Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Огромная страна Россия хранит множество тайн. В то время как многие ассоциируют Россию с Москвой и Санкт-Петербургом, самая большая страна в мире состоит из лоскутного одеяла из республик, каждая со своими уникальными чертами, историей, культурой, а иногда и языком.
Название «Республика Коми» вызывает интерес. Расположенная к западу от Уральских гор и расположенная за Полярным кругом, некоторые из команды Советских Пустошей прошли через эту малоизвестную республику с темной советской историей и даже своим языком. Местные жители в районе Коми даже говорят на своем родном языке наряду с русским: языке коми, который является уральским макроязыком. [1]
Уроженец неумолимого и крайнего севера России народ коми оставался изолированным от остальной России до середины XX века.
Первые люди Республики Коми, коми веками вели самодостаточную жизнь, пока индустриализация советской эпохи не открыла их ранее изолированные и отдаленные ареалы, обнажив богатство природных богатств на, казалось бы, негостеприимной земле. Быстрая модернизация народа коми привела к разработке программ и схем сохранения его культуры.
На крайнем востоке Европы и прилегающем участке Азии, а именно – в бассейне рек Волги и Камы и лежащей за соответствующим участком Уральских гор части Западной Сибири, с первобытных времен жили племена, называемые в современной историографии финно-уграми (или угро-финнами).
С течением веков численность племен увеличивалась, им становилось тесно на привычных местах проживания, так как каждой первобытной общине, чтобы прокормиться, были необходимы пространные угодья для охоты и собирательства. Многие племена стали покидать свою прародину и переселяться в другие регионы. Нередко соседние земли тоже оказывались занятыми – племенами, говорившими на других языках. Переселенцам приходилось двигаться еще дальше – за тысячи километров от родных мест, пока они не находили свободную территорию, где было все, что необходимо для жизни: обширные лесные массивы, водоемы, естественные укрытия вроде пещер или промоин.
Расселение финно-угорских племен продолжалось в течение тысячелетий, за которые переселившиеся в удаленные от финно-угорской прародины места группы людей сильно изменили свои языки, сохранив в основном только грамматические принципы. Только лингвисты-профессионалы смогли установить родство венгров и манси, финнов и мордвин, саам, марийцев и других народов, чьи очень далекие предки вышли из проживавшей в Волго-Камье и, напротив, за Уралом финно-угорской общности. [1]
Если взглянуть на их устные обычаи и легенды, становятся заметными ценности и верования коми. Их глубокая связь с миром природы сохраняется. Когда-то речные духи были связаны с рыбаками, лесные - с охотниками. В культуре коми всегда почитались священные животные, особенно щука и утка. Фактически, кости этих видов использовались для изготовления защитных амулетов. Амулеты с медвежьими лапами и клыками носили и охотники. Кроме того, деревья считались святыми, и предполагалось, что души умерших сохраняются старыми деревьями. На некоторых кладбищах, помимо православных крестов, рядом с могилами коми можно обнаружить и пни.
Славятся коми и своими музыкальными способностями: все грани жизни изначально сопровождаются песнями от рождения до смерти. Их свадебные песни, причитания о горе и былины имеют особое культурное значение. У них все еще есть сокровища фольклора, загадок, лимериков, ведьм, целителей и сказок о персонифицированных животных.[10]
Коми живут в Республике Коми, где русский и коми языки являются официальными. Республика Коми, расположенная более чем в 1400 км к северо-востоку от Москвы, является одним из самых ценных убежищ в России для дикой природы и природных заповедников.Леса и кустарники занимают около 80 процентов территории области. Кроме того, здесь богата фауна, а 33 вида птиц, 15 видов млекопитающих и 6 видов рыб находятся в списке охраняемых видов. Здесь также водятся такие животные, как лоси, медведи, бобры, выдры, лисы, норки и рыси.
В XIV веке наиболее могущественные из племен чуди (коми) объединились и создали государство Великая Пермь. За свою независимость Пермь воевала с волжскими булгарами, Московским княжеством и Новгородской республикой. В конце XV века, после прекращения существования Новгородской республики, укрепившееся Московское княжество разрушило последнее независимое государство народа коми.[10]
Объект исследования – взаимодействия коми и русской культур.
Предмет исследования – особенности взаимодействия коми и русской культур.
Цель работы – дать анализ формирования особенностей взаимодействия коми и русской культур в современных исторических исследованиях.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
• проанализировать особенности взаимодействия коми и русской культур.
• дать развернутую оценку культуры народа коми
• показать значение особенности влияния формирования особенностей взаимодействия коми и русской культур в современных исторических исследованиях.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь анализа формирования особенностей взаимодействия коми и русской культур в современных исторических исследованиях.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость определяется тем, что исследование предлагает изучение целостного анализа формирования особенностей взаимодействия коми и русской культур в современных исторических исследованиях..
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам целостности анализа формирования особенностей взаимодействия коми и русской культур в современных исторических исследованиях..
