Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории нашей страны, физическое воспитание детей и подростков школьного возраста представляет собой задачу государственной важности, от успеха решения которой зависит стабильное и полноценное развитие общества.
Однако, как показывает практика, уроки физкультуры в рамках школьной программы обеспечивают лишь минимальную норму двигательной активности для детского организма. Для полноценного восполнения потребностей подрастающего организма в двигательной активности рекомендуется использовать внеурочные формы занятий спортом. Одним из таких форм внеурочной деятельности является спортивный туризм.
Вопросами физического воспитания в рамках образовательной программы посредством спортивного туризма в разные исторические периоды нашей страны занимались многие практикующие педагоги и методисты.
В частности, проблемам использования средств спортивного туризма в воспитательной работе посвящены научные труды, таких российских педагогов, как: В.Г. Цыганкова, П.И. Истомина, И.Л. Беккера, С.А. Сергеевой и других [2].
Возможности активизации двигательного режима у детей и подростков в природных условиях освещаются в работах, таких авторов, как Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова и Г.В. Шалыгина. В трудах таких авторов, как А.А. Остапец, М.А. Рунова, Г.В. Шалыгина и Н.И. Бочарова поднимаются такие важные вопросы, как практическое применение различных форм туризма для полноценного физического развития учащихся начальной школы [2].
Примечательно, что большинство советских и российских авторов сходятся во мнение о том, что туризм, применяемый в качестве одной из форм спортивного развития школьников, позволяет вырабатывать определенные личностные качества, формировать характер и жизненную позицию у детей и подростков.
Наиболее часто, на практике применяются такие формы спортивного туризма, как: прогулка и экскурсии, которые могут проводиться в воспитательных и образовательных целях. Несмотря на свою эффективность и доступность, спортивный туризм пока еще не смог занять должное место в системе современного физического воспитания подрастающего поколения.
Между тем, выступая в качестве составного элемента физического воспитания школьников спортивный туризм способен решать специальные общепедагогические и образовательные задачи, содействовать эстетическому, патриотическому, морально-нравственному и трудовому воспитанию. Дети, активно участвующие в различных туристических мероприятиях бережно относятся к живой природе, имеют активную жизненную позицию.
В настоящем исследовании нашего внимания заслуживают походы как средство физического воспитания.
Таким образом, актуальность темы исследования усматривается в том, что туризм получил широкое распространение в качестве средства организации активного отдыха, способствующего укреплению здоровья, гармоничному развитию личности и повышению культурного уровня.
Анализ литературных данных, выявил противоречия между:
― возрастающими требованиями государства и общества в здоровом населении, ведущем здоровый образ жизни и отсутствии навыков у подрастающего поколения самосохранительного поведения;
― потребностью в формировании здорового образа жизни через физическое воспитание и недостаточно разработанной методикой подготовки к длительным пешеходным походам.
Цель исследования: разработать программу подготовки обучающихся к длительным пешеходным походам.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования: методика подготовки обучающихся к длительным пешеходным походам.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, подготовка к длительным пешеходным походам включает в себя следующие направления: развитие скоростно-силовых способностей обучающихся, общей и специальной выносливости, техники преодоления переправ.
Задачи исследования:
1. Привести классификацию спортивного туризма;
2. Описать основные подходы и принципы развития физических способностей обучающихся средствами спортивного туризма;
3. Рассмотреть методики физической подготовки к длительным пешеходным походам;
4. Выявить уровень физической подготовки обучающихся 8 класса.
5. Разработать программу физической подготовки обучающихся к длительным пешеходным походам.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования.
- Эмпирические методы: метод моделирования, педагогический эксперимент.
База исследования. В исследовании приняло участие 25 обучающихся 8 класса.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
1.1. Теоретические основы становления и классификации спортивного туризма
Физическое воспитание в первую очередь представляет собой такой вид воспитания, которому характерны специфические черты, выступающие высокой двигательной активностью, направленной на формирование определенных физических качеств и овладение физкультурными навыками, умениями, знаниями [12].
В ходе реализации средств и методов физического воспитания у подрастающего поколения вырабатывается определенный комплекс разнообразных спортивных и физкультурных знаний, которые делают занятия физкультурой более осознанными и как следствие максимально результативными и эффективными.
