Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема профессионального само-определения личности не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, что объясняется сложностью феномена профессионального са-моопределения и изменчивостью как объективных характеристик социальной ситуации жизни личности, так и психологических особенностей субъекта это-го самоопределения.
Профессиональное самоопределение в основном рассматривается как процесс сознательного и самостоятельного построения и реализации профес-сиональных перспектив (с возможностью их корректировки), включающий выбор профессии, получение профессионального образования и самосовер-шенствование в выбранной профессиональной сфере [14]. Профессиональное самоопределение – это определение человеком самого себя по отношению к критериям профессионализма, сформированным в обществе. Практически все специалисты признают, что процесс профессионального самоопределения охватывает всю жизнь человека и включает в себя несколько взаимосвязан-ных этапов. Выбор профессии - это только начало профессионального само-определения. На этом все не заканчивается, поскольку человек постоянно де-лает профессиональный выбор в течение своей трудовой жизни (в процессе обучения, повышения квалификации, смены работы или должности, в случае потери трудоспособности и т.д.).
В современном обществе существует большой выбор профессий, но он осложняется особенностями семейного воспитания, глобализацией и культу-рой, что приводит к снижению ответственности молодых людей за професси-ональный выбор, а отсутствие попыток найти себя вызвано убежденностью в важности профессии. материальное состояние, стремление к материальному благополучию, что определяет актуальность изучения профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Проблеме профессионального самоопределения посвящено множество фундаментальных работ, таких как работы Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Е.М. Борисовой, С.Н. Чистяковой и др. Изучением вопросов профессионального выбора, профпригодности, профотбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития, занимались такие ученые как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Л.M. Митина и др.). Однако большой информацион-ный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и зачастую приводит его в состояние растерянности.
Проблема исследования состоит в том, что в современной ситуации старшеклассник должен уметь быстро ориентироваться в ситуации на рынке труда, с учетом всего многообразия профессий и специальностей, в соответ-ствии со своими личностными качествами и предпочтениями, однако в насто-ящее время большинство выпускников 9-11 классов практически не облада-ют знаниями о реальных потребностях рынка труда и, зачастую, их выбор оказывается случайным и неоправданным, потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников, а выбранная профес-сия не всегда соответствует возможностям старшеклассников.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – профессиональное самоопределение выпуск-ников школ.
Цель исследования – изучение особенностей профессионального са-моопределения выпускников школ.
Гипотеза исследования. Предполагается, что особенности профессио-нального самоопределения и профессиональной идентичности различаются у выпускников 9-х и 11-х классов.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблематики профессионально-го самоопределения выпускников школ.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения у выпускников школ.
3. Разработать практические рекомендации по профориентационной работе в школе с целью помощи учащимся в их профессиональном само-определении.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, сравнение, обобщение, научной литературы);
- психодиагностические методы.
- методы обработки данных.
Теоретико-методологическая база исследования включает работы зарубежных и отечественных ученых, в которых затрагиваются различные аспекты проблематики профессионального самоопределения школьников (Э. Гиденса, Д. Холланд, Д. Сьюпер, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.С. Кон, Т.И. За-славская, Н.С. Пряжников и др.). Теоретический анализ в исследовании вы-полнен с опорой на принцип детерминизма, развития, системного подхода, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский); за-кономерности развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д. Марсиа, А.С. Мудрик, Е.А. Шумилин, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Е.Г. Профессиональный путь педагога: механизмы, модели, сценарии [Текст] : учебное пособие / Е.Г. Белякова. – Тюмень : Изда-тельство Тюменского государственного университета, 2017. – 152 с.
2. Высоков, И.Е. Математические методы в психологии [Текст] : учебник и практикум для вузов / И.Е. Высоков. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 431 с.
3. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля лично-сти старшего подростка [Текст] / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3. – С. 21-27.
4. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: кон-цепция и реальность [Текст] / Е.П. Ермолаева // Психологический жур-нал. – 2001. – Т.22. №4. – С. 51-60.
5. Завалишена, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией [Текст] / Д.Н. Завалишена // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М., 2001. – С. 104-128.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М. : Академи-ческий проект, 2008. – 243с.
7. Ильин, В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоциаль-ного развития учащихся старших классов и студентов - первокурсни-ков высших учебных заведений [Текст] / В.А. Ильин // Психологическая наука и образование. – 2009. – №1. – С. 14–22.
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону : Феникс. 1996. – 512 с.
9. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С.Кон. – М. : Про-свещение, 1980. – 246с.
10. Корнеева, Л.Н. Профессиональная психология личности [Текст] / Л.Н. Корнеева. – СПб. : Питер, 2007. – 237 с.
11. Кыштымова, Т.В. Профессиональное самоопределение старшеклассни-ков в процессе культурно-досуговой деятельности [Текст] / Т.В. Кы-штымова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-3. – С. 40-42.
12. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и раз-витие профессиональной зрелости [Текст] / Т.Л. Павлова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
13. Поваренков, Ю.П. Проблема индивидуально-психологического содер-жания профессионально важных качеств субъекта труда [Текст] / Ю.П. Поваренков // Психология. – 2008. – № 1(54)– С. 34 – 40.
14. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2003. – 476 с.
15. Психология труда [Текст] / Под ред. А.В. Карпова. – М. : ВладосПресс, 2005. – 351 с.
16. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии [Текст] / Г.В. Резапки-на. – М. : Генезис, 2015. – 208с.
17. Семенов, И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и про-фессионального самоопределения личности [Текст] / И.Н. Семенов, И.А. Савенкова // Мир психологии. – 2007. – № 2. – С. 203-216.
18. Социология молодежи [Текст] : Учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария. – Ростов на Дону : Феникс, 2001. – 576 с.
19. Тенькова, В.А. Психологическая готовность старшеклассников к обу-чению в высшем учебном заведении [Текст] / В.А. Тенькова // Вестник ВГУ. – 2019. – №1. – С. 89 - 93.
20. Хаймовская, Н.А. Социально-психологические аспекты профессио-нального самоопределения в современном обществе [Текст] / Н.А. Хаймовская, А.Л. Бочарова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2016. – №1. – C. 105 – 113.
21. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М. : Логос, 1996. – 320 с.
22. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентич-ность: теория и методы диагностики [Текст] : учеб. - метод. пособие / Л.Б. Шнейдер. – М. : МПСИ, 2007. – 128 с.
23. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых– М. : Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.