Фрагмент для ознакомления
1
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста посредством сказки............................................6
1.1. Понятие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.......................................................................................................6
1.2. Сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста..................................................................................9
Выводы по первой главе.....................................................................................14
Глава 2. Использование сказки в процессе развития творческого рассказывания старших дошкольников......................................................................................15
2.1. Диагностика уровня развития творческого рассказывания старших дошкольников.....................................................................................................15
2.2. Методические рекомендации по использованию сказки как средства развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста...............................................................................................................20
Выводы по второй главе..........................................................................................24
Заключение..........................................................................................................26
Список использованной литературы...................................................................29
Приложение 1..........................................................................................................32
Приложение 2......................................................................................................33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время российское общество испытывает большую потребность в творческих личностях, которые выделяются способностями предлагать неординарные решения всевозможных проблем, а также создавать оригинальный продукт. В связи с этим одним из наиболее важнейших направлений исследований выступает выявление особенностей творческой деятельности ребенка, а также поиск путей ее формирования. Процесс речевого развития в дошкольном образовании рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Современные направления российского образования нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который декларирует потребность в формировании условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными, индивидуальными, а также психофизиологическими особенностями.
В согласии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Работа над реализацией этих задач ведется постепенно в каждой возрастной группе.
Развитие творческого рассказывания дошкольников является одной из центральных проблем современного дошкольного образовательного учреждения (Н.В. Гавриш, М.В. Груздева, А.Л. Давидович, Е.А. Куншина, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова и другие). Словесное творчество представляет собой наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. В этом творчестве проявляется стремление детей дошкольного возраста выразить в слове своё отношение к произведениям искусства, своё мироощущение. Следует отметить, что в дошкольном возрасте дети имеют уникальные возможности в проявлении творческого рассказывания, в частности, в области сочинительства собственных сказок, рассказов, загадок, тем не менее, для формирования такого творчества необходимо создать оптимальные условия, которые будут способствовать целостному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста.
Роль сказки в обучении творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. Со сказкой дети встречаются в книгах, на телевизионном экране, в кино, театре. Они погружаются в жизнь героев, черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о пространстве и времени, о связи человека с предметным миром и природой. Также сказки и художественная литература изобилуют образцами родного языка, что является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок и позволяет непосредственно использовать сказки и художественные произведения как средства обучения.
Объект исследования: процесс творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сказка как средство развития творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию средствами сказки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М.: Просвещение, 1979. – 143 с.
2. Бородич A.M. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1999. – 352 с.
4. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи : учебно методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. – М. : В. Секачёв, 2012. - 262 с.
5. Груздева М.В. Речевое творчество дошкольников и младших школьников как фактор успешности их духовно-нравственного воспитания / М.В. Груздева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы междунар. науч. конф., 10–11 нояб. 2016 г. / отв. ред. доц. М.И. Морозова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 60–66.
6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : [в 4-х т.] / Владимир Даль. - 8-е изд. - Москва : Русский яз., 1981-1982.
7. Дьяченко О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 18-24.
8. Иванова П.Е. Особенности развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста / П.Е. Иванова, Т.А. Макарова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9. – С. 1320-1322.
9. Колосова И. В. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методич. пособие. Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. - 64 с.
10. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок: пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
11. Логинова В.И. Формирование словаря у дошкольников / В.И. Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – С. 79-101.
12. Митронина Н.С. Опыт работы по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами / Н.С. Митронина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях. к 40-летию Института психологии, педагогики и социальной работы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»; Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. – 2016. – С. 386-389.
13. Ожегов, С. И.. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. - 23-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1991. – 915 с.
14. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. – М. : «ТЦ Сфера», 2008. – 96 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
16. Ушакова О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №12. – С. 5–12.
17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
18. Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1995. – 384 с.
19. Шибицкая А.Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А.Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя : сборник статей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – С. 32–41.