Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В соответствии с Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ экономическая безопасность есть состояние экономики, обеспечивающее достойный уровень социального, политического, финансового, оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [1].
Представляя собой способ организации производства со свойственными ему взаимосвязями и взаимоотношениями между внутренней (организационная структура, субъекты хозяйствования и др.) и внешней (экономическая, политическая и др. ситуации) средами, существующий механизм обеспечения экономической безопасности, детерминированный отношениями социализма, пока не в состоянии в полной мере осуществлять свою деятельность на принципах самоорганизации и обеспечивать формирование и реализацию условий, при которых может достигаться устойчивое функционирование общественного производства. Поэтому на всех уровнях хозяйствования проблема сводится к формированию механизма обеспечения экономической безопасности, сочетающего в себе совокупность целей, задач и функций, реализация которых позволяет гарантированно обеспечивать защищенность всех сфер национальной экономики от реальных и потенциальных угроз внутреннего и внешнего характера
Как свидетельствует опыт России и других развитых стран, дальнейшее развитие экономической политики предполагает использование разнообразных форм, инструментариев и функций при реализации экономических отношений и совершенствование на этой основе механизма обеспечения экономической безопасности.
Наряду с элементами, составляющими внутреннюю структуру механизма обеспечения экономической безопасности, немаловажное значение в его развитии играют межрегиональные экономические связи, на основе которых происходит формирование целостной системы взаимодействующих субъектов хозяйствования, экономика которых является частью такого механизма, что предполагает включение в предмет исследования и экономических систем, состоящих из субъектов хозяйствования разных уровней.
Решение этих вопросов весьма актуально в теоретическом и практическом аспектах еще и потому, что в проводимых современной экономической наукой исследованиях как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях не находят отражения проблемы, связанные с формированием механизма обеспечения экономической безопасности, хотя они охватывают и сферу повышения эффективности работы субъектов хозяйствования.
Цель: изучить внутренние угрозы предприятия.
Задачи:
- изучить развитие научных и практических представлений о механизме обеспечения экономической безопасности;
- рассмотреть сущность и формы внутренних угроз экономической безопасности организации;
- провести анализ внутренних угроз экономической безопасности ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш»;
- показать пути нейтрализации внутренних угроз экономической безопасности ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш».
Объект: внутренняя среда деятельности ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш».
Предмет - производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности
1.1 Развитие научных и практических представлений о механизме обеспечения экономической безопасности
Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внутренних и внешних угроз. Национальные интересы есть совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качества жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Российской Федерации. Источник угрозы национальной безопасности - фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности. Под угрозой национальной безопасности понимают потенциальную или реально существующую возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации [27, с. 44].
Принципы обеспечения национальной безопасности:
- законность, предполагающая соблюдение конституционных прав и свобод человека;
- гуманизм и социальная справедливость;
- гласность;
- соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;
- комплексный подход к решению задач обеспечения национальной безопасности;
- единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;
- участие в системах международной и региональной коллективной безопасности;
- разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;
- приоритетность правовых, политических, экономических их и информационных мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защита от внешних угроз;
- оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защита от внешних угроз [30, с. 152].
Основополагающая роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит экономической безопасности, которая характеризует состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Российской Федерации от внутренних и внешних угроз [22, с. 49].
На теоретическом уровне отдельные проблемы экономической безопасности, касающиеся концептуальных положений формирования ее стратегии, методологических основ и методических подходов по оценке ее уровня, установления принципов формирования пороговых значений индикативных показателей, разработаны учеными-экономистами [16, с. 90]. В этих разработках содержание экономической безопасности трактуется как критерий действенности экономической политики государства в виде системы целенаправленных действий по достижению намеченных целей и задач в интересах общества. Такое содержание понятия экономической безопасности, с одной стороны, отражает реальное состояние экономической жизнеспособности государства, а с другой − характеризует взаимосвязь между имеющимися научными разработками по проблемам экономической безопасности и проводимой государством экономической политикой.
Состояние экономической безопасности отражает общий уровень экономики страны, наличие и характер угроз государству, обществу и индивиду, эффективность проводимой экономической политики и государственного регулирования экономических отношений. Наполнение ее содержания зависит от эффективности экономической системы, действенности экономических и неэкономических методов управления и определяется наличием внутренних факторов в организации производства (низкая конкурентоспособность производимой продукции, неразвитость инфраструктуры и др.), которые при определенных условиях могут вызвать негативные явления на макроэкономическом уровне и создать реальную угрозу экономической безопасности страны [29, с. 99]. При этом обеспечение экономической безопасности осуществляется посредством реализации функций механизма обеспечения экономической безопасности по направлениям, соответствующим основным сферам жизнедеятельности личности, общества и государства [28, с. 211].
