Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования военной прокуратуры 5
1.1 История образования военной прокуратуры 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование и назначение военной прокуратуры 8
2. Анализ проблем функционирования военной прокуратуры 15
2.1 Механизм взаимодействия военной прокуратуры с воинскими частями 15
2.1 Проблемы, возникающие в работе военной прокуратуры 18
Заключение 26
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
беспрепятственно входить на территорию воинских частей в гарнизоне с предъявлением служебного документа;
- получить доступ к документальным материалам;
- проверки фактического исполнения законов соответственно присутствующей информации о фактах нарушений;
- требования от должностных лиц в воинских частях выделения специалистов для реализации разбирательства;
- проведения ревизий работы воинских частей гарнизона;
- вызова в прокуратуру должностных лиц из воинской части гарнизона для дачи объяснений по необходимым вопросам.
При выявлении фактов правонарушений военному прокурору либо его заместителю необходимо:
- вынести постановление об освобождении лиц, которых незаконно задержали согласно решению из несудебных органов;
- опротестовать незаконные правовые акты, требовать признания их недействительными;
- вынести представление об устранении правонарушений, возбудить производство по поводу административного правонарушения.
Протест выносят должностным лицам, издавшим правовой акт, противоречащий закону, либо вышестоящему должностному лицу. Изучение протеста является обязательным в период до десяти дней с периода его поступления.
Военному прокурору либо его заместителю необходимо вынести представление по устранению правонарушения должностному лицу, у которого есть полномочия для нейтрализации возникших нарушений. Представление необходимо срочно рассмотреть. Далее в течение месяца принимаются меры по ликвидации допущенных правонарушений. О мерах письменно сообщается военному прокурору.
Военный прокурор может вынести постановление по возбуждению производства об административных правонарушениях. Его рассматривает соответствующее должностное лицо в принятый законом период. Об итогах рассмотрения подобного постановления необходимо сообщить военному прокурору в письменном виде.
В оде надзора за выполнением законов относительно военнослужащих, военному прокурору необходимо проверить соблюдение прав и свобод военнослужащих, правомочность действий относительного военнослужащих в осуществлении дознания и предварительного следствия по ним .
В практической деятельности часто встречаются ситуации, когда вышеприведенные требования соблюдают не в полной мере обе стороны. От воинских частей нарушения отмечают относительно несоблюдения периода предоставления материала надзорного производства, либо ответов на представления и протеста. От военных прокуратур период предоставления материал и ответов на предъявленный протест и представление реально завышены.
По мнению Ю.А. Петренко, наибольший результат от взаимодействия достижим только в период, когда:
- в воинской части в штате предусматривают должность юрисконсульта;
- приказ командира воинской части содержит назначение внештатного помощника командира по правовой деятельности. Помощника освобождают от выполнения обязанностей по занимаемой воинской должности.
При реализации приведенных выше направлений общими усилиями военной прокуратуры, воинских частей и должностных лиц возможно добиться улучшения правовой грамотности гражданского персонала воинской части и военнослужащих, не допустить правовых нарушений разного плана .
Таким образом, качественная организация взаимодействия органов военной прокуратуры и воинских частей, соответствующих должностных лиц при профессиональном подходе, применении норм ведущей юридической практики позволит снизить число и предотвратить некоторые правонарушения.
2.2 Проблемы, возникающие в работе военной прокуратуры
Эффективность прокурорского надзора как один из принципов организации и деятельности прокуратуры закреплен в базовом нормативном правовом акте о прокурорском надзоре, а его реализация предусматривает выполнение прокурорами оперативных задач меньшими средствами и силами. На повышение эффективности надзорной деятельности, в том числе влияют такие качества военного прокурора, как дисциплинированность, знание и исполнение первостепенных и перспективных задач, стоящих перед органами военной прокуратуры .
Нацеливают на эффективное выполнение прокурорских работников своих должностных обязанностей и ведомственные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации .
Надзорная деятельность органов прокуратуры относится к одному из приоритетных направлений, поскольку ее осуществление позволяет выявлять, устранять, предупреждать и пресекать многочисленные нарушения законов, причины и условия, способствующие их совершению. В ходе осуществления надзора прокурорами реализуются основные полномочия, предоставленные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.06.2022)
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 № 307-ФЗ (ред. 52). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 14.06.2022).
3. Приказ Генпрокуратуры России от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»
4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» (ред. от 27.04.22) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79085/ (дата обращения: 14.06.2022).
5. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Р.С. Абдулин: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. С.83
6. Васин С. В. Правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Наука. Общество. Государство, 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-prokuratury- rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 14.06.2022).
7. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).
8. Главная военная прокуратура РФ [Электронный ресурс]. URL: https://gvp.gov.ru/ (дата обращения: 14.06.2022).
9. Декрет «О суде» № 1 1917 г. [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5312/ (дата обращения: 14.06.2022)
10. Докучаева, Е. Н. Проблемы повышения эффективности надзорной деятельности органов военной прокуратуры / Е. Н. Докучаева, А. И. Емельянова // Военное право. – 2021. – № 2(66). – С. 218-222. – EDN EGQPBG.
11. Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Утверждена приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 23.10.2014 г. № 150.
12. Крехов А.С. История зарождения и развития органов военной прокуратуры // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya-organov-voennoy-prokuratury (дата обращения: 14.06.2022).
13. Настольная книга военного прокурора (под общ. ред. заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Н. Фридинского). – «За права военнослужащих», 2012 г.
14. Никитин А. П. Роль военной прокуратуры защите прав военнослужащих: современное состояние вопроса // Вестник военного права, 2017.
15. Петренко Ю.А., Смеянов С.Н. Особенности взаимодействия органов военной прокуратуры с воинскими частями // Символ науки. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-organov-voennoy-prokuratury-s-voinskimi-chastyami (дата обращения: 14.06.2022).
16. Прокурорский надзор / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю. Е. Винокурова. М.: Юрайт, 2017. С. 11.
17. Решение Владикавказского гарнизонного военного суда по административному исковому заявлению военнослужащего С. З. Чеджемова [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-vladikavkazskii-garnizonnyi-voennyi-sud-respublika-severnaia-osetiia-alaniia/?page=2 (дата обращения: 14.06.2022).
18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5312/ (дата обращения: 14.06.2022)
19. Филиппова Н. В. Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих // Вопросы науки и образования. 2018. №27 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-voennoy-prokuratury-kak-vazhnyy-faktor-obespecheniya-prav-i-svobod-voennosluzhaschih (дата обращения: 14.06.2022).
20. Gvp.gov.ru // Военная прокуратура Балтийского флота. 12.02.2021.