Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образование, включаемое в процесс воспитания и обучения личности в интересах общества и государства, является одним из основных факторов экономического и социального развития. Российская система образования включает как государственные образовательные программы и образовательные стандарты, так и комплекс образовательных учреждений и органов управления образованием.
Дошкольное образование в нашей стране организовано и осуществляется в дошкольных образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования для дошкольников.
Цель курсовой работы – характеристика дошкольного образования с использованием статистических методик. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, задачи, а также основные категории статистического анализа дошкольного образования;
изучить методологические основы статистического изучения дошкольного образования;
провести статанализ дошкольного образования в Республике Татарстан, в том числе корреляционный;
проанализировать проблемы дошкольного образования в республике;
рассмотреть подходы к решению обозначенных проблем.
Объектом исследования являются дошкольники – дети возрастом до 7 лет
Предметы исследования – теоретические и практические подходы в статическом исследовании.
Теоретическую основу исследования составили труды в сфере статистики дошкольного образования следующих авторов: И.В. Абанкина, С.В. Гребешова, Л.М. Гохберг, Е.В. Грязнова, Т.А. Козлова, В.И. Кузнецова, Т.В. Курочкина, Д.А. Новиков, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Ю.В. Тихоненко, Л.М. Филатова, Н. Б. Шугаль.
Информационная база представлена статистическими данными официальных сайтов Росстата и Татарстанстата, а также законодательными и нормативно-правовыми актами, регулирующими статистическое изучение населения Российской Федерации и, в частности, Республики Татарстан.
В работе использовались такие методы, как графический и табличный, метод обобщающих показателей, группировка данных.
Курсовая работа выполнена на 40 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 18 источников и включает 12 таблиц и 18 диаграмм (графиков).
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность, задачи, основные категории статистики дошкольного образования
Система показателей, трактующая количественные и качественные изменения в области дошкольного образования, позволяет получить информацию о количестве дошкольных образовательных организаций, контингенте воспитанников, количественном и качественном педагогическом составе, о состоянии материально-технической базы ДОО.
Дошкольная образовательная организации (далее – ДОО), будь то ясли, детские сады и другие учреждения, представлена на практике общеобразовательными программами дошкольного образования, которые обеспечивают воспитание детей в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет, а также их обучение, уход и оздоровление [5, с. 2].
В соответствии с направленностью ДОО делятся на следующие виды:
детский сад;
детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка – детский сад с осуществлением коррекции и оздоровления.
Предметом статистического изучения не только дошкольного, но и образования в целом, является количественная характеристика тех процессов и явлений, которые в системе образования состоят в неразрывной связи с их качественным аспектом.
Как пример такой характеристики – рисунок 1.1.1, на котором рассмотрены данные по численности воспитанников ДОО в разрезе групп определенной направленности, а также в разрезе городской и сельской местности [3].
К задачам статистического исследования дошкольного образования следует отнести:
создание единой системы показателей, объективно отражающих динамику развития дошкольного образования;
реализацию международных стандартов в учете;
формирование эффективных методов и способов сбора информации, ее обработки и анализа, а также представления всем заинтересованным пользователям: органам законодательной и исполнительной власти, СМИ, органам управления образованием и научной общественности.
Исходя из перечисленных задач и формируется система статистического изучения, которая трансформируется по мере изменения законодательной и нормативной базы, демографической ситуации в регионе и стране в целом, а также других факторов, непосредственно влияющих на систему дошкольного образования [3, с. 21].
1.2. Методологические основы статистического анализа дошкольного образования
Систематизация данных, т. е. сводка данных и их группировка, позволяет охарактеризовать совокупность в целом отдельных единиц наблюдения.
Цель сводки заключается в получении обобщающих статистических показателей, позволяющих отразить сущность какого-либо социально-экономического явления, а также определенные статистические закономерности.
Выделяют два вида сводки: простую и сложную. Простая позволяет подсчитать общие итоги по совокупности отдельных единиц наблюдения. Сложная же позволяет представить полученные результаты в группировке и сводке в виде статистических таблиц. Группировка позволяет получить систематизированный вид материала наблюдения.
