Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня публицистический активно используется во всех областях жизни человечества. Можно сказать, что публицистика перестала быть уделом исключительно журналистики и писателей.
Однако такая массовость применения стиля породило множество вопросов. Прежде всего, речь идет о понимании особенностей и специфики стиля.
Цель исследования – рассмотреть типы и функции приложений в публицистических текстах.
Объект исследования – публицистический стиль.
Предмет исследования – типы и функции приложений в публицистических текстах.
Задачи исследования:
1. Дать определение публицистическому стилю.
2. Дать характеристику публицистическому стилю.
3. Выявить особенности написания текстов в публицистическом стиле.
4. Выявить особенности текстов в публицистических текстах.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Публицистический стиль речи и его черты и особенности
Рекламный стиль – это речевой стиль, используемый средствами массовой информации для передачи информационных сообщений массовому получателю (газеты, телевидение, радио, Интернет). Журналистский стиль выполняет 2 основные функции, хотя они в определенной степени и противоречат друг другу: Составление отчетов.
Главной задачей публицистического стиля является информирование общественности о произошедшем событии или о событиях, которые произойдут в будущем, при этом автор сообщения должен быть максимально объективен. Воздействие на аудиторию.
Некоторым жанрам публицистического стиля свойственна чрезмерная эмоциональность с ярко выраженной позицией автора и его личным мнением. Такие сообщения несут социальную оценку и привлекательность, воздействуют на массы и формируют общественное мнение.
Для оформления презентаций, полиграфии, публикаций, создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую использовать Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, высококачественные изображения и другие элементы станут отличной отправной точкой для воплощения ваших лучших идей в жизнь.
Характерные черты журналистского стиля речи. Журналистский стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко идентифицировать: Информативное название. Заголовки новостей достаточно объемны. Из названия становится понятно, о чем пойдет речь ниже.
Первое предложение (абзац/заголовок) резюмирует суть новости. Принцип перевернутой пирамиды. Приоритет, ценность и полезность информации уменьшаются от начала текста к его концу. Предложения и абзацы в основном короткие. Много подробностей и нюансов.
Разборчивость, простота, грамотная подача информации. Эмоциональность и оценка. Часто используется общественно-политическая лексика (названия политических партий, ведомств, экономические и юридические термины и др.). Ориентация на массовую аудиторию.
Риторические вопросы, восклицания и повторения. Помимо основного разговорного (неформального) стиля, используемого в публицистике, существуют жаргоны и сленг. Особенности журналистского стиля. В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 основополагающих компонента, из которых строится любой публицистический текст:
1. Свинец. Это первый, основной или начальный абзац текста, «заголовок» или резюме статьи, в котором устанавливается основная мысль текста. Часто заголовок выделяется другим шрифтом или цветом, обычно занимая 3-5 строк текста. Заголовок нельзя игнорировать. Он может быть сенсационным или драматическим, может раскрывать подробности события или кратко описывать новости, может развлекать или бросать вызов читателю. Заголовок новостной статьи выглядит так:
“Власти Британии официально признали, что готовятся с 10 июля отменить обязательный двухнедельный карантин для прибывающих из нескольких десятков стран, в первую очередь европейских.” / bbc.com
2. Назначение. 90% всех журналистских расследований основаны на интервью или работе с другими первоисточниками. Поэтому неудивительно, что особое место в новостных сообщениях занимают цитаты. 3. Краткость и разборчивость. Предложения и абзацы короткие и простые. Это ни в коем случае не означает, что вы не встретите в тексте длинных сложных предложений, но в большинстве случаев «краткость – сестра таланта». Также важно не переборщить со сроками. Все-таки тексты публицистического стиля должны быть понятны массовому зрителю: я использовал понятие «правовой нигилизм»: будь милым, а потом объясни, что это значит (p.s.: правовой нигилизм – это отрицание законов и правил/норм поведения). Жанры публицистического стиля речи. Различают 3 жанра публицистического стиля:
Информативные (доклад, интервью, заметка, репортаж). Основная функция – передача информации: что, где, когда, при каких обстоятельствах произошло или произойдет. Аналитика (беседа, обзор, статья, обзор, переписка).
Основная функция - воздействовать на публику. Есть авторское рассуждение, аргументация, анализ факта, личные выводы и оценка происходящего. Художественно-публицистические (очерк, сериал, брошюра, очерк). Употребляется для получения образного, эмоционального представления о событии или факте. Рассмотрим подробнее каждый жанр.
Журналистский стиль речи: информативный жанр Заметка – это короткое сообщение о новом событии или факте. Основные характеристики: достоверность факта, новизна, краткость. Пример:
«Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу. Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета». В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов» (Аргументы и Факты AIF.ru )
Репортаж - репортаж с места происшествия. Характеристики: оперативность, объективное освещение событий, докладчик является очевидцем или участником происходящего. Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатной прессе после сбора и обработки информации.
Интервью - получение информации в ходе беседы интервьюера (журналиста) с собеседником. Примеры: информационное интервью для сбора обновленных данных о произошедшем ДТП (например, опрос очевидцев); интервью-исследование; личное интервью или интервью-портрет. Отчет представляет собой последовательное в хронологическом порядке подробное сообщение о событии. Пример: отчет о боевых действиях, отчет об итогах собрания, конференции, заседания правительства или суда. Журналистский стиль речи: аналитический жанр.
Беседа (диалог) – это разновидность интервью, когда журналист выступает не просто посредником между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря его достижениям, опыту и профессионализму. Пример: телешоу с приглашенными артистами: «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.
Рецензия – критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.
Пример: рецензия на книгу (примеры рецензий есть на сайте «Литературная газета». lgz.ru) , рецензия на спектакль, кинофильм, телепередачу, игру.
Статья – жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.
Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.
Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.
Аналитическая корреспонденция – это сообщение, которое дает информацию о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт). Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты “живого” репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития. Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).
Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.
Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр
Очерк – журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
Пример: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора ( очерк А. С. Пушкина “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”).
Эссе – очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.
Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).
Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.
Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.
Фельетон – короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание “зла”.
Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.
Памфлет – сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.
Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».
Критерии отбора новостей
Прежде всего, публицистический стиль связан с журналистикой и средствами массовой информации.
Новостные статьи занимают особое место в СМИ: они востребованы и привлекают наибольшее количество посетителей. Поэтому обратим внимание на очень интересный момент: как создается новостное сообщение и по каким критериям «выбирается» новость. Вот 10 критериев выбора новостей:
Актуальность. Новость должна отвечать потребностям и интересам аудитории. Киевлянам не особенно полезна информация о строительстве новой дороги в городе Мироновка.
Шанс. Информация о мероприятии должна быть свежей и появляться вовремя, через две недели после выборов никто не будет читать об итогах голосования.
Ясность и отсутствие двусмысленности. Простые и понятные новости более доступны широкой публике и вызывают больший интерес.