Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В развитии английского общества в период раннего Нового времени Реформация привнесла коренные изменения в мировоззрение и оказала значительное идеологическое влияние на понимание практически всех важнейших аспектов политической жизни, экономической деятельности и дальнейшего развития английской культуры. Идеологическое влияние Реформации на английскую общественную жизнь начало проявляться в ближайшие десятилетия, после того как 30 марта 1534 г. был принят Парламентский акт о верховенстве, выведший англиканскую церковь из подчинения Риму.
Исследователи считают, что многие социальные последствия развития протестантизма и пуританства были непреднамеренными. П. Коллинсон отмечает, что в дискурсах проповедников обычно объектом критики становился грех и лишь изредка социальные институты. При Эдуарде VI. (1547-1553) ранний протестантизм в основном подвергался критике за социальные недостатки и проблемы, тогда как при Якове I (1603-1625) в основном критиковались личные и моральные недостатки. Это можно рассматривать как свидетельство значительного смещения акцента с первоначального протестантского акцента на интересах бедных на предубеждение против социального низшего класса позже, когда протестантизм стал более тесно связан с общественным порядком и интересами социального контроля. Пуритане царствования Елизаветы I (1558-1603) интерпретировали кальвинистское учение об избранных и предопределении в том смысле, который давал широкое толкование вопроса о числе избранных, не преувеличивая собственной исключительности, а в дореволюционном смысле десятилетия 17 века мысль о том, что избранных для спасения составляет меньшинство. По мнению П. Коллинсона, такое понимание спасения было характерно отнюдь не только для крайних пуритан и сектантов. Эта идея духовной избранности усиливала духовное напряжение и вызывала желание покинуть страну, население которой не устранило своих недостатков, так что к началу гражданской войны, британцы стали разделенной нацией.
С началом Реформации проповедовались идеи о том, что все явления культуры, народные песни должны иметь религиозную окраску. Все учения и практики, искусства, не основанные на Священном Писании, трактовались как ложь и ложная религия. Исследователи даже установили, что один из основоположников английского протестантизма Уильям Тиндейл ненавидел литературу и особенно, за исключением католиков, поэтов. К 1550-м годам в народе распространяются антикатолические песни, за что их стали преследовать во времена правления Марии Тюдор. П. Коллинсон советует иметь это в виду историкам-ревизионистам, утверждающим, что люди медленно и неохотно принимали идеи реформ. Эта практика распространилась, когда песня духовного содержания сочинялась и распространялась на тему популярной песни светского содержания, чтобы вытеснить прежнюю. Первое и второе поколения английских протестантов еще не были враждебны светской культуре и зрелищам как таковым, а только возражали против их помощи в распространении папизма и предрассудков. С 1530-х по 1940-е годы английский протестантизм не чувствовал противоречий с уличной культурой и деятельностью пабов и виноторговцев. Библию обсуждали в пабах, и протестанты даже утверждали, что участники таких дебатов не сильно напивались. При Марии Тюдор протестанты тайно собирались в различных отелях Лондона, и напитки подавались и употреблялись там бесплатно перед проповедью, и только позже протестанты стали избегать пабов и даже по-товарищески осуждать компанейские выпивки. Примерно с 1580 года усилились нападки английских протестантов на светскую культуру, что особенно ярко проявляется на примере театра. Также началось значительное (хотя и не полное) расхождение между светской и духовной музыкой.
В Англии король Эдуард VI провел реорганизацию. Династия Тюдоров захватила существующие «Грамматические» школы и открыла новые, создав общенациональную систему «Грамматических» школ. Те, кто не мог платить за обучение, теоретически могли пройти там обучение бесплатно. Фактически, большинство детей не посещали эти школы, поскольку их семьи были бедны и нуждались в них как в кормильцах.
В 1564 году был принят закон о ремесленниках и учениках, регулирующий и защищающий систему ученичества. Этот закон запрещал кому-либо заниматься торговлей или ремеслом без предварительного прохождения 7-летнего ученичества у мастера (хотя на практике сыновья Свободных могли подать на них более короткие сроки).
По Акту 1662 г. (англ. Act of Uniformity) церквям, отличным от англиканских конфессий, было разрешено учреждать академии для обучения студентов, которые не могли принять законные требования англиканской церкви, выполнение которых приводило к обучению в системе ее учреждения. Некоторые из этих несогласных академий действуют и сегодня. Старейшим из них является Баптистский колледж в Бристоле (нем. Bristol Baptist College). Ряд оксфордских колледжей (Harris Manchester, Mansfield и Regent's Park) также изначально были основаны под эгидой этого Закона.
С 1692 года елизаветинский Закон о бедных создал систему приходского обучения для обучения детей из бедных семей, незаконнорожденных детей и сирот обоего пола, а также регулярную систему ученичества среди ремесленников. На практике эта школьная система, как правило, зачисляла мальчиков, чей генетический фон считался благоприятным для их образования. Приходское учение было установлено указом двух мировых магистратов. Студентов отправляли в качестве подмастерьев в секторы с довольно низким социальным статусом, такие как фермы, кирпичные заводы и в качестве слуг в богатых семьях.
