Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно .
Ограничения, которые налагаются на политические и общественные СМИ, ставят вопрос относительно того, может ли в современной ситуации реализовываться само понятие журналистики. Вполне возможно, что журналистская область вписывается в термин «массовые коммуникации» именно сейчас.
Так или иначе, несмотря на то, что ситуация не представляется «радужной», следует отметить, что журналисты всегда будут нужны, а средства массовой информации также будут всегда, а спрос именно на проверенную, профессионально представленную информацию всегда будет актуален.
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В доцифровую эру талантливые музыканты, писатели, художники и т.п. были вынуждены принимать участие в профессиональных конкурсах и проходить процедуры отбора экспертным жюри и лишь затем получали шанс показать широкой общественности свои способности. Сейчас главным инструментом продвижения являются социальные медиа, где канал на YouTube является самым мощным. А единственной формой оценки создаваемого контента становится количество и мнение собственных подписчиков. «Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации» . Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук.
Норберт Больц отмечает, что в эпоху, когда аудитории доступно огромное множество информационных и развлекательных продуктов, СМИ ведут борьбу «за дефицитнейший ресурс - внимание» . Побеждает тот, кто заставит зрителя или читателя замереть, погрузившись в изучение сообщения. Естественно, что массмедиа вынуждены постоянно обновлять спектр технологий, удерживающих аудиторию, заставляющих ее потратить ее свое свободное время здесь и сейчас. Создание конфликтов (часто преднамеренное) также является способом привлечь внимание к новости или событию. Тем не менее, важно помнить о том, что СМИ – это власть, которая может управлять обществом. Должны существовать определенные границы и рамки дозволенного в управлении мнением. Поэтому актуален вопрос этики в конфликтах медиа.
Природа взаимовлияния медиа и конфликта сложна и разнообразна, поскольку медиа могут выступать одновременно и противоборствующей стороной конфликта, и его инициатором, и пособником, и посредником в конфликте, и организатором, и средой эскалации конфликта. Освещение (и развитие) конфликтов, детерминированных медиа, с одной стороны, способствует социальному развитию и формированию новой модели консенсуса, с другой – может привести к тяжелым последствиям для общества.
Степень изученности темы
Теоретическое изучение конфликта в социальных науках базируется на исходном предположении таких авторов, как К. Маркс , Г. Зиммель , Р. Дарендорф , о том, что конфликт является неотъемлемой частью общественного развития. Социальная динамика реализуется через разрешение конфликтов, которые гарантируют эволюцию общества. В результате теория массовой коммуникации, выросшая из социологии и опирающаяся на связанную с ней парадигму эмпирико-функционализма, рассматривает конфликт как явление, имеющее неоднозначные последствия . С одной стороны, медиаисследователями признается заметный вклад конфликта в социальное развитие: поскольку идеальная сплоченность и единство в обществе невозможны, постольку медиа не могут репрезентировать массовой аудитории конструкции, не существующие в реальности. С другой стороны, среди исследователей распространяются подходы, согласно которым конфликт дестабилизирует общество, нарушает общественный порядок и гармонию. Кроме того, конфликт противоречит изначальным представлениям о медиа как площадке для дискуссии в публичном пространстве, в котором находят отражение различные взгляды .
Целью данной работы является рассмотрение вопроса взаимовлияния медиа и конфликтов в современном мире.
Задачи:
- описать теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов, роль журналистики и медиа в информировании общества о конфликтах и формирования общественного мнения;
- изучить функции СМИ в конфликтах;
- рассмотреть роль журналистики и медиа в снижении социальной напряженности, этический аспект освещения конфликтов;
- описать конфликты с участием СМИ в Южной Осетии, позицию СМИ США, Евросоюза и России;
- рассмотреть вопрос урегулирования Юго-Осетинского конфликта при помощи СМИ (2008 г.).
Объект исследования – конфликты и медиа. Предмет исследования – особенности урегулирования Юго-Осетинского конфликта при участии СМИ.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Азар И. Ни единого целого дома // Газета. — 2008. — 12 августа.
2) Акулинин В. Н. Концепция гибридной войны в практике межгосударственного противостояния / В. Н. Акулинин, Н. С. Епифанова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 36. – С. 53 – 60.
3) Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2020.
4) Барташевич Т. Ю., Этическая экспертиза на пути предупреждения и разрешения конфликтов в сфере СМИ // Конфликтология. — 2020. — Т. 15, № 1. — С. 144-156.
5) Бастрыкин А.И. Существенные доказательства // Российская газета. — 2008. — 27 августа.
6) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
7) Вартанова Е. Л., Дунас Д. В., Гладкова А. А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе//Вестник Московского университета, Журналистика, 2021. № 4. С. 3-10
8) Глобина А. К., Социальные сети как пространство конфликтов личного и публичного // Конфликтология. — 2020. — Т. 15, № 3. — С. 127-148
9) Гордиев узел Кавказа. — М., 2008.
10) Дарендорф Р., Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. — М. : Росспэн, 2002. — 284,[4] с.
11) Декларация Гильдии судебных репортеров "О принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования"// https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/759-deklaratsiya-gildii-sudebnykh-reporterov-o-printsipakh-chestnoj-raboty-v-zhanrakh-sudebnogo-ocherka-i-reportazha-a-takzhe-zhurnalistskogo-rassledovaniya (дата обращения 04.06.2022)
12) Джадан И. Пятидневная война: Россия принуждает к миру. — М., 2008.
13) Джума А. М., Сравнительный анализ освещения сирийского конфликта в российских и западных СМИ // Свободная мысль. — 2020. — № 2 (1680). — С. 129-134.
14) Закон об уголовном наказании за фейки. Как он изменил работу журналистов//https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/03/2022/6223325d9a7947835d28df5d (дата обращения 04.06.2022)
15) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 04.06.2022)
16) Зиммель Г. Избранное. Т. 1, 2. М.: Юрист, 1996
17) Исторические хроники// https://archive.is/20120909085610/www.izvestia.ru/letters/article36588/#selection-777.0-777.20 (дата обращения 04.06.2022)
18) Казаков Ю., Пропаганда, доверие и точка невозврата // Журналист. — 2017. — № 4. — С. 14-16
19) Ковылков А.Л. Записки с войны. Южная Осетия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
20) Кодекс профессиональной этики российского журналиста// http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения 04.06.2022)
21) Колесов П. Информационная война Грузии против Южной Осетии и Абхазии // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 10, стр. 18–20.
22) Лебедева А. В Южном федеральном округе начались учения «Кавказ-2008» // Новая газета. — 2008. — 17 июля.
23) Макарова П. В., Концепция журналистской этики и идеала в работах И. М. Дзялошинского и Э. Ламбета // Наука и школа. — 2021. — № 4. — С. 37-45
24) Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. М.: ГИЗ полит. лит., 1960. С. 317–370.
25) Мемориал: 17 тысяч жителей Южной Осетии покинули страну до начала боевых действий // Новая газета. — 2008. — 15 августа.
26) Осетинская трагедия: белая книга преступлений против Южной Осетии, август 2008 года. — М., 2008.
27) Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. 8-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2011.
28) Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. — М.: РИПХолдинг, 2020.
29) Цуриков А., Аспекты освещения чрезвычайных ситуаций в современных средствах массовой информации // Инженер. — 2018. — № 10. — С. 30-40
30) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/(дата обращения 04.06.2022)
31) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2006
32) Хартия телерадиовещателей// https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756(дата обращения 04.06.2022)
33) Ковылков А.Л. Записки с войны. Южная Осетия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С. 39-10