Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда.
В переводе с греческого языка слово «церковь» означает «дом Бога». В узком смысле «церковь» понимают как здание для отправления обрядов христианской религии, которые характеризуются набором атрибутов. При широком подходе «церковь» представляет особый тип религиозной организации, которая объединяет последователей определенной религии на основе наличия общности вероучения и культовых обрядов.
Выделяют два основных способа построения взаимоотношений государства и церкви: наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение во взаимоотношениях с другими вероисповеданиями; отделение государства и школы от церкви.
Наличие статуса государственной церкви предполагает привилегии и плотные взаимоотношения государства и церкви в различных сферах общественной жизни. Так, в дореволюционной России подобным статусом обладала Русская Православная Церковь.
В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом.
В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер.
Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределили необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы происхождения государственности. В представленной курсовой работе мы опирались на труды ученых-правоведов, посвященных вопросам возникновения государства. В частности, исследования таких авторов, как Н.К. Михайловский, Л. Гумплович, Е. Дюринг, Г. Спенсер, А. Б. Венгров, и многих других.
Разработкой проблем государственно-церковных и государственно конфессиональных отношений в разное время занимались такие ученые, как Н.Г. Аванесов, С.Н. Булгаков, В.А. Живулин, К.Г. Каневский и др.
Объектом исследования являются особенности взаимовлияния государства и церкви.
Предметом исследования являются принципы взаимодействия государства и церкви на современном этапе развития.
Цель курсовой работы – анализ взаимодействия государства и церкви.
Задачи:
- рассмотреть понятие, сущность, функции государства;
-определить церковь в политической системе общества;
-проанализировать основные религии, представленные в России, их историю и нравственные ценности;
-исследовать регулирование правоотношений государства и религий в современной России.
Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания, такие как: историзм, научная объективность, системность, синтез, определение, классификация.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества
1.1. Государство: понятие, сущность, функции
Все участки суши и омывающий их шельф на нашей планете разделены между государствами. Это форма политико-территориальной организации общества, призванная объединить все группы людей, население, проживающее на его территории, на основе равноправия. Государство существует в определенных физических границах и имеет отдельный государственный аппарат управления.
Государство - это организация, которая устанавливает свою систему права на определенной территории и действует в этой системе как один из субъектов права. [12, с.104]
Обязательными составляющими любого государства являются его территория, население, аппарат государственной власти и система налогообложения.
Население государства включает в себя лиц, имеющих гражданство, и граждан других государств, которые проживают на его территории. К населению относятся также лица, не имеющие гражданства и те, кто имеет двойное или тройное гражданство, а также специальные субъекты, к которым относятся сотрудники дипломатических миссий и посольств.
К территории государства, помимо той, на которой оно расположено, закрепленной демаркационной границей, относятся территории, на которых расположены его посольства за рубежом, космические объекты и надводные, подводные воздушные объекты, суда, зарегистрированные под флагом этого государства.
Государство осуществляет свои функции посредством аппаратов управления и принуждения. К первым относятся органы власти, правительственные органы, парламент и не силовые министерства. Ко вторым – силовые министерства, армия, полиция, органы, обеспечивающие безопасность государства, суды и тюрьмы.
В современной юридической науке государство определяют через его признаки. Соответственно, научное определение государства выглядит так: государство - это организация, обладающая следующими признаками:
- руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним;
- специальный аппарат управления и принуждения;
- территория;
- население;
- суверенитет;
- общеобязательный характер актов государства (законов, судебных решений и др.);
- монополия на легитимное насилие;
- наличие государственной казны и налогов. [18, с.43]
Система налогообложения позволяет осуществлять социально-распределительные функции государства и формировать большую часть его бюджета. Объектами налогообложения являются предприятия и население трудоспособного возраста.
Руководство, отделённое от основной массы населения и обладающее властью над этим населением - важнейший признак государства. В первобытном мире такого руководства не было. Люди просто выбирали в вожди умного и опытного человека, который выполнял свои основные обязанности, но одновременно решал споры и конфликты.