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено формирование анализ формирования особенностей взаимодействия коми и русской культур в современных исторических исследованиях..
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, одной главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМИ И РУССКОЙ КУЛЬТУР
1.1. Коми – народ и культура
В VIII – IX вв. н.э. происходит разделение пермских племен на две этнические группы: коми и удмуртов. О происхождениии этнонима «коми» существуют различные версии, но наиболее убедительные и научно обоснованные две: либо от названия реки Кама, где начался процесс формирования собственно коми этноса, либо от древнего финно-угорского слова «ком», обозначающего «человек», со значением «свои, своего рода».
В древнерусских источниках коми называются пермью (отсюда же название столицы современного Пермского края). После образования этноса древних коми часть их переселилась из бассейна Камы севернее – в район реки Вычегды (на коми языке Эжва). Они стали родоначальниками современного коми этноса, который в старой России называли зырянами (об этимологии этого названия до сих пор имеются лишь сомнительные гипотезы). Древние коми, оставшиеся в бассейне Камы, стали родоначальниками современных коми-пермяков – народа, очень близкого по языку и культуре к собственно коми (зырянам). [13]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. – М., 2003,-207с.
2.Боголюбова Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие. Спб., 2009,-416
3.Головнёва Е.В. Феномен этнического самосознания и его структура: Дис. ... канд. филос. наук. – Омск, 2004, - 177с.
4.Голубкова, О. В. Орнитоморфные представления о душе у Коми-Зырян / О. В. Голубкова // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2007. — № 3 (31). — С. 126-127.
4.Грушевицкая Т.Т., Попков В.Д., Садохин АЛ. Основы межкультурной коммуникации. – М.: Юнити, 2002., - 353с.
5.Гуриева С.Д. Этническая психология. СПб.: Балтийский институт экологии, политики и права, 2000. – 24 с.
6.Гуриева С.Д. «Я-образ» в структуре этнического сознания // Ананьевские чтения: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Цветковой. – СПб.: СПбГУ, 2007. – С. 387–389
7.Гуриева С.Д. Аккультурация как кризис идентичности // Вестник СПбГУ. Серия 12, № 1. – СПб.: СПбГУ, 2010., - 279с.
8.Историко-культурный атлас Республики Коми / отв. ред. А. Л. Окатова. — М.: Дрофа, 1997. — 384 с.
9.Корасев, М. Ф. Основы языческого миропонимания: по сибирским археолого-этнографическим материалам / М. Ф. Косарев. — М.: Слава, 2008. — 414 с
10.Коростелев А.Д. Расы и народы: Ежегодник. Вып. 29. – М., 2003.- 315с.
11.Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М., 2000, - 416с.
12.Мифы Зырянского Севера / сост. и предисл. П. Ф. Лимеров. — Сыктывкар: АУ РК «Редакция журнала “Арт”», 2016. — 304 с.
13.Налимов, В. П. Очерки по этнографии финно-угорских народов / В. П. Налимов. — Ижевск: Удмуртский ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 2010. — 331 с.
14.Национальная галерея Республики Коми. Мошев Аркадий Васильевич [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kraevidenie.ru/nizhnee_menju /opisanie_kartiny/550/?type=131%2C0 (дата обращения 01.07.2022).
15.Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: Учеб. пособие. – СПб., 2003, - 452с.
16.Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб.: СПбГУ, 2005.,- 205с.
17.Семенов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 478 с.
18.Семёнов, Ю. В. Некоторые итоги христианизации восточно-финских народов к середине XIX века / Ю. В. Семёнов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 96. — С. 31-38.
19.Семёнов, Ю. В. Самосознание народов и его этноконфессиональные аспекты / Ю. В. Семёнов // Вестник УдмГУ. — 2007. — №3. — С. 75-86.
20.Терюков, А. И. История этнографического изучения народов коми / А. И. Терюков. — СПб.: МАЭ РАН, 2011 — 514 с.
21.Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. — СПб.: Держава, 2004. — 300 с.
22.Чагин, Г. Н. Пермь Великая и первые века ее христианизации / Г. Н. Чагин // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — Вып. 5 (42). — С. 7-13.
23.Chuvyurov, A. Trees in komi (zyrian) rituals and beliefs / Alexander Chuvyurov// Pro Ethnologia. — 2004. — № 18. — Р. 69-86
24.Golubkova, O. V. Ethno-cultural interaction of the northern komi-zyrians and the russians in the realm of sacral symbolism / O. V. Golubkova // Archeology, ethnography and anthropology of Eurasia. — 2006. — № 3. — P. 101-111.
25.Leete, A. The Concept of Truth in the Komi Hunting Stories / Art Leete, Vladimir Lipin // Acta Borealia. — 2015. — № 32 (1). — Р. 68-84.
26.Limerov, P. F. St. Stefan of Perm’: A Dialogue between Traditions and the Tradition of Dialogue / P. F. Limerov // Folklorica. — 2010. — Vol. 15. — Р. 15-27