Фрагмент для ознакомления
2
Отработка методики эффективному обучению пунктуации в старших классах. Тема: «Обособленные члены предложения»
1. Актуальность проекта
Обоснование актуальности «Обособленные члены предложения» – одна из самых сложных тем в школьном курсе русского языка. Актуальность работы обусловлена значимостью синтаксиса и пунктуации простого осложнѐнного предложения в развитии ключевых компетенций
учащихся, недостаточным уровнем сформированности пунктуационных знаний и умений у обучающихся старших классов и необходимостью дальнейшего
совершенствования содержания и методики изучения пунктуации предложения с обособленными членами.
Противоречие Противоречие состоит в том, что современное общество нуждается в личности, свободно владеющей нормами русского языка (в том числе пунктуационными) в практической деятельности, но уровень сформированности этих норм у обучающихся старших классов недостаточно высокий.
Выявленная проблема, которую предполагается решить в рамках проекта Теория поэтапного (ступенчатого) изучения русского языка на разноуровневом материале является общепринятой, но в отношении конкретных пунктуационных тем, включая тему «Обособление согласованных определений», данное положение реализовано в недостаточной степени. Иными словами, методика обучения пунктуации в старших классах является не эффективной.
Значение решения проблемы для целевой аудитории Повысить эффективность методики обучения пунктуации в старших классах на примере темы: «Обособленные члены предложения» для повышения уровня пунктуационных знаний у обучающихся.
Значение решения проблемы для повышения эффективности педагогического процесса Повышение уровня эффективности методики обучения пунктуации в старших классах на примере темы: «Обособленные члены предложения» позволит учителям получать высокую результативность в обучении старших школьников.
Положения по проекту, соответствующие ФГОС общего образования Следуя основным положениям ФГОС, федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», авторы современных образовательных программ рассматривают русский язык как единый непрерывный курс обучения родному языку, базирующийся на идее преемственности между начальной, средней неполной и средней полной школами. Одним из факторов, обеспечивающих непрерывность и преемственность языкового образования, является реализация единых содержательно-целевых линий развития на основе компетентностного подхода, который в основном понимается как ориентация учебного процесса на формирование определенных - универсальных - компетенций.
Требования, касаемые компетентностного подхода, сформулированными в ФГОС.
Выявлены лингвистические, методические и педагогические условия и предпосылки непрерывного обучения пунктуации в средней школе и вузе. Это позволяет в условиях внедрения ФГОС и реализации вступившего в силу «Закона об образовании», уточнить понятийную сущность термина «непрерывное образование», под которым понимается согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждом этапе образования для обеспечения преемственности в развитии личности обучающегося.
Проектирование курса русского языка в должно соотноситься с требованиями ФГОС СОО к уровню подготовки выпускников на этапе получения среднего общего образования.
Методика обучения полностью соответствует требованиям ФГОС СОО и реализует основные его идеи: утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом, ориентация на планируемые результаты обучения, усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе, реализация системно-деятельностного подхода в образовании, формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализация компетентностного подхода в обучении.
Методика по обучению пунктуации создана в соответствии с ФГОС СОО. Ее особенностью является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но и уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.