Специальный аппарат (механизм) управления и принуждения - это государственные органы, при помощи которых руководство управляет обществом. Ведь недостаточно просто отдать приказ - надо чтобы люди правильно выполняли его и боялись нарушать. Поэтому государство создаёт отдельные организации с особыми полномочиями - государственные органы (госорганы). [21, с.90]
Министерства, ведомства, прокуратура, суды, полиция - всё это государственные органы. Все вместе они образуют тот самый «государственный аппарат управления и принуждения», который также иногда называют «государственным механизмом» или «государственным аппаратом». [23, с.118]
Государство обладает как внешним, так и внутренним суверенитетом, который предполагает независимое от внешних и внутренних факторов принятие решений, призванных обеспечить благополучие его граждан. Государственная власть, для всех проживающих на его территории лиц, является верховной. Другие государства не имеют права нарушать внутренний суверенитет государства и попытки вмешательства во внутренние дела любой страны могут оцениваться как проявление враждебности. Внешний суверенитет обеспечивается признанием со стороны иностранных государств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) по состоянию на 2015 г., с учётом поправки от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ. - М.: Эксмо, 2015. - 80 с.
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях»// СПС «КонсультантПлюс», 2016.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // Российская газета, 1 марта. 2018. – № 4.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности»// СПС «КонсультантПлюс», 2016. – № 63.
5. Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»// Российская газета, 20сентября. 2014. – № 18.
6. Аверинцев, С.С. Христианство. Энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. - 939 c.
7. Азимов Путеводитель по библии. Ветхий Завет / Азимов, Айзек. - М.: Центрполиграф, 2016. - 639 c.
8. Актуальные проблемы правовой теории государства: моногр. . - М.: Юнити-Дана, 2013. - 184 c.
9. Ал-Карнакий Введение в Ислам (Мухтасар ильми-халь) / Ал-Карнакий, Мирзакарим Ибн. - М.: Диля, 2013. - 192 c.
10. Бурдо, М. Том 1. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / М. Бурдо. - М.: Логос, 2014. - 328 c.
11. Величко А.М. Церковь, власть и политика // Православная государственность. – СПб.: Юридический институт, 2013. – С. 56-71.
12. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. – Москва: Омега–Л, 2013. – 607 с.
13. Войтович, В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с.
14. Ганцфрид Киццур Шульхан Арух / Ганцфрид, Соломон. - М.: Л. Городецкий, 2014. - 592 c.
15. Гаранова Е.П. Церковное право и российская правовая система. – Кострома: Костромской гос. технологический ун-т, 2017. – 270 с.
16. Ерофеев К.Б. Церковь и общество. Современная публицистика: сборник статей. – СПб: Изд-во Христианского библейского братства св. апостола Павла, 2017. – 87 с.
17. Залужный А. Г. Право. Религия. Закон. М.: Научная книга, 2014. С. 39.
18. История отечественного государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2015. - 432 c.
19. Кирилл (Гундяев), митр. Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. – 2014. – № 2 (19). – С. 15-19.
20. Максиан. Церковь и государство – М.: Компания Спутник+, 2015. – 215 с.
21. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2015. – 239 с.
22. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2013. – 636 с.
23. Менгер, А. Новое учение о государстве. Создание правового фундамента народного трудового государства / А. Менгер. - М.: Ленанд, 2015. - 266 c.
24. Одинцов М. И. Русская Православная Церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2014. - 102 c.
25. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с.
26. Потанина С. Церковное право - самостоятельная отрасль права // Росс. юстиция. 2013. № 12. С. 50.
27. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с.
28. Слесинский, Р. Современное общество и Церковь. Проблемы взаимопонимания / Роберт Слесинский. - М.: Экономпресс, 2015. - 488 c.
29. Стурова М.П. Традиционная духовность России: история и современность: учебное пособие. – М.: Акад. упр. МВД России, 2013. – 105 с.
30. Филатов С.Б. Религия и общество: Очерки религиоз. жизни соврем. России – М.: Лет. сад, 2014. – 485 с.
31. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – Москва: Омега–Л, 2014. – 323 с.
32. Яннарас Вера Церкви / Яннарас, Христос. - М.: Центр по изучению религий, Москва, 2015. - 232 c.