Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного изучение формы государственного устройства в различных его формах. При этом необходимо сравнить форму государственного устройства Российской Федерации с унитарной формой государственного устройства Эстонской республики, рассмотреть основные сходные черти и отличия.
Форма государственного устройства позволяет наглядно отобразить взаимоотношения центра и регионов, что обуславливает эффективность реализации государственной политики в государстве и обособленность, самостоятельность территориальных единиц конкретной страны.
Все это обуславливает актуальность исследования данной темы.
Объект исследования представляет собой общественные отношения, связанные с развитием форм государственного устройства России и Эстонии.
Предметом исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых правоведов, написанные на тему форм государственного устройства России и Эстонии.
Цель работы заключается в теоретическом осмыслении форм государственного устройства России и Эстонии.
Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть понятие государственного территориального устройства;
- исследовать унитарную форму государственного устройства;
- рассмотреть федеративную форму государственного устройства;
- проанализировать особенности России как федеративного государства;
- выявить особенности государственного управления в Эстонской республике .
Методологию исследования составили совокупность методов научного познания, анализа и синтеза.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Общая характеристика форм государственного устройства
1.1 Понятие государственного территориального устройства
В правовой литературе иногда предлагается, что форма правления рассматривалась не как отдельная и независимая, а просто как признак дополнительной черты формы правления. Предлагается понимать как форму государства только форму правления.
Иногда, наоборот, понятие "государственный строй" используется в широком смысле, они стараются характеризовать (захватывать) государственный строй страны в целом, соотноситься с политическим строем правительства, в котором используется термин "политическое и территориальное устройство государства".
Но большинство авторов понимают территориальную организацию правительства, отношение (отношение) государства как форму правления в целом и его составляющие.
Говоря о государственном строе, мы выясняем, как организована государственная территория, какая внутренняя структура государства, то есть из каких частей состоит государство, как осуществляется внутреннее территориальное деление государства, какова система взаимоотношений центральных и региональных органов власти в государстве.
Надо учитывать тот факт, что с такой же сущностью государства можно характеризовать другую форму правления. Так, в США федеральная организация правительства, а во Франции - унитарная. Но на самом деле они идентичны.
Известно, что одним из признаков государства является существование территории. Территория государства является пространством, на которое распространяется его власть. Территория является наиболее заметной частью штата. Это сжатие является признаком целостности. Целостность является непременным условием существования государства.
Территориальное устройство определяется его историко-культурной эволюцией, формированием, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Работает как фактор развития и, как следствие.
Территориальную организацию государства можно понимать двояко:
Во-первых, под территориальной организацией понимается территория страны, как одна из форм организаций общества, на отношения между населением и властью осуществляются на территориальной основе.
Во-вторых, территориальная организация государства означает организацию его территории, определение его составляющих и систем взаимоотношений между ними.
Форма правления во многом определяется конкретными историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть разные формы правления. Штаты с республиканской формой правления могут быть как унитарными, так и федеральными
Форма правления тесно связана с одной более существенной линией государства - территориальной организацией населения. Форма правления напрямую или даже напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (субъектов). В свое время и правильно решенные вопросы государственного строя во многом обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование. Наоборот, неправильно найденная форма правления, которая не отвечает характеру и цели может быть одной из причин его распада
1.2. Унитарная форма государственного устройства
Формы территориального устройства - административно-территориальное и национальное устройство государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его компонентами, между центральными и местными органами власти.
В теории и практике государственного строительства выделяют следующие формы территориального устройства: Унитарный, федеральный и конфедеративный. Специфика выбора формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (главным образом) и внешних факторов. Например, все государства мира с большой и многонациональной структурой населения, а также большие территории, являются федерациями.
Часто федеральное государство почти унитарно. Это расхождение чаще всего вызвано политическим фактором. Наделив ряд важных полномочий федеральные органы государственной власти и, в первую очередь, экономические, Федерация фактически становится унитарным государством.
Унитарное государство:
Единая система высших представительных, исполнительных и судебных органов;
- Единая конституция, финансовая, налоговая и законодательная системы, единые вооруженные силы;
- Наличие местных органов власти без признаков суверенитета.
