Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Теории юмора в лингвистической дисциплине………………………4
1.1 Когнитивные механизмы в создании юмористического эффекта……………………………………………………………………………4
1.2 Общая классификация теорий юмора……………………………….6
1.3 Анекдот как предмет лингвистического изучения………………….8
2. Анекдот как фольклорный жанр…………………………………….12
2.1 Общие характеристики фольклорных жанров……………………12
2.2 Проблема смешного в малых фольклорных жанрах……………. 14
3. Анализ текстов анекдотов……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключена в самом феномене человека видеть смешное и эмоционально реагировать на это.
Смех является элементом культуры, ее антропологической составляющей, но следует понимать, что различные народы смеются над разным. Смех это эмоциональная реакция, в процессе которой постигается действительность.
С помощью смешного анекдота, забавной шутки или веселого рассказа проясняется истины, преодолевается косность и формализм.
Смеются над тем, что с позиций данной культуры является ненормальным, неадекватным
Вместе с тем необходимо отличать феномен смеха от феномена комического Комическое - это и есть та самая неадекватность, реакцией на которую является смех.
Объект исследования - механизм смешного в анекдоте
Цель исследования — выявить сущностные особенности смешного в анекдоте.
Задачи исследования:
Выявить, как формируется смех и его функции.
Осмыслить формирования смешного в анекдоте.
1. Теории юмора в лингвистической дисциплине
1.1 Когнитивные механизмы в создании юмористического эффекта
Лингвисты всего мира давно изучают юмор. Особенно интересно ученным рассмотреть языковые средства, которые участвуют в создании юмористического эффекта. Под описания тех или иных аспектов юмористических текстов, не попадает четкое представление о том, как происходит процесс интерпретации шутки. Каким образом достигается юмористический эффект. Для решения проблемы используется ряд когнитивно-семантических теорий, позволяющих снять определенные трудности, однако при этом необходим комплексный подход к исследуемому вопросу.
Юмор нельзя отнести только к социальной составляющей, юмор следует рассматривать и с точки зрения психологии. В науке психология существует такое понятие, как бисоциация – это одновременное ассоциирование одного явления или предмета с двумя областями, между которыми отсутствуют очевидные связи. Х. И. Марин-Аресе говорит о том, что юмор подразумевает возникновение так называемого «шуточного фрейма», подготавливающего адресата шутки к восприятию ситуации как «возможного мира». Такой фрейм предполагает наличие у автора шутки и ее адресата общих знаний о неких явлениях действительности, общих ценностей и ожиданий [8].
Для понимания процессуальности любых действий следует оперировать терминологией. Основным термином для понимания формирования шутки является скрипт. Под скриптом понимают «подкласс схем, применяемых для пояснения стереотипных последовательностей действий» [12].
В мысленном процессе осуществляется поиск соответствующего скрипта, уже имеющегося в сознании, и сопоставляем его со скриптом, который может встретиться человеку. Скрипты помогают нам структурировать наш опыт, адекватно воспринимать ситуацию на основе фоновых знаний о мире. Они же способствуют и расширению знаний, когда какой-либо скрипт не разворачивается в нужной последовательности, поскольку его нарушают по одному из параметров.
Это термин имеет аналогичное понятие такое как «схема». «Схема», как термин покрывает целый ряд отдельных когнитивных моделей, в центре которых располагается ключевое понятие «икс-сема» и сопровождающие понятия «фрейм», «сценарий», «ксрипт»» [11].
Следует понимать, что термины: скрипт, фрейм, сценарий не могут быть взаимозаминяемые:
• Фрейм - структура памяти, в которой содержится содержащим стереотипные знания о специфичных ситуациях;
• Скрипт – это знания о последовательности событий, воспринимаемых в хронологическом порядке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Никанорова Е.К. Исторический анекдот в русской литературе XVIII века. Анекдоты о Петре Великом/Е.К.Никанорова. - Новосибирск, 2001. -С.7, 10.
2. Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века / Вст. ст. Е. Курганова; сост. и примеч. Е. Курганова и Н. Охотина. - М., 2003.
3. Курганов Е. Анекдот как жанр / Е.Курганов. - СПб., 1997; он же. Похвальное слово анекдоту. - СПб., 2001; он же. «Анекдот - Символ - Миф». Этюды по теории литературы. - СПб., 2002.
4. Анекдот как феномен культуры: Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. - СПб., 2002.
5. Копылкова Е.А. Анекдот как средство переживания национальной идентичности: На материале анализа еврейских анекдотов: Дис... канд. психоло- гич. наук. - М., 2006.
6. Чекунова А.Е. Исторический анекдот в России: Анекдоты о Петре I и его шуте Балакиреве / А.Е.Чекунова // Отечество: Краеведческий альманах. - М., 1997; она же Анекдоты Якоба Штелина о Петре I: К вопросу о добросовестности собирателя и составителя // Немцы в России. - СПб., 1998; она же. Появление исторического анекдота в России // Вопросы истории. - 1997. - № 2; она же. Российский исторический анекдот екатерининской поры // Вопросы истории. - 1998. - № 4 и др.
7 Мезин С.А. Анекдоты о Петре Великом как явление русской историографии XVIII в./ С.А.Мезин // Историографический сборник. - Вып. 20. - Саратов, 2002.
8. Смирнова Н.В. Подлинные анекдоты о Петре Великом Я.Я. Штелина как источник для изучения деятельности Петра 1 и его времени: Дис. канд. ист. наук. - М., 2006.
9. Курганов Е. Похвальное слово анекдоту. - СПб., 2001. - С. 9.
11. Анашкин Г. Анекдот как концентрированное выражение ментальности / Г. Анашкин // А.С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем: Третья Международная конференция по истории психологии российского сознания. - Самара, 1999. - Т. 5. - Вып. 1. - С. 21-22.
12. В.Э. Вацуро отмечал: «Анекдот становится в одном ряду с другими историческими источниками, только центр тяжести переносится с фактической на психологическую достоверность события» (Новоявленный автограф Пушкина / Подг. текста. статья и комментарии В.Э. Вацуро, М.И. Гиллельсона. - М., 1968. - С. 72).
13. Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества. Курс лекций /В.В.Кабанов. - М., 1997. - С. 356.
14. Курганов Е. Анекдот как жанр. - С. 17.
19. Орнатская Л.А. Анекдот и жизнь / Л.А.Орнатская // Анекдот как феномен культуры: Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. - СПб., 2002. - С. 92.
15. Пропп В.Я. Поэтика фольклора / В.Я. Пропп // Фольклор и действительность: избранные статьи. - М., 1976. - С. 69.