Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных проблем современного общества -формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма. Однако ряд факторов, куда отнести можно повышенную нагрузку в школе, нарушение режима дня, неграмотное составление в распорядке школьного дня различной учебной деятельности, повсеместное использование множества авторских программ повышенной трудности, способствуют ухудшению здоровья и росту заболеваемости современных школьников.
Понижения с каждым годом уровня состояния здоровья молодых людей вызывает значительную озабоченность в различных властных структурах. Научными исследованиями выявлена одна из главных причин понижения уровня здоровья, это недостаточное применение действенных форм, средств и методов физического воспитания, которые направлены на физическое развитие человека, и как следствие снижение стрессового состояния организма.
Как известно, физическое состояние индивида – это состояние его функциональных систем, развитие физических способностей, неплохая физическая подготовка, одним словом то, что необходимо для физического развития и физической подготовленности, для оптимальной жизнедеятельности.
Несмотря на введение различных новаций в педагогический процесс начальной школы, здесь все больше появляется неуспевающих учеников, у многих из них выявлен низкий уровень работоспособности (Л.А. Березина, .А. Фомин). Известно, что уровень работоспособности, в том числе и умственной, напрямую зависит от состояния здоровья, в частности от уровня физического развития, состояния сердечно-сосудистой системы.
Рост и развитие детского организма, уровень его функциональных возможностей и работоспособность зависят, в определенной мере, от объема двигательной активности (А.Г. Сухарев, Н. Т. Лебедева, Ю. К. Борисов), можно предположить, что недостаточный уровень двигательной активности в режиме дня определенным образом влияет не только на физическую работоспособность, но и умственную. И, несмотря на достаточное количество усилий педагогов, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, особое внимание необходимо уделять оптимизации двигательного режима школьников с целью повышения физической и умственной работоспособности.
Поддержка оптимальной двигательной активности –путь к решению проблем здоровья населения. Низкая двигательная активность характерна для большей половины детей в нашем мире. В наше время большинство детей заинтересованы гаджетами. Цивилизация выставляет на первое место новые технологии и детям приходится к ним приспосабливаться, поэтому физические упражнения отходят на второй план. А ведь именно физическая культура приводит к оптимальному уровню двигательной активности и вызывает у ребенка, а также у взрослого потребность двигаться.
Гипотеза исследования. Улучшение умственной и физической работоспособности у школьников будет более успешным при оптимизации их двигательного режима.
Цель: разработать программу для школьников, способствующую улучшению умственной и физической работоспособности .
Объект: процесс физического воспитания.
Предмет: средства оптимизации двигательного режима обучающихся, направленные на повышение умственной и физической работоспособности.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы влияние физических упражнений на совершенствование памяти у школьников. Влияние двигательной активности на умственное развитие школьников.
2. Проанализировать организационно-методические основы по совершенствованию памяти и умственного развития школьников посредством физических упражнений.
3.Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования:
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Педагогическое тестирование.
Практическая значимость состоит в разработке программы повышения двигательной активности школьников, способствующей повышению работоспособности и повышения умственных способностей школьников можно реализовать в общеобразовательных учреждениях.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы влияние физических упражнений на совершенствование памяти у школьников. Влияние двигательной активности на умственное развитие школьников
1.1. Двигательная активность школьников и ее взаимосвязь с умственным (когнетевным) развитием ребенка)
К интеллектуальному уровню в общей структуре личности относятся:
- внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость);
- память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная);
- мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное) [18].
К примеру, хорошая память – неоценимое качество для спортсменов-ориентировщиков. Развитию и совершенствованию памяти уделяется значительная доля времени в технической подготовке и продолжается на протяжении всей спортивной деятельности спортсмена.
Так, внимание является направленностью и сосредоточением разума на некотором предмете, явлении, действе. К главной особенности такой дефиниции как внимание следует отнести то, что оно не может существовать вне какого-либо действа, или так сказать само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания» [7].
Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических отделов мозга: от ретикулярной формации до коры больших полушарий (лобные доли). Активация приводит к возникновению доминантного очага возбуждения, что способствует направленности и сосредоточению сознания человека на значимом для него в данный момент времени раздражителе. В то же время восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.