Централизация, присущая всем унитарным государствам, может принимать различные формы и степени. В некоторых странах местные органы власти в целом отсутствуют, а административные единицы управляются назначенными центральными органами. В других штатах создаются местные органы власти, но они находятся под контролем (прямого или косвенного) центрального правительства
В зависимости от типа управления различают централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление особого правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство называемое "региональным" государством (Италия, Китай, Никарагуа, Испания), характеризуется административной автономией для некоторых структурных и территориальных единиц.
Такая форма правления применяется, когда необходимо учитывать конкретные интересы территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции Афон имеет статус автономного образования. Есть одна из христианских святынь Афона. На его территории расположено 20 мужских православных монастырей. Фактически это монашеская республика внутри светского государства с руководящими органами и строгими правилами. Женщинам, даже имеющим статус монахинь, запрещено посещать остров. Очень строгие требования к одежде (шорты запрещены).
Права автономных образований автономного образования несколько шире прав населения обычных административно-территориальных единиц. Однако автономия допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве могут работать местные власти и муниципалитеты.
По сравнению с раздробленностью территории в судьбе княжества, унитаризм, безусловно, является прогрессивным явлением, способствующим развитию единого рынка и развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, ведущие к созданию сложных государств.
Таким образом, унитарное государство - это унитарное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиненных унитарной власти и имеющих признаки суверенитета (Франция, Норвегия, Польша и др.). У них нет государственного образования, есть единая система высших органов власти, единое гражданство, единая валюта, вооруженные силы и т.д.
Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власенко Н.А. Теория государства и права учебное пособие / Н.А. . - М.: Проспект, 2011.- С. 456.
2. Грибанова Г.И., Соотла Г., Каттаи К. Реформы местного самоуправления в Эстонии: институциональный контекст, намерения и результаты. Балтийский регион. 2020. -Т. 12.- № 1.- С. 32-52.
3. Зеттерберг Сеппо. История эстонской Республики. Таллин: издательство KPD, 2013. - 399 с.
4. Иванов В. В. Автономные округа в составе края, области – феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование).Автореферат. М., 2002. – 29 с.
5. Касатникина Н.А. Формы государственного устройства современности: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юр. наук: / Н.А. Касаткина. СПб, 2015-145 с.
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4-х т. Т. 1, 2. Общая часть/ Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1995. -810 с.
7. Ливеровский А. А. Исторические и правовые особенности субъектного состава Российской Федерации// Правоведение. 2001. -№ 1. -С. 66-68.
8. Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. / А.Г. Пархоменко З.Ф. Софрина – М.: ЮРКОМПАНИ , 2014 – 400 с.
9. Сухроб Р. Проблемы федерализма в России // [Электронный ресурс]. Сайт Уральского федерального университета. URL: elar. urfu.ru.
10. Тадевосян Э. В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации// Государство и право.- 2002.- № 3.- С.17–26.
11. Тадевосян Э. В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации// Государство и право. 2002. № 3. С.17–26.
12. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., Наука 2001. -230 с.
13. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юстицинформ, 2001. - 354 с
14. Тоом Я. Комлева В.В. Эволюция системы государственного управления. Эстонская Республика// Государственная служба. – 2020.- № 4 С. 82-118
15. Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и измененияих конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. -2004. -№7.-С. 15
16. Цветкова О.В. Федеративные отношения в современной России// Социально-гуманитарные знания. – 2019.- № 3. -С. 20-28
17. Цветкова О.В. Федеративные отношения в современной России// Социально-гуманитарные знания. – 2019.- № 3. С. 20-28
18. Черепанов В.А. О понятии и моделях федерации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. - № 2. С. 57-64
19. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных сран М.: Норма 2020- 538 с.
20. Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / А. В. Шашкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 181 с.
21. Шевченко Т.В. Законы субъектов РФ об информационной открытости органов государственной власти субъектов РФ// В сборнике: Наука и инновации XXI ВЕКА. Сборник статей по материалам VI Всероссийской конференции молодых ученых. Сургут, 2020. С. 127-129.
22. Эстонская Республика [Электронный ресурс] режим доступа http://www.bibliotekar.ru/3-1-31-3-pravovye-sistemy/47.htm (дата обращения 24.06.2022)
23. Югов А. А. Система государственного устройства России // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 698-705