Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. До начала активного развития воздушного и автомобильного транспорта в середине 20 века железная дорога оставалась основным способом передвижения путешествующих людей. Постепенно, по мере усиления технического прогресса, значительную долю перевозок заняли автомобильные и воздушные виды транспорта. Но создание и ввод в эксплуатацию высокоскоростных железных дорог как в Европе, так и в Восточной Азии вернули железной дороге ее былое значение и конкурентоспособность.
В настоящее время железнодорожный туризм является одним из перспективных направлений внутреннего туризма в России. Железнодорожный транспорт является конкурентоспособным видом транспорта, способным конкурировать с авиационным и автомобильным транспортом с точки зрения его комфорта, безопасности, вместимости, доступности (географической) и ценовой привлекательности.
Путешествие по железной дороге имеет ряд преимуществ для туристов. Это включает в себя относительно комфортное проживание, путешествия в любую погоду и независимость от трансферов. Кроме того, когда туристы пересекают границу, таможенный досмотр проходит в их собственном купе.
Железнодорожный туризм сегодня особенно популярен во Франции, Германии, Швейцарии, США и Китае.
Объект: железнодорожный туризм
Предмет: развитие железнодорожного туризма
Целью курсовой работы является анализ современного состояния, проблем и перспектив развития железнодорожного туризма в России.
Задачи курсовой работы:
1. Изучит понятие железнодорожного туризма.
2. Рассмотреть историю развития железнодорожного туризма.
3. Определить технологию организации железнодорожного туризма.
4.Дать характеристику железнодорожного туризма в России
5. Выполнить анализ железнодорожных туров от ведущих туроператоров.
6. Разработать предложения по развитию железнодорожного туризма.
Автор курсовой работы использовал методы исследования, такие как, теоретические методы - анализ, сравнение, эмперические методы - наблюдение, картографические метод, исторический метод, статистический метод, маркетинговый метод.
1. Теоретические основы железнодорожного туризма
1.1 Понятие железнодорожного туризма
Согласно Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", перевозка туристов является постоянной составляющей в структуре туристского продукта наряду с проживанием. Из этого следует, что туризм неразрывно связан с процессом организации перевозок и использования технических средств. Само понятие туризма подразумевает временный выезд людей в другую страну или населенный пункт, отличный от места постоянного проживания [2].
В настоящее время часто встречается явление, когда, помимо транспортировки, транспорт берет на себя функции размещения, организации питания и досуга туристов, а также другие туристические услуги. Транспортное путешествие - это путешествие организованной группы туристов или индивидуальных туристов по разработанному маршруту с использованием определенного вида транспорта. В то же время именно транспорт является основным элементом транспортного обслуживания во время поездки. Использование железнодорожного транспорта в туристических целях может выступать в качестве отдельного вида транспортных путешествий.
Давайте обратимся к понятиям железнодорожного туризма. Железнодорожный транспорт - это инфраструктура, которая включает в себя магистральные и станционные пути, средства электроснабжения, сигнализации и связи, здания, сооружения и другие объекты, необходимые для его деятельности. Основными задачами железнодорожного транспорта являются своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей в услугах по перевозке пассажиров и грузов, повышение эффективности и качества работы всех звеньев транспортной системы [22].
Согласно определению Зорина В.И. и Квартальнова В.А., железнодорожный туризм – это путешествие, совершаемое отдельными лицами по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года или менее двадцати четырех часов, но с ночевкой, для отдыха, обучения, профессионального, деловые, религиозные и другие цели, не связанные с оплачиваемой деятельностью [11].
В то же время железнодорожные перевозки в России регулируются Законом Российской Федерации "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации", а также Правилами перевозки пассажиров и почты.
Туристический поезд, в свою очередь, представляет собой специальный комфортабельный поезд, который перевозит туристов по заранее спланированному маршруту. Туристический поезд состоит из нескольких вагонов, и каждый из них может быть соответствующего класса: люкс (vip), вагон SV, купейный вагон, плацкартный вагон, сидячий вагон (включая сидячий вагон первого класса) [12].
Туристический образовательный портал "Туристический вестник" определяет железнодорожный круиз как железнодорожную туристическую поездку на несколько дней по круговому маршруту с использованием поезда не только для передвижения, но и для обеспечения туристов жильем, питанием и т.д. с остановками по маршруту, для экскурсий [18].
Биржаков М.Б. дает следующее определение железнодорожного тура – это путешествие организованных туристов с использованием железнодорожного транспорта, которое включает в себя путешествие в специальных туристических поездах (арендованных поездах, предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест в качестве базы для размещения на этом маршруте, и вагонов-ресторанов в качестве точек питания туристов) [5].
Согласно определению из указа Российской Федерации "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте", под железнодорожным туром понимается туристическая поездка, в ходