Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы научно-методической литературы по теме эмоциональный интеллект и выбираемые лидерские роли у девушек занимающихся софтболом 6
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его общая характеристика 6
1.2 Выбираемые лидерские роли в спортивной команде 14
1.3 Софтбол, как командный вид спорта 16
1.4 Особенности развития физических способностей у девушек 18
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 26
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В психолого-педагогической науке, спорт рассматривается как важная сфера личностного становления, формирования своей идентичности, «Я» образа, развития мотивации и волевых качеств. При этом занятия спортом – это опыт преодоления трудностей, побед, поражения и работы с ним, опыт победы над собой, которая, зачастую, осуществляется снова и снова, уже в юношеском и даже детском возрасте. Научная и прикладная психологическая школа спорта достаточно сильна. Психологические аспекты тренировочной деятельности во все времена исследовались в неразрывном единстве с процессом тренировки, исследования личности спортсмена, тренера, противников и др. В настоящее время, для психологии в юношеском спорте, стоят задачи сопровождения процесса личностного становления и воспитания юного спортсмена, диагностики и максимального развития его психомоторных и личностных ресурсов. Необходимо выявление и развитие способностей спортсмена; поиск и наиболее эффективное использование психологических ресурсов для восстановления; организации подбора команды и максимальной эффективности ее функционирования, сопровождение при подготовке к соревнованиям и др.
Особенности построения команды, вопросы выбора лидерских ролей сохраняют свою актуальность, в частности на этапе подросткового – раннего юношеского возраста – в 13-15 лет.
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.
На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен эмоционального интеллекта и лидерства.
Общие вопросы психологической подготовки спортсмена отражены в работах: Иванова А., Ганюшкина А.Д., Михайловой Т.А., Уляевой Л.Г. и др.
Концепция и технология психологического сопровождения спортсмена описана в исследованиях: С.В. Алехиной, А.Н. Вераксы, Д.С. Каськовой, В.В. Находкина и др.
Предметом данного исследования является эмоциональный интеллект и выбираемые лидерские роли у девушек 13 – 15 лет, занимающихся софтболом.
Софтбол представляет собой спортивную командную игру с мячом - разновидность бейсбола, ближайший его родственник. Софтбол получил достаточную популярность у девушек.
В любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами. В науке выявлены 3 основных стиля лидерства - демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято выделять следующие лидерские роли - роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Эмоциональный интеллект и выбираемые лидерские роли у девушек 13–15 лет, занимающихся софтболом».
Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта и выбираемых лидерских ролей у девушек 13–15 лет, занимающихся софтболом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апресян Р.Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания // Вопросы психологии. — 2019. — № 1. — С. 29–39.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. – Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2020. — 356 с.
3. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить. – Harvard Business School Publishing, 2019. — 272 с.
4. Дучук Я. И. Апробация модели развития эмоционального интеллекта старшеклассников // Молодой учёный 2019 №26 (264) июнь-4. – 436 с. – С.291-296.
5. Дубравин Д. Управление гневом. – Киев: АЙПИО, 2019. — 208 c.
6. Иванов А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой. М.: Спорт, 2018. 116 с.
7. Лях В. И.Физическая культура. Методические рекомендации. 8—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — М. :Просвещение, 2021. — 4-е изд. — 239 с.
8. Матвеев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных учреждений физической культуры и спорта. М.: МГПУ, 2018. 52 с.
9. Малкин В.Р., Рогалева Л.Н., Бредихина Я.А., Гилязетдинова Е.М. Концепции достижения превосходства в спорте. – Учебное пособие. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), 2019. — 98 с.
10. Мельник Е.В. и др. 99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и спортсменов. М.: Спорт, 2020. — 155 с.
11. Пархоменко Е.А. Особенности сформированности саморегуляции как компонента психологической культуры у спортсменов разного возраста / Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова, И.С. Матвеева // «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – 2020. – 9 (187). – С. 488-492.
12. Разумникова О.М. Что такое интеллект? Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НГТУ, 2018. — 78 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М. : Издательство. АСТ, 2020. – 960 с
14. Свиньин В.Ф., Булгакова Е.Н. (сост.) Олимпийская энциклопедия. Том 3. Спортивные игры. Олимпийская энциклопедия. В 5 т., Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2010. — 190 с.
15. Саммерс Д.Г., Балпеисова С.А., Майдангалиева Ж.А., Утемисова Г.У. Эмоциональный интеллект будущего специалиста педагога-психолога // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан 2019 №01. – С.26-31.
16. Трус В. П. Компоненты эмоционального интеллекта как предикторы мотивации и осознанной саморегуляции учебной деятельности студентов //Интернет-журнал «Науковедение». – Электронный ресурс. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25380985_81434152.pdf
17. Уляева Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография. М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2014. 236 с.
18. Якушев В.А., Михно О.С., Криворот В.А. Модель психологического сопровождения спортивной подготовки гимнастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С.429 434.