Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги - это часть налоговой системы Российской Федерации, они устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, поступают в региональный бюджет. От их полноты и своевременности поступления в бюджет зависит социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации
На сегодняшний день важной составляющей экономической политики выступает налоговая политика, регулирующая экономические отношения в обществе. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий в экономической, финансовой и правовой сферах, проводимых государством для формирования налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Составным элементом налоговой политики государства является региональная налоговая политика - система экономических, финансовых и правовых мер, осуществляемых представителями региональной и муниципальной власти, нацеленных на стимулирование накопления и рациональное использование ресурсов, гармонизацию интересов экономики и общества.
Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является неотъемлемым источником удовлетворения различных потребностей граждан, а приоритеты региональной экономической политики определяют масштабы производимых материальных благ, предпринимательскую активность, инновационный потенциал, инвестиционную привлекательность, рост занятости, качество жизни населения, а также возможность повышения темпов социального развития в регионе. Налоговая политика, реализуемая в субъектах Российской Федерации, позволяет создавать условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются социально-экономическая ситуация в стране, денежно-кредитная политика государства, уровень инфляции, стабильность законодательства о налогах и сборах и другие.
Объектом исследования является налоговая политика Российской Федерации. Предмет исследования – инструменты налоговой политики в региональном развитии.
Цель исследования – анализ использования инструментов налоговой политики в регулировании процессов регионального развития. В соответствии с этим сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика особенностей и принципов организации налоговой политики в Российской Федерации и её инструментов в региональном развитии.
2. Анализ взаимодействия уровней бюджетной системы Российской Федерации в условиях региональной налоговой политики.
3. Выявление приоритетных направлений региональной налоговой политики в Российской Федерации.
1. Понятие и содержание инструментов региональной налоговой политики
Налоговая политика - комплекс финансовых, экономических и правовых мер, направленных на создание стабильной налоговой системы и способствующих развитию экономики страны с помощью правильного и грамотного перераспределения денежных средств.
С помощью налоговой политики государство оказывает влияние на развитие общества. Налоговая политика в некотором смысле - это рычаг, воздействующий на процессы производства и распределения при помощи государства. К тому же налоги являются основным инструментом управления экономикой государства. С помощью изменения налоговых ставок, условий налогообложения и других инструментов налоговой политики государство решает общественно значимые проблемы и содействует развитию отраслей экономики .
Следует отметить, что налоговая политика не только зависима от социально - экономического уровня государства, но и оказывает влияние на экономические процессы. Поддержка стабилизации экономики страны в целом необходима для осуществления рациональной налоговой политики. Так же она отражает налоговые отношения, которые сложились в государстве.
Основные задачи налоговой политики заключаются в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования государства и создание в нем благоприятные условия; повышение уровня качества жизни граждан и эффективности национальной экономики; урегулирование отношений, которые возникли в результате установления налогов и сборов; способствование стимулированию социально-экономической активности субъектов экономики; создание благоприятных налоговых условий; повышение налогового потенциала в целях укрепления финансовой самостоятельности регионов и повышения их мотивации для развития собственной налоговой базы.
Система налогообложения относится к одному из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов страны. Налогообложение - это деятельность государства, направленная на установление, введение и взимание налогов. Налогообложение способствует удовлетворению потребностей государства в финансовых ресурсах, так как налоги это один из основных источников финансирования государства. Так, в Федеральном бюджете Российской Федерации доля налогов от общей суммы доходов составляет около 86 %, в доходах бюджетов российских субъектов - 89 % .
С помощью аккумулирования налогов и сборов государство решает проблемы, возникающие в социальной защите, образовании, здравоохранении и других отраслях непроизводственной сферы экономики. Грамотное установление налогов способствует регулированию и повышению эффективности общественного производства. От грамотно выстроенной налоговой политики в государстве зависит функционирование системы народного хозяйства .
