Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр. Проблемы философии всегда представляют собой постоянный поиск того, что является социокультурной эпохой. Философия ищет ответы на вопросы отношения человека к миру в данную эпоху, чем живет человек, чем он дышит и что переживает.
Если рассматривать рубеж XIX–XX вв., то в русской культуре наблюдается Серебряный век, религиозно-философский Ренессанс.
Прежде всего, русская религиозно-философские мировоззрения основывались на идеях В. С. Соловьева.
Также можно выделить и точку зрения философа В. В. Розанова (1856-1919). Розанов рассматривает кризис христианства в том, что оно не находит точек соприкосновения с жизнью. Христианство предлагает человеку другой, далекий человеку мир. Христианский аскетизм не пересекается с чувствами обычной плотской любви, радостями материнства. Также Розанов говорит о религиозном обновлении – начале обновления социального. Главная роль здесь отводится славянскому народу, который не истратил своей истории.
Также ярким представителем философии того времени является Н. Бердяев (1874-1948), который говорит о «познании смысла бытия через субъект». Субъектом является человек. Бердяев говорит о превосходстве свободы на бытием. Свобода тождественна творчеству, личности, духу, Богу. Бытие представляет собой микрокосмос, который является подобием Бога, а значит оно не имеет границ и обладаем творческим началом . Божественность характеризует бесконечность, конечность характеризует природу человека. Бог – не природная сила, а истина мира. Человек без Бога – самодостаточен. Без Бога нет высшей правды и цели.
Что необходимо для социального переустройства? Прежде всего, говорит Бердяев, важно духовное возрождение. Это так называемая «Русская идея» (пересекается с идеями Соловьева). Специфика русской идеи – религиозный мессианизм, который характерен для всего социума. Специфика «русской идеи» состоит в проведении царства Бога на земле. Идеи Бердяева также поддерживались Л. И. Шестовым, А. И. Ильиным, П. С. Мережковским.
Целью данной работы является рассмотрение русской религиозной философии.
Задачи:
- описать сущность русской религиозной философии;
- рассмотреть идеи В. С. Соловьева;
- проанализировать идеи Н. А. Бердяева;
- изучить особенности философии Н. О. Лосского.
1 СУЩНОСТЬ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
В начале XX века получает распространение явление, получившее название «религиозно-философский ренессанс». При этом полагать, что развилось оно абсолютно случайно, не стоит. Предпосылки к нему (творчество Гоголя, Достоевского, Соловьева и т.д.) существовали еще в XIX веке. К тому же, большая часть интеллигенции после революции 1905 года была абсолютно разочарована во всем происходящем, и обратила свои взоры на религиозные ценности.
Русские религиозные мыслители XX века (в частности, С.Н.Трубецкой и Л.М.Лопатин) называют свою позицию «метафизической», беря этот термин еще от Аристотеля. Но они не хотят «замыкаться» только на своих философских умозаключениях, им становится важно «общение». И вот уже в 1901-1903 гг. в Петербурге проходят Религиозно-философские собрания, инициаторами которых являются Д. С. Мережковский и В. В. Розанов. Речь на этих собраниях идет о возможностях развития церкви и ее влияния на общество, культуру и государство. Представители данного философского направления ожидали, буквально, духовного возрождения, однако «соединения церкви с миром», как писал Мережковский, так и не состоялось. Однако возврат к вере, после века нигилизма, очевиден.В 1909 году выходит сборник «Вехи». И пусть сегодня ему придают больше мировоззренческий, нежели философский характер, тогда это явилось попыткой показать интеллигенции новые метафизические (культурные и религиозные) идеалы. Бесспорно, не без критики российского радикализма. Однако постепенно русская религиозная философия начинает выражать себя не столько в философском контексте, сколько в контексте художественном (в рамках литературного творчества ее представителей).
Наиболее яркими представителями русской религиозной философии являлись:
1) Д. С. Мережковский,
2) П. И. Новгородцев,
3) В. В. Розанов,
4) Н. А. Бердяев,
5) П. А. Флоренский,
6) С. Н. Булгаков,
7) Н. О. Лосский,
8) Л. Шестов,
9) Л. П. Карсавин,
10) В. В. Зеньковский,
11) Г. В. Флоровский.
Философия Ф. М. Достоевского
Бесспорно, и Ф. М. Достоевский оказал огромное влияние как на развитие русской религиозно-философской мысли конца XIX – первой половины XX веков, так и на многих представителей философских и эстетических течений на Западе, которые видели в Достоевском своего предтечу или единомышленника. Например, идеи Достоевского, вложенные в уста его героев, существенно повлияли на формирование мироощущения таких представителей французского экзистенциализма как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю (можно вспомнить в этой связи труд Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», в котором образ Кириллова и его мысли и действия (и как финальное действо - самоубийство) приводятся Камю для демонстрации одной из возможной реакции личности в условиях абсурдности бытия).
Весьма примечательно, что и Вальтер Кауфманн начинает исследование экзистенциализма именно с учений Достоевского и Кьеркегора. Хотя предметом его анализа и в качестве отсчета выступает не все творчество Достоевского в целом, а произведение «Записки из подполья». Кауфманн отмечает, что нет причин называть Достоевского экзистенциалистом, но это его произведение можно считать лучшей увертюрой к экзистенциализму, из когда-либо написанных. В какой-то степени можно сказать, что герои Достоевского (подпольный человек, Кириллов, Иван Карамазов и другие) оказали большее влияние на развитие философии в XX веке, чем размышления самого Достоевского, нашедшие свое отражение, например, в «Дневнике писателя». Воздействие Достоевского на развитие экзистенциализма в Европе весьма ощутимо. Тема нигилизма, обозначенная Достоевским, также позволяет провести параллель с философией Ницше. Но влияние Достоевского на развитие русской философии конца XIX – первой половины XX века поистине велико.
