Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 4
1.1 Психолого-лингвистические основы речевой деятельности 4
1.2 Психолого-педагогические особенности устной речи младших школьников 8
2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 13
2.1 Основные направления развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка 13
2.2 Методы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Речевая деятельность представляет собой один из видов человеческой деятельности, понимаемый как «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщения» . То есть, речевая деятельность – это восприятие речи способами языкам для обмена информацией.
В любом общении есть, как минимум, два участника, поэтому наблюдается или инициация информации, или ее прием. Если в процессе речевой деятельности информация инициируется и выдается другому участнику, то такой вид речевой деятельности является продуктивным. В случае, если речевая деятельность направлена на восприятие и следующую переработку информации, то ее характер – рецептивный.
Таким образом, основные виды речевой деятельности дифференцируются на продуктивные и рецептивные. К первым относятся говорение и письменная речь, к рецептивным – аудирование и чтение.
Важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. На сегодняшний день учащиеся начальных классов недостаточно говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Это происходит по разным причинам: отсутствие мотивированных речевых ситуаций, создаваемых учителем; исключение потребности в монологе; элементарным неумением грамотно высказать свои мысли. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок - нужна долгая, систематическая работа учащихся и учителей. Временные неудачи и срывы не должны пугать ни тех, ни других. Исходя из актуальности данной проблемы нами была определена цель нашего исследования: определение методов активизации развития речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Целью данной работы является рассмотрение темы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
- описать психолого-лингвистические основы речевой деятельности;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности устной речи младших школьников;
- изучить основные направления развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка;
- проанализировать методы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования – устная речь младших школьников. Предмет исследования – методы и формы развития усной речи младших школьников на уроках русского языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Н. Г., Устная связная речь. Лексика. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Ч. 1, 2017. — 182 с.
2) Ашурова С. Д., Формирование у младших школьников стилистически дифференцированной речи // Начальная школа. — 2017. — № 1. — С. 50-52
3) Бакулина Г. А., Субъективизация - один из факторов развития устной речи на уроках русского языка // Начальная школа. — 2017. — № 12. — С. 32-37.
4) Васев Д. В., Интегративное обучение учащихся начальной школы // Начальная школа. — 2021. — № 4. — С. 38-45
5) Васильева Т., Повышение речевой культуры младших школьников // Учитель. — 2016. — № 1. — С. 28-30.
6) Довольнова И. В., Исследование инициативности в речевом развитии младших школьников // Начальная школа. — 2018. — № 5. — С. 41-45
7) Зиновьева Т. И., Методическая система развития речевой деятельности на основе принципа ориентации на риторический идеал // Начальная школа. — 2020. — № 9. — С. 27-30
8) Зиновьева Т. И., Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников // Начальная школа. — 2017. — № 1. — С. 40-43.
9) Зотова С. В., Использование словарей при изучении фразеологизмов в начальной школе // Начальная школа. — 2021. — № 9. — С. 56-59.
10) Коноваленко О. В., Развитие речи младших школьников // Начальная школа. — 2019. — № 4. — С. 40-43
11) Кузнецова М. И., Словарный запас современных младших школьников: методика оценивания и полученные результаты // Педагогика. — 2020. — № 3. — С. 48-54.
12) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1999.
13) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019.
14) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
15) Сиренко Ю. С., Развиваем внимание к слову в художественном тексте // Начальная школа. — 2021. — № 9. — С. 59-62.
16) Супряга С. В., Развитие речи младших школьников на основе текстов патриотической направленности : уроки русского языка // Начальная школа. — 2020. — № 6. — С. 9-13
17) Тарасова А. П., Развитие математической речи младших школьников // Начальная школа. — 2018. — № 1. — С. 29-31
18) Ткаченко Т. А., Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам : пособие для логопеда. — Москва : Владос, 2017. — 47 с.
19) Щеголева Г. С., Современные требования к уровню развития текстовых умений у младших школьников // Начальная школа. — 2018. — № 4. — С. 32-36.
20) Юртаев С. В., Содержание методической работы по развитию речи младших школьников // Начальная школа. — 2018. — № 8. — С. 43-48