Российские авторы Ю.С. Константинов и А.Г. Маслов, предлагают рассматривать спортивный туризм в качестве особого вида физической деятельности, которая реализуется в условиях путешествия, в свободное от основной работы или учебы время. В процессе туристических мероприятий школьники получают возможность более глубоко и полно познавать окружающую природу, общаться по интересам, решать культурно-познавательные, оздоровительные, исследовательские и краеведческие задачи [26].
Выступая в качестве самостоятельного вида спорта, туризм тесно связан с различными компонентами физического воспитания и культуры. В рамках школьной программы туризм представлен в виде преодоления препятствий на местности, а также на спортивном ориентирование [13].
Целевая функция спортивного туризма заключается в формировании у учащихся желания и способностей для преодоления различных естественных препятствий. В ходе обучающих занятий и во время путешествий турист овладевает специальным комплексом знаний, умений и навыков, которые позволяют ему передвигаться по пересеченной местности, одновременно повышая собственный уровень физической подготовки в непростых условиях естественного рельефа местности [3].
В зависимости от способа передвижения туристов выделяют следующие виды спортивного туризма: пеший, лыжный, велосипедный, горный, водный, парусный, авто и мото, конный, комбинированный. В качестве составных частей туризма все эти виды могут включаться в спортивную квалификацию. В настоящее время для каждого направления туризма существуют свои нормативы относительно продолжительности, сложности препятствий, протяженности на местности, специфике построения туристического маршрута [22].
Для различных форм туризма характерны индивидуальные отличительные признаки. Исходя из уровня доступности, спортивный туризм принято относить к социальному виду спорта, по физической нагрузке – к активной деятельности. В зависимости от состава участников туризм может быть индивидуальным или групповым, а также семейным, молодежным или школьным [24].
В том случае, если туристы отправляются в путешествие по собственной инициативе им приходится самостоятельно решать многочисленные вопросы, связанные с формированием группы, разработкой маршрута, приобретением необходимого снаряжения и продуктов питания, получением разрешений на посещение рекреационных зон и так далее.
На сегодняшний день спортивно-оздоровительный туризм с полным правом относится к приоритетному направлению социальной политики в области туризма. В качестве законодательной базы спортивного туризма выступает ФЗ № 132 от 24.11.1996 года «Об основах туристической деятельности в РФ» [39].
Безусловно, спортивный туризм – это комплексное понятие, которое включает в себя различные знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для свободного и безопасного передвижения по пересеченной местности и одновременно совершенствование собственной физической подготовки, позволяющей преодолевать даже сложные природные рельефы [6].
Активная пропаганда здорового образа жизни, которая ведется в нашей стране, является одной из главных причин популяризации спортивного туризма среди различных категорий населения.
Дети младшего возраста и подростки, молодежь и люди старшего поколения активно используют спортивный туризм в качестве активного и доступного отдыха, которое способствует укреплению здоровья, гармоничному духовному и физическому развитию личности, повышению культурного уровня занимающегося [7].
Классификация форм туризма.
В зависимости от формы, характера и направленности спортивной деятельности туристические мероприятия могут быть представлены в виде походов, прогулок, экскурсий и экспедиций. В соответствии с точкой зрения Романова Е.А. формами туристической деятельности являются экскурсии и прогулки. Они могут использоваться в качестве составной части многодневного туристического похода или организовываться самостоятельно, занимая от нескольких часов до нескольких суток [38].
Туристическая прогулка – это простейшая и доступная для широкой общественности форма туризма, которая реализуется с целью повышения физической выносливости и общего оздоровления организма. Прогулки могут проводиться пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т.д.
Экскурсии – это еще одна простая форма туризма, которая представляет собой групповое или одиночное посещение объекта исторического или культурного наследия, с исследовательской, учебной или познавательной целью [23].
Под походами следует понимать организованные коллективные путешествия с целью расширения кругозора, получения новых знаний о родном крае, оздоровления и повышения физической выносливости организма. Походы также могут организовываться на велосипедах, лыжах, лодках или пешком [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. - Ростов и /Д: Феникс, 2016. - 332с.
2. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме / А.И. Аппенянский. - М.: Советский спорт, 2016. - 94 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2015. - 193 с.
4. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - М.: Советский спорт, 2018. - 182 с.
5. Бабушкин, Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена: монография / Т.Д. Бабушкин, К.В. Диких. - Омск: СибГУФК, 2017. - 240 с.
6. Барчук, И.С. Методы научных исследований в туризме / И.С. Барчук, - М.: Академия, 2018. - 194 с.
7. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2016. - 340 с.
8. Беляков, Л.В. Основы тренировки в ориентировании на местности / Л.В. Беляков, А.Д. Ганюшкин, А.Л. Моисеенков.- Смоленск, 2017. - 74 с.
9. Беляшов, В.Г. Приемы формирования познавательной активности младшего школьника в физкультурно-спортивной деятельности / В.Г. Беляшов, Н.В. Колесникова // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №11. - С. 324.
10. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом Герда, 2018. - 167 с.
11. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2017. - 242 с.
12. Буйлин, Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Ю.Ф. Буйлин. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 98 с.
13. Варламов, В.Г. Физическая подготовка туристов - пешеходников / В.Г. Варламов. - М.: «Турист», 2018. - 137 с.
14. Волков, Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта / Н.И. Волков.- М., 2014. - 348 с.
15. Воробьев, А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев.- М., 2016. - 159 с.
16. Гилмор, Г. Бег к вершинам мастерства / Г. Гилмор, А. Лидьярд.-М., 2018. - 167 с.
17. Гиренко, Г.Т. Туризм как средство оздоровления / Г.Т. Гиренко. - Киев: 2016. - 82 с.
18. Гордеева, Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева// Педагогика. - 2015. - № 2. - 32-38 с.
19. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М.: Нолидж, 2016. - 113 с.
20. Долженко, Г.П. Основы туризма / Г.П. Долженко. - М.-Ростов на/Д: МарТ, 2017. - 246 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015. - 384 с.
22. Зорина, Г.И. Основы туристской деятельности / Г.И. Зорина, Е.И. Ильина, Е.В. Мошняга. - М.: Советский спорт, 2016. - 217 с.
23. Зубков, С.А. Пути преодоления трудностей в ориентировании на местности при подготовке юных спортсменов / С.А. Зубков. - М., 2017. - 173с.
24. Ильина, Е.И. Основы туристской деятельности / Е.И. Ильина. - М.: Проспект, 2016. - 254 с.
25. Киреева, Ю.А. Основы туризма / Ю.А. Киреева - М.: Советский спорт, 2018. - 115 с.
26. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм. - М.: ФЦДЮТиК, 2016. - 151 с.
27. Константинов, Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей. - М.: Советский спорт, 2015. - 82 с.
28. Кузнецова, Ю. В. Труды академии туризма. Выпуск 5. / Под ред. Ю. В. Кузнецова, А. Т. Кириллова, Г.А. Карповой, Н. Н. Воскобойниковой, Е. В. Масловой. - СПб.: Невский Фонд, 2017. - 148 с.
29. Курилова, В.И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Физ. Культура» / В.И. Курилова. - М.: Посвящение , 2018. - 56 с.
30. Лубышева, Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014, № 4. - 2-6 с.
31. Махов, И.И. Туризм на уроках физической культуры / И.И. Махов. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2017. - 91 с.
32. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / под ред. С.Д. Неверковича; рец.: Е.Д. Никитина, Я.К. Коблев. - М.: Академия, 2018. - 358 с.
33. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая. - 20е изд. - Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2017. - 180 с.
34. Пасечный, П.С. Основы организации и управления самодеятельным туризмом / П.С. Пасечный. - М.: «Турист», 2017. - 247 с.
35. Рыльский, С.В. Методика обучения преодоления естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме: автореф. дис., канд. пед. наук / С.В. Рыльский. - Белгород.2016. - 20 с.
36. Рыльский, С.В. Об унификации тренировочного процесса студентов, занимающихся пешеходным туризмом, в условиях пересеченной местности / С.В. Рыльский // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №2. - С.27-28.
37. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии / Ю.Г. Сапронов. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 168 с.
38. Туризм и спорт: коллективная монография / под ред. В.Л. Мутко, В.А. Таймазова, Е.И. Богданова; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лезгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2018. - 415с.
39. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2018. - 314 с.