В широком смысле механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой систему, с помощью которой определяется и устанавливается порядок и организация комплекса мер по достижению уровня социального, политического и экономического развития, неуязвимого по отношению к возможным и внешним угрозам и воздействиям.
Экономической наукой пока не выработано общего понятия механизма обеспечения экономической безопасности. Л. Абалкин включает в его содержание такие элементы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания в экономике и другие аспекты, дестабилизирующие устойчивую деятельность существующей экономической системы. Они отмечают, что сущность содержания механизма обеспечения экономической безопасности следует понимать как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики и появление в связи с этим необходимости контроля со стороны государства за расходованием национальных ресурсов, ростом эффективности производства и качества продукции, обеспечения ее конкурентоспособности. Под стабильным и устойчивым развитием экономики они подразумевают, комплекс мер по защите всех форм собственности от внутренних и внешних угроз, сдерживанию факторов дестабилизации экономики, а также ее способность к саморазвитию и прогрессу [2, с. 36].
Г.В. Гутман в качестве главенствующих факторов механизма обеспечения экономической безопасности выделяет обстоятельства, связанные с созданием благоприятных условий для эффективного развития конкурентной национальной экономики, то есть такое состояние экономики страны, когда она позволяет защищать жизненно важные интересы страны. Сущность механизма обеспечения экономической безопасности они характеризуют как состояние экономики и институтов власти, при котором даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал [15, с. 48].
А. Архипов определяет механизм обеспечения экономической безопасности в виде инструментария, способного обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях [5, с. 44].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные и правовые акты
1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 2021. - № 12. - С.36-37.
3. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. - М.: Мысль. - 2019. -263 с.
4. Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. М.: Статус. - 2019. -160 с.
5. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. - 2022. - № 1. - С.44-46.
6. Асфор И. Стратегическое управление. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 624 с.
7. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно- функциональные вопросы. - М.: Энциклопедия управленческих знаний. - 2020. - 302 с.
8. Банникова Н.В. Формирование стратегии обеспечения региональной продовольственной безопасности. - Ставрополь: Сервисшкола. - 2018. - 124 с.
9. Булавко В.Г. Развитие механизма хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Академия. - 2021. - 335 с.
10. Булавко В.Г. Собственность и справедливость в социальной политике государства // Проблемы теории и практики управления. - 2021. - № 3. - С.55.
11. Бурдье П. Социология политики. - М.: Академия, 2019. - 471с.
12. Васюченок Л. П., Гаврилюк В.В. Характер, структура и факторы формирования экономических отношений. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
13. Власов В.И. Возможные тенденции развития глобальных процессов в мировой продовольственной сфере. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
14. Внешняя политика и безопасность европейских государств / Отв. ред. Т.Г. Пархалина. - М.: МИА, 2019. - 368 с.
15. Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н. Экономическая безопасность региона. - М.: Наука. - 2018. - 121 с.
16. Мясникович М.В. Национальная безопасность: приоритетные направления социально-экономического устойчивого инновационного развития. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
17. Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности. - М.: Академия. - 2021. - 144 с.
18. Мясникович М.В., Полоник С.С. Управление системой обеспечения экономической безопасности. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 320 с.
19. Никитенко П.Г., Ермашкевич В.Н. Проблемы экономической безопасности. - М..: Право и экономика. - 2019. - 224 с.
20. Никтенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития. - М..: Наука, 2020. - 479с.
21. Пузиков В.В., Громович А.И. Экономическая безопасность и экономическая преступность. - М.: Академия. - 2021. - 364 с.
22. Радаев В.В. Закономерности и альтернативы переходной экономики. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
23. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с.
24. Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Прогресс, 2017. - 412 с.
25. Фелингер А.Ф. Статистические алгоритмы в социологических исследованиях. - Новосибирск: Наука. - 2019. - 208 с.
26. Фонотов А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление. - М.: Экономика. - 2020. - 151 с.
27. Экономика и организация рыночного хозяйства. / Под ред. Б.К. Злобина. - М.: Экономика. - 2020. - 449 с.
28. Экономическая безопасность / Ред. В.К. Сенчагов. - М.: Прима. - 2018. - 621 с.
29. Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело. - 2018. - 896 с.
30. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен. - 2019. - 768 с.
31. Ясин Е.Г. О проблемах согласования компонентов хозяйственного механизма. - М.: Лань, 2020. - 116 с.