Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Воспитание экологически развитого и
образованного человека необходимо начинать с младшего школьного
возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего понять
необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность,
что от его добрых дел зависит будущее планеты. Формирование
экологической культуры младших школьников возможно только при условии
взаимосвязи различных типов и видов внеклассной и внеурочной
деятельности: общественно полезного труда, краеведческой деятельности,
посещении различных кружков и секций, праздников, конкурсов, викторин,
экскурсий в природу, турпоходов - все это является для учащихся школой
любви и бережного отношения к природе.
Экологическое самосознание является результатом как процесса
обучения, направленного на формирование системы экологических научных
и практических знаний и умений, так и следствием целенаправленного
воспитания и развития личности, определяющих ценностные ориентации и
ответственное отношение школьников к окружающей среде во всех видах
деятельности.
Средства достижения задач экологического воспитания различны и
проявляются в различных видах урочной и внеурочной деятельности.
Интересной формой привлечения внимания учащихся к экологическим
проблемам являются такие тематические школьные мероприятия как
экологические праздники. Особенностью данных мероприятий является
возможное привлечение учеников к практической деятельности по охране
природы, что способствует формированию природоохранных навыков и
бережного отношения к природе.
Экологические праздники могут осуществляться в форме
внутришкольных мероприятий, посвященных региональным проблемам,
например «День Волги», «Праздник Черного моря», «День степи». Нередко
3
они являются частью масштабных натуралистических компаний таких как
«День леса», «День птиц», «Праздник урожая», «День Земли» и другие.
Перечень экологических дат достаточно разнообразен, что дает возможность
широкого выбора сроков и тематики соответствующего мероприятия.
Раскрытию духовного потенциала способствует привлечение
народного опыта при организации экологических праздников с этнической
составляющей. Использование отдельных частей значительного массива
обрядовых или фольклорных элементов способно повысить интерес к
проводимым мероприятиям, познакомить учеников с народным опытом
решения экологических задач.
Цель исследования: изучение возможностей организации
экологических праздников во внеурочной деятельности с учащимися
начальных классов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить понятие экологического воспитания;
Выявить возможности внеурочной деятельности в экологическом
воспитании учащихся начальной школы;
Проанализировать возможности организации экологических
праздников во внеурочной деятельности с учащимися начальных
классов.
Объект исследования: экологическое воспитание в начальной школе.
Предмет исследования: экологические праздники.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
4
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Экологическое воспитание и формирование экологической
культуры в психолого-педагогической литературе
В современном мире экологические проблемы имеют двоякий
характер. Во-первых, воздействие человека на окружающую среду приобрело
огромные масштабы. Человеческое общество уже не ограничивается
простым использованием природных ресурсов для удовлетворения своих
потребностей. Новейшие технологии, мощное оборудование позволяют
озеленять пустыни, осушать болота, создавать острова – полностью изменять
ландшафты и даже влиять на климат. Эта деятельность не всегда достаточно
осмыслена и иногда приводит к неожиданным негативным последствиям –
глобальным экологическим проблемам.
Во-вторых, замусоренность городов, сел и прилегающих к ним
территорий: полей, лесов, рек – это «малая» экологическая проблема, которая
разрастается с каждым годом и которая является показателем низкого уровня
экологической культуры современного общества.
Для решения названных проблем важно с раннего детства уделять
внимание обучению детей правилам поведения в природе, воспитывать
сознательность и ответственность в отношении к окружающему миру.
Проблеме экологического сознания посвящены многочисленные
работы отечественных и зарубежных психологов: В. И. Панова, В. А. Ясвина,
С. Д. Дерябо, В. А. Скребца, Дж. Гибсона. Методы экологического
воспитания в рамках школьных программ разрабатывали Н. Ф. Виноградова,
А. А. Плешаков, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова и
многие другие. Большая работа по экологическому образованию детей
младшего школьного возраста на внеклассных занятиях, в кружках, клубах
проделана Г. В. Буковской.
«Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного
восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости
5
бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств,
естественных ресурсов» 1 . Вопросами экологического образования и
воспитания должны заниматься семья, дошкольное учреждение, школа на
всех ее ступенях. Ребенком в процессе обучения в школе должно быть
достигнуто «осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения
природы и общества; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-
следственные связи в окружающем мире».
