щеткова Н.И. Платные услуги медицинских учреждений. – СПб.: ПИТЕР, 2021. – 233 с.