Усиленное государственное регулирование в налоговой политике стимулирует трудовую деятельность и предпринимательскую активность; увеличивает объем выпуска продукции, повышает работоспособность трудящихся; увеличивает потребление по причине того, что увеличивается необлагаемый доход; оказывает содействие рациональному и эффективному применению бюджета государства. С помощью налоговых инструментов государственное регулирование способствует продвижению и развитию экономики, а также реализации макроэкономических целей страны.
К инструментам налоговой политики относятся налоговые льготы, являющиеся неотъемлемой частью налоговой системы государства, которая подразумевает предоставление определенных преимуществ (не производить уплату налога или уплачивать его в меньшем размере) отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками. Льготы необходимо дифференцировать по части видов экономической деятельности, категорий налогоплательщиков. Именно дифференциация послужит стимулирующим эффектом налоговой системы.
Налоговые льготы - это одна из альтернатив субсидий, дотаций и других инструментов льготного кредитования. Льготы и привилегии являются своеобразными ориентирами для граждан при выборе ими сферы деятельности, формы получения доходов. К основным видам налоговых льгот относятся: освобождение от уплаты налога; исключение отдельных видов доходов объектом налогообложения; предоставление скидок, налогового кредита.
Одним из инструментов налогового регулирования является снижение или увеличение налоговой нагрузки или же её дифференциация для налогоплательщиков.
От эффективности налоговой политики государства зависит то, какие поправки необходимо внести государству в свою экономическую политику.
К одному из основных средств, с помощью которых правительство воздействует на экономику, относятся налоги, сокращающие частные расходы и дающие взамен осуществлять государственные расходы .
Еще одним средством налогового регулирования является взимание налогов с населения. Государство, используя такие инструменты, как прямое и косвенное налогообложение, влияет на платежеспособный спрос и личное потребление населения, освобождая в полном объеме или же частично от налогов некоторые доходы или товары. Регулируя платежеспособный спрос, государство оказывает воздействие на производство товаров и услуг, на сбережения и инвестиции домохозяйств.
Также налоговые механизмы оказывают влияние на развитие предпринимательства: на величину финансовых ресурсов субъектов предпринимательской деятельности, на воспроизводство, на занятость .
Таким образом, благодаря государственному регулированию экономики посредством инструментов налоговой политики происходит полноценное развитие рыночных субъектов и решение задач, направленных на рациональное пополнение государственного бюджета, достижение финансовая стабильности и экономического роста.
2.Взаимосвязь налоговой и бюджетно-распределительной политики в региональном развитии
Региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) являются одним из важнейших элементов государственных финансов и в совокупности с муниципальными (местными) финансами образуют территориальные финансы.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Региональный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного территориального образования, один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через него общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из бюджета финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь областной социальной сферы, здравоохранения, образования, промышленности, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ. – М.: 2015.- 960 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3. Беличенко Е.А., Шеховцова С.Р. Государственное регулирование в сфере регионального социально-экономического развития на примере СКФО. //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. №2. С. 50-54.
4. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В. Экономический потенциал регионов России на примере СКФО.// Фундаментальные исследования. 2015. № 8-3. С. 557-561.
5. Иванов Н.П. Инновационный менеджмент региональной власти как фактор ускоренного развития территориальной экономики.// Региональная экономика. Юг России. 2016. №1. С. 25-42.
6. Тараненко О.И. Актуальные проблемы инновационного развития регионов СКФО // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. №1. С. 78-82.
7. Бушмин Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 516 с.
8. Быков С. С. Налоговое регулирование: разработка подходов к оценке эффективности //Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования /под ред. М. М. Винокурова, А. П. Киреенко, С. В. Чупрова. - М.: Наука, 2014. - С. 153-192.
9. Чулков А. С. Расходы местных бюджетов: методология проведения аудита эффективности // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2013. - № 19. - С. 24-30.
10. Юрасов И. Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные аспекты // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 2.