После проведения сводки и группировки собранного материала переходят к представлению данных, например, в виде статтаблиц и графиков.
В табличной форме статистический материал отражается наиболее удобно и рационально, как, например, в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1
Доступность дошкольного образования в Российской Федерации
за 2019 – 2021 годы [9, с. 12]
Показатели на 01.01.2019 на 01.01.2020 на 01.01.2021
Дети в возрасте 1,5 – 3 лет 84,1 87,8 92,2
Дети в возрасте 3 – 7 лет 99,1 99,0 99,2
Графики придают статистическому материалу наглядность и выразительность, что позволяет облегчить их восприятие, как, например, на рисунке 1.2.1, где представлена возрастная структура педагогических работников ДОО Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2020 года.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29.11.2018 г. № 705 «Об утверждении официальной статистической методологии по расчету основных показателей статистики образования и культуры» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313412/ (дата обращения 26.06.2022).
2. Приказ Минобрнауки России от 11.06.2014 г. № 657 (ред. от 18.12.2019 г.) «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167813/ (дата обращения 27.06.2022).
3. Дудин, М. Н. Социально-экономическая статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438938 (дата обращения: 30.06.2022).
4. Ефимова М.Р. Социально-экономическая статистика: Учебник для академического бакалавриата / М.Р. Ефимова, А.С. Аброскин, С.Г. Бычкова, М.А. Михайлов. – 2-е изд. пер. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 591 с.
5. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
6. Гребешова, С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. В. Гребешова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 13.3 – С. 29-30. – URL: https://moluch.ru/archive/117/32377/ (дата обращения: 30.06.2022).
7. Доступность дошкольного образования / И.В. Абанкина, Л.М. Филатова / Вопросы образования / Educational Studies Moscow – 2018. № 3. – с. 216–246. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostupnost-doshkolnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения 27.06.2022).
8. Доступность дошкольного образования в раннем возрасте : информационный бюллетень / И. В. Абанкина, Л. М. Филатова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 48 с. – (Мониторинг экономики образования; № 3) – URL: https://www.hse.ru/data/2021/10/14/1465480655/ib_3_2021.pdf (дата обращения: 28.06.2022).
9. Дошкольное образование в России: статистический обзор / Н. Б. Шугаль, В. И. Кузнецова, О. К. Озерова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 64 с. – URL: https://www.hse.ru/data/2021/09/10/1469669932/dobraz_2021.pdf (дата обращения 27.06.2022).
10. Дошкольное образование: проблемы в современной России / Е.В. Грязнова, Т.А. Козлова, Ю.В. Тихоненко, Т.В. Курочкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-obrazovanie-problemy-v-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения 29.06.2022).
11. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации / К.Ю. Краснощек, С.Н. Сычанина // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.10-1 (37), 2019 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 30.06.2022).
12. Применение методов корреляционно-регрессионного анализа для исследования доступности дошкольного образования // Материалы I Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2009/article/2009000087?ysclid=l4yksr9o1l508064545 (дата обращения: 28.06.2022).
13. Итоги работы системы образования и науки Республики Татарстан за 2020/2021 учебный год / Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан – URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2972738.pdf?ysclid=l4x1fw3xk6177631939 (дата обращения 26.06.2022).
14. Основные показатели в сфере дошкольного образования по Российской Федерации (с 2014 г.) / Федеральная служба государственной статистики – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения 26.06.2022).
15. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат.сб./Росстат. – М., 2021. – 692 с. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения: 28.06.2022).
16. Данные Росстат по числу образовательных организаций на начало 2019/2020 учебного года / Мониторинговая система Минпросвещения России – URL: https://1sep.edu.ru/rosstat/?ysclid=l4zslqppks170649408 (дата обращения: 28.06.2022).
17. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 120 с. – URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/404878648.pdf?ysclid=l4zv3i5sol57111037 (дата обращения 28.06.2022).
18. Сведения о дошкольных образовательных организациях (ДОО) Республики Татарстан / Ежегодный отчет Татарстанстат – URL: https://ias.tatar.ru/ipad/open_rt_view.php?id=29268 (дата обращения 29.06.2022).