Формирование у детей ответственного отношения к природе –
сложный и длительный социально - педагогический процесс. Осуществляя
экологическое воспитание, нужно учить детей понимать себя, и всё, что
происходит вокруг.
Часто из-за отсутствия знаний, они не могут выбрать правильную
линию поведения. Учитель обязан дать им эти знания, применяя для этого
все возможные методы. Экологическая культура ребенка - это не только
природоохранные знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир. В
его основе и лежит отношение подростков к миру природы.
Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с
аналогичными социальными и экономическими, уступают последним и
остаются на заднем плане. При этом ответственность за природу становится
не равной любви к ней.
Можно отметить что, экологическая культура, это составная часть
развития общемировой культуры, это стиль мышления, обновленное
мировоззрение, осознание себя звеном в сложной цепи экологических
событий. В этом мнении и подразумевается отношение человека к природе
как ценности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аголарова П.И. Игры-соревнования в экологическом
образовании школьников / П.И Аголарова // Начальная школа. -№12. - 2017.
2. Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. Методика преподавания
естествознания в начальной школе Учеб. Пособие для студ. учреждений
среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. – М.: Владос,
2008
3. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе:
методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. – СПб.:
Специальная литература, 2011
4. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе:
методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. – СПб.:
Специальная литература, 2011
5. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в
обучении / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2013
6. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды /
А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013
7. Барышникова, Г.Б. К вопросу о технологии воспитания
экологической культуры учащихся младших классов/ Г.Б. Барышникова. –
М.: Юнити, 2012.
8. Боровская Л.А. Экологическая направленность
натуралистической экскурсии в условиях города // Начальная школа. – 2014.
– № 8. – С. 46–48.
9. Гимазетдинова А.X. Экологическое сознание и экологический
архетип / А.X. Гимазетдинова, Н.М. Солодухо. - Казань: КГТУ, 2011
10. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.
Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. – 418 с.
11. Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации
экологического образования в федеральных государственных стандартах
34
второго поколения/Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – М.:
Образование и экология, 2014. – 255 с.
12. Захлебный, А.М. Экологическое образование школьников во
внеурочной работе / А.М. Захлебный. – М.: Педагогика. 2014. – 422 с.
13. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев. - М.:
Новая школа, 2013. – 514 с.
14. Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе /
И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2012. – 342 с.
15. Зубков, Т. И. Формирование познавательной активности
учащихся начальных классов / Т.И. Зубков. – Екатеринбург, 2013. – 190 с.
16. Кениспаев Ж.К. Сознание современного человека II Проблемы
развития сознания в культуре и образовании / Ж.К. Кениспаев. - Барнаул.:
АлтГПА, 2014. – 429 с.
17. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание
школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. – 2013. – № 5.
– С. 25–27.
18. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими
школьниками. // Начальная школа. – 2012. – №6. – С.50-52
19. Кузминский А. И. Педагогика / А. И. Кузминский, А. В.
Омеляненко. – К.: «Знание». – 2007. – С. 278 – 279
20. Куприна Л.Е. Моделирование экологически ориентированной
рекреационной деятельности детей и подростков. Вестник ТюмГУ. Науки о
Земле. 2011.
21. Куприна Л.Е. Формирование экологической культуры младших
школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности: монография.
Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.
22. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся . – К.: «Знание».
– 2007
23. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления / М.К.
Мамардашвили. - М.: Прогресс, 2011. – 546 с.
35
24. Медведев В. И. Экологическое сознание: учеб.пос. / В. И.
Медведев, А. А. Алдашева. – М.: Логос, 2012. – 426 с.
25. Мухина, В.С. Младший школьник / В.С. Мухина.- М.: Новая
школа, 2014. – 367 с.
26. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание
младших школьников // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 78–80.
27. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2012. – 391 с.
28. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в
России: Учебное и справочное пособие / В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и
статистика, 2014. – 294 с.
29. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия. – 2012
30. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших
школьников // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 33–34.
31. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для
дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. –
Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0». – 2010.