От средневековья до конца 19 века от выпускников колледжей и многих школьных учителей ожидалось (и требовалось в некоторых учебных заведениях) принять священническое рукоположение или поступить на церковные должности. Женщинам разрешалось преподавать в «дамских школах», благотворительных школах, а также в широко распространенной системе «неформальных сельских школ», где детей обучали образованные сельские жители. Учителям обычно поручали один из трех предметов: чтение, письмо или арифметику (по-английски эти предметы назывались «три Р», от англ. Reading, wRiting, aRithmetic).
Некоторые аспекты данной темы, нашли отражение в различных научных работах отечественных и зарубежных исследователей.
Образовательный подход, лежащий в основе исследования, нашел отражение в работах И.К. Кучмаева, М.Н. Громова, А.С. Панарина, В.Н. Расторгуева, Е.Н. Селезнева, М.В.Силантьева, В.И. Шамшурина и др.
Темы религии, культуры и философского знания – это произведения М.А. Маслина, В.В. Сербиненко3 и др.
Проблемы диалога культур, особенности сравнительного анализа и трудности, которые могут возникнуть при его проведении, - это работы А.С. Колесникова, А.В.Михайлова, Л.Д. Сурманидзе и др.
Английская культура XVI века. анализируется в научных работах таких авторов, как В.Н. Ерочин, В.П. Хогаард, Б. К. Хадсон, К. Милдред, Э.Дж. Рэпп, Дж. Скарисбрик, Л. Стоун, А.Дж. Шмидт и др.
Изучение и систематизация сведений и выводов, изложенных в работах этих исследователей, дает необходимую основу для проведения сравнительно-исторического анализа, т.е. взгляда на историко-культурные и образовательные проблемы на совершенно новом - системно-аналитическом уровне.
Цель данной работы изучить влияние религиозной реформы на социальную функцию английских гимназий в 16 - начале 17 века.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить своеобразие веротерпимости английского Просвещения;
Рассмотреть Реформацию и образование в Англии в XVI веке.
Объектом исследования выступают религиозные события Англии (1480-1640гг)
Предмет исследования формирование образовательного процесса в гимназиях Англии в период религиозных реформ.
Хронологические рамки исследования период правления династии Тюдоров в 16 - начале 17 века.
Проблема исследования заключается в противоречии между нарастающей потребностью в поиске идентичности образовательного процесса в условиях глобализации и недостаточной изученностью элементов, на которых строится такая идентичность, в частности религиозного фактора в образовании.
Исследовательская гипотеза. Религиозность как доминанта человеческого сознания в эпоху позднего Средневековья обеспечила религиозную направленность модернизационного процесса английской образовательной культуры. Религиозный фактор остается решающим практически во всех сферах. Идентификационная, воспитательная и аксиологическая функции. В то же время различия в реализации этих функций в рамках православия и протестантизма определили специфику развития английских гимназий 1480-1640 гг.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Brad G.S. The Unintended Reformation. How a Religious Revolution Secularized Society. Cambridge; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2019. 574 p.
2. Clark P. English Provincial Society from the Reformation to the Revolution: Religion, Politics and Society in Kent, 1500-1640. Hassocks: Harvester Press, 2017. XIV, 504 p.
3. Collinson P. The Birthpangs of Protestant England. Religious and Cultural Change in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. New York: St. Martin's Press, 2018. XIII, 188 p.
4. Cressy D. Literacy and the Social Order: Reading and Writing in Tudor and Stuart England. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. X, 246 p.
5. Greaves R.L. Society and Religion in Elizabethan England. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2021. 925 p.
6. Hanawalt B.H. The Ties that Bound: Peasant Families in Medieval England. New York - Oxford: Oxford university press, 2016. XII, 346 p.
7. Hill Ch. The Intellectual Origins of the English Revolution. Oxford: Clarendon Press, 2019. IX, 333 p.
8. Morgan J. Godly Learning: Puritan Attitudes towards Reason, Learning and Education, 1560-1640. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 366 p.
9. Seaver P.S. Wallington's World: A Puritan Artisan in Seventeenth-Century London. Stanford (Calif.): Stanford University Press, 2019, XIII, 258 p.
10. Stone L. The Educational Revolution in England, 1560-1640 // Past and Present. 2017. № 28. P. 41-80.
11. Stone L. The Family, Sex and Marriage in England, 1500-1800. London - New York: Harper & Row, 2017. 446 p.
12. Taylor E.G.R. Mathematical Practitioners of Tudor and Stuart England. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. 442 p.
13. Watt T. Cheap Print and Popular Piety, 1550-1640. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. XIX, 369 p.
14. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. М., 2018, 456 с.
15. Воевода, Е. В. Великобритания. История и культура / Great Britain: Culture across History / Е.В. Воевода. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - 222 c.
16. Гуревич А.Я., Харитонов Д.Э. История средних веков. Учебник. М., 2018, 698 с.
17. Ерохин Владимир Николаевич Влияние протестантизма на понимание принципов социальных связей в английском обществе в XVI – XVII веках // Вестник КемГУ. 2019. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-protestantizma-na-ponimanie-printsipov-sotsialnyh-svyazey-v-angliyskom-obschestve-v-xvi-xvii-vekah (дата обращения: 09.06.2022).
18. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500–1789 гг. — М., 2016, 452с.
19. Удальцова З.В. История средних веков. В 2х томах. Учебник для вузов/ Под редакцией Удальцовой З.В. и Карпова С.П. М., 2020, 541 с.