Практически каждый значимый русский философ этого периода считал чуть ли не своим долгом высказаться о Достоевском. Да и после вынужденной эмиграции значительной части русской интеллигенции по причине неприятия октябрьских событий 1917 года и советской власти изучение творчества Ф.Достоевского продолжается за рубежом. Известный филолог и критик, педагог и публицист А.Л. Бем, оказавшись после революции в эмиграции в Праге, создает Общество имени Ф.М. Достоевского, являясь создателем целой науки – достоевсковедения (термин Бема), пишет книгу «Достоевский. Психоаналитические этюды» (вышла в Праге в 1938 году), под его редакцией выходит целый ряд сборников статей о Достоевском, в которых публиковались статьи В.В. Зеньковского, Д. Чижевского, И.И. Лапшина, П.М. Бицилли и др.
Впрочем, и сегодня творчество великого писателя находится под не менее пристальным вниманием. О творчестве Ф.М. Достоевского и самой личности писателя написано много книг, сказано множество слов. Фигура яркая, неоднозначная, многогранная, уже второй век вызывающая огромный интерес как в российской интеллектуальной среде, так и во всем мировом культурном сообществе. Выдающийся писатель и художник, тончайший психолог, знаток человеческих душ, обнаживший человеческое нутро и заставивший человека заглянуть в самого себя. Достоевский занимает в русской философии особое место. Именно как философ. Русская философия и русская литература оказываются тесно переплетенными в своем развитии. Впрочем, у них всегда были «особые» отношения, в силу специфики самой русской философской мысли. Имея многовековую историю, русская философия складывалась постепенно и оформилась лишь к концу XVIII – началу XIX вв. Русская философия XIX - первой половины XX вв. представляет собой уникальное явление в русской культуре. Историософские, этические, социальные вопросы в первую очередь волнуют русских мыслителей, в силу чего русская философия оказывается приближенной к действительной жизни и зачастую мыслит не столько понятиями, сколько литературными образами.
Огромный интерес вызывает творчество Достоевского и у западных исследователей русской философии. Например, Фредерик Коплстон в книге «Философия в России (от Герцена до Ленина и Бердяева)» посвящает Достоевскому целую главу. Весьма показательным является и название главы: «Достоевский и философия». Главный вопрос, который ставит исследователь, звучит следующим образом: можем ли мы назвать Достоевского философом? Если принять во внимание тот факт, что Достоевский в первую очередь был писателем и не создал ни одного философского произведения?
В чем специфика исследований русских философов о Достоевском? Возможно в том, что каждый философ дает свое видение творчества русского мыслителя, помещая его в парадигму, границы которой заданы миропониманием и сферой интересов самого философа-исследователя. Так, Вл. Соловьев призывает видеть в Достоевском провидца и пророка, «предтечу нового религиозного искусства». Для Н. Лосского Достоевский ценен именно как христианский мыслитель, в предисловии к своей работе «Достоевский и его христианское миропонимание» Лосский следующим образом формулирует цель своей книги: «изобразить великие достоинства христианства посредством гения Достоевского» . Представляя христианское миропонимание Достоевского, Лосский выстраивает целую систему взглядов, которая включает в себя и вопросы теодицеи, значение страдания,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев П. В. Философия. - Москва: Проспект, 2017
2) Бельская Е. Ю. История и философия науки (Философия науки). - Москва: Альфа-М: ИНФРА-М , 2018
3) Бердяев Н.А., Русская идея / О России и русской философской культуре. Философы русского после октябрьского зарубежья. - Москва: Наука, 1990
4) Бердяев Н.А., Миросозерцание Достоевского / Н. Бердяев о русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И.Новикова. – ч.1.Свердловск: Издательство Уральского. университета, 1991.
5) Бердяев, Н. А. Самопознание: учение Бердяева с комментариями / Н. А. Бердяев; сост. и коммент. Е. Лиственной. — Москва : Издательство АСТ, 2018.
6) Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 2010.
7) Буданова Н. Ф. И свет во тьме светит… СПб.: Петрополис, 2011.
8) Иванов В. В. Исихазм и поэтика косноязычия у Достоевского // Проблемы исторической поэтики. № 5. 1998.
9) Кармин А. С. Философия. - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Воронеж: Питер, 2017
10) Кассирер Э., Философия Просвещения - М.: РОССПЭН , 2017
11) Кириллова И. Образ Христа в творчестве Достоевского: размышления. М.: Центр книги Рудомино, 2011. С. 82–102.
12) Ловцкий, Г. Н.О. Лосский. Обоснование интуитивизма. Берлин. Изд. «Обелиск». 1924. / Г. Ловцкий // Современные записки. – Париж, 1924. – Кн.XXI (21).
13) Лосский Н.О, Достоевский и его христианское миропонимание / Н.О. Бог и мировое зло. Москва: Республика, 1994
14) Лосский, Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский путь / Н. О. Лосский. – М. : Викмо – Русский путь, 2008.
15) Лосский, Н. О. Влияния, которым я подвергался // Архив Н.О. Лосского: [неопубликованныематериалы]. – Paris : Institut d’études slaves
16) Лосский, Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский путь / Н. О. Лосский. – М. : Викмо – Русский путь, 2008.
17) Хоружий С. «Братья Карамазовы» в призме исихатской антропологии // Достоевский и мировая культура. № 25. М., 2009. С. 13–56.
18) Шестов Л., Киркегард и экзистенциальная философия (Москва: «Прогресс» - «Гнозис», 1992.