Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Историко-литературная наука о Салтыкове-Щедрине находится сегодня в напряженных поисках. Она ищет новые и действенные пути проникновения в природу его искусства, его художественного воображения. Литературоведение в разные времена представляло С.-Щедрина то народником, то славянофилом, то утопическим социалистом, то либералом, то марксистом, то революционером. Но художественная система великого сатирика, его «эстетическая реальность», личность высоко возвышаются над многими доктринами и учениями.
Процесс актуализации публицистического начала в искусстве, связанный в эпоху 1860– 1870-х гг. со значительными сдвигами в общественном самосознании, нашел выражение в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина – писателя, литературного критика, публициста. Его многогранная литературная деятельность позволяет вскрыть некоторые механизмы взаимодействия литературы и художественной публицистики. Литературно-критическую деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина характеризует, с одной стороны, типичное для литературной критики этого периода внимание к социальным явлениям, стоящим за интерпретируемым текстом, а с другой – стремление критика дать собственную оценку описанным в произведении фактам реальной действительности.
С точки зрения сосредоточенно сформулированного духовно-нравственного, общефилософского подтекста, скрытого за заметным социально-бытовым сюжетом, большой интерес представляет роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Социально-психологическая, семейная мысль в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» всегда привлекала особое внимание ученых. Эта «странная и поразительная книга», по мнению И.С. Тургенева, сразу же после выхода романа в свет породила всевозможные споры вокруг себя, вызвала самые противоречивые оценки и суждения.
В наши неспокойные дни возникла необходимость заново обратиться к литературному наследию Салтыкова-Щедрина. Особый интерес представляет роман «Господа Головлевы» (1875– 1880). Он вызывает у современного читателя сильные эстетические впечатления.
Объект исследования – «Господа Головлевы» – роман в творчестве Салтыкова - Щедрина.
Предмет исследования – образ блудного сына в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Цель исследования – выявить основные черты образа образ блудного сына в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
• проанализировать творчество писателя Салтыкова – Щедрина. в художественной литературе
• дать развернутую оценку проблемы образа блудного сына в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
• показать эстетическое и художественное в романе «Господа Головлевы» Салтыкова – Щедрина.
Гипотеза исследования – в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ влияния проблемы образа блудного сына в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
В работе, в качестве методов исследования, используется системный, историко-литературный и историко-сравнительный подход, метод анализа, а также, интеллектуальная история, как способ изучения социальных проблем через культуру, художественную литературу.
Научная новизна данного исследования заключается в отборе и систематизации фактического материала по вопросам, связанным с изучением творчества писателя Салтыкова - Щедрина, в анализе современной исследовательской литературы темы образа блудного сына в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», а также исследовании событий предшествующей эпохи с учетом достижений современной критики по данной проблеме.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования образа блудного сына в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»в художественной литературе России середины XIXв на протяжении исторического периода времени при изучении русской литературы на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, одной главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гармаев А. Психопатический круг в семье. Мн., 2002. 320 с.
2.Господа Головлевы: роман, сказки / Михаил Салтыков-Щедрин. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 576 с. – (Мировая классика).
3.Дмитренко С.Ф. «Мысль семейная» в усадьбе Головлево // Литература / Прил. к ПС. 1996. - №20. - С. 7.
4.Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. Часть III / Изд-е 2-е, испр., доп. М.: Храм Святой мученицы Татианы при МГУ, 2002. 768 с.
5.Евдокимова О. В. К восприятию романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (заметки) // Русская литература. 2004. № 3. С. 164–169.
6.Евдокимова О.В. Историческая поэтика русской литературной классики. – СПб, 2010, - 138с.
7.Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе (К постановке проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. унта, 1994. - С. 32 - 60.
8.Есаулов H.A. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. - 288 с
9.Ильин И.А. Основы христианской культуры. М., 2007. 318 с.
10.Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе ХХ века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века). М., 2001. 128 с.
11.Колесников А. А. Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, 1999. С. 38–52.
12.Кривцун О.А. Художественные эпохи в культуре Нового времени: проблема идентификации. // Искусствознание. 2001. № 1. С. 17-38. URL: http:// www.deol.ru/users/krivtsun/article21.htm
13.Куценко Н.Ю. Роль классической художественной литературы в формировании мировоззрения личности // Язык. Словесность. Культура. 2011. № 3. С. 8-26.
14.Марков Б.В. Культура повседневности. СПб., 2008. 352 с.
15.Павлова А.А. Жизнь тела в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Грехнёвские чтения. Выпуск 6. Нижний Новгород: изд-во «КНИГИ », 2010. С.158–164
16.Павлова И. Б. Тема семьи и рода у Салтыкова-Щедрина в литературном контексте эпохи. М., 1999. 152 с.
17.Прозоров В.В. М.Е. Салтыков // Русские писатели. XIX век. Биобиблиографичсский словарь: В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. М.: Просвещение, 1996. - 4.2. - С. 213-223.
18.Прокопенко З.Т. Эпоха «великих реформ» в зеркале сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Белгород: БелГПИ, 1993. - 41 с
19.Розанов В.В. Метафизика христианства. М.; Харьков, 2001. 536 с
20.Салтыков-Щедрин М.Е.: проблемы мировоззрения, творчества, языка. Материалы конференции Тверского гос. ун-та. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1991. - 127 с.
21.Старыгина Н.Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860-1870-х годов. М., 2003. 352 с.
22.Ремпель Е.А. Библейские мифы, притчи, легенды в художественной системе романа-хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Литература: миф и реальность. Казань: Изд-во КГУ, 2004. С. 43–46
23.Строганова E.H. «Чужое слово» в творческом процессе (Диалог М.Е. Салтыкова-Щедрина с современниками и предшественниками). Тверь: ТГУ, 1996. - 275 с.
24.Тамарченко Н.Д. Герой, сюжет и «образ мира» в "Господах Головлевых" М.Е. Салтыкова-Щедрина // Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово: Изд-во Кемер. ун-та, 1977. - С. 60-71.
25.Уеовик Е.Г. «Что лживо, то и гнило». Философия проблематики творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина // Художественный текст и языковая система. Тверь: ТГУ, 1996. - С. 30-35.
26.Якушин Н.И., Овчинникова Л.В. Русская литература. Вторая половина XIX века: учебное пособие. – М., 2005 – 367с.