Не толь¬ко в спортивно-педагогической, но и в широкой педа-гогической практике внимание неоправданно рассматри¬вается как психическая функция, находящаяся исклю¬чительно в области рациональных отношений и точек зрения учеников. Поэтому отсутствие внимания у спортсмена чаще всего приводит к отрицательной позиции препода¬вателя вплоть до применения санкций.
Это одностороннее перемещение в область «призвания к ответственности» и «дисциплины» с педагогических позиций весьма сомни-тельно, так как «невнимание» ученика, по меньшей мере является в такой же степени ошибкой ученика, как и преподавателя. Преподаватель обязан задать са¬мому себе вопрос: сделал ли он свой перенос инфор¬мации в сторону ученика достаточно интересным и привлекательным и развил ли он, таким образом, мотивацию ученика для того, чтобы он стал активным участ¬ником урока.
Систематическое образование и самообразование, углубляю¬щееся в многолетнем процессе спортивного совершенствования, становятся решающим условием творческих проявлений в спорте. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого на тренировках и соревнованиях.
Важнейшим направлением интеллектуальной подготовки является приучение их к творческому анализу своей тренировочной и соревновательной деятельности. Мыслительные процессы восприятия, анализа, сравнения, обобщения и про¬гнозирования эффективно влияют на качество тренировочной и соревновательной деятельности. Волейболистов получает представле¬ния о пространственных, временных и динамических характери¬стиках движений, обучается контролировать и управлять точней¬шими элементами технических действий. Это приводит к интен-сификации и повышению качества процесса обучения и трени¬ровки.
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли. В числе важнейших составляющих волевых качеств нужно особо выделить способность к волевой стимуляции интенсивной мышечной деятельности, возможно более полной мобилизации функциональных ресурсов [9].
На ряду со свой ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура оказывает существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того какие социальные силы его организуют и направляют. Прогрессивный характер физической культуры определяется не только материальными условиями ее развития, но и высокой идейной физкультурной практики. Физическая культура развивает способность целесообразно, настойчиво стремиться к высшим показателям и достигать их. Физическое совершенство становится одной из граней прекрасного в человек. осознание красоты спортивных свершений не только доставляет человеку эстетическое удовлетворение, но и служит побудительным мотивом к самопознанию, самосовершенствованию и самоутверждению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков И.С. Физическая культура: методика практического обучения: учебник/ И.С. Барчуков. – М.: КНОРУС, 2014. – 304 с.
2. Бачерикова, Л.Н., Крупицкая, МН., Семкина, А.И. Влияние повышенного двигательного режима на умственную работоспособность учащихся разного возраста // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. IV Всесоюз. наун. конф. - М., 1990. - С. 25-26.
3. Безруких, М., Ефимова, С. Кто живет по режиму – в школе не устает //Здоровье детей. – 2000. - № 43-44. – С.16-17.
4. Беляева, Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков// Вестник Томского государственного педагогического университета.-2011. – №10. – с. 162-165.
5. Беляева, Л.А.Валеева Г.В., Греб А.В. Содержание инновационных педагогических технологий в физическом воспитании// Материалы всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов». М., 2011. 316 с.
6. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник/ А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с.
7. Драндров, Г.Л. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении / Г. Л. Драндров, Р. В. Фаттахов, Ю. И. Краснов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – 2011 – № 2 (70). – Ч. 2.
8. Заярная, Н.И. Опыт внедрения инновационных нетрадиционных видов спорта и методик в общеобразовательных учреждениях / Н.И. Заярная, А.В. Барышникова // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы: сборник научных трудов / под ред. Р.С. Ткача, Е.Н. Ткач. – Хабаровск: ТГУ, 2019. – С. 22-25.
9. Карпушин, Б. А. Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» /Б.А. Карпушин.- М.: Советский спорт, 2013.- 299 с.
10. Коджаспиров, Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры: Метод. пособие. 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 176 с.
11. Кричевский, Р.Л. Экспериментальное исследование тактического мышления в спорте.// Теория и практика физической культуры.- 1968.- №8.- С. 31-35.
12. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
13. Лесгафт, П. Ф. Задачи физического развития в школе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. Научно-периодический журнал. – 2018, № 2 (9). – С. 164-173.
14. Овсянникова, О. Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза: На материале изучения курса иностранного языка: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кур. гос. ун-т. – Курск, 2005. – 21 с.
15. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А.Хлопцев, Е.Л.Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2021. – 198 с.
16. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
17. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.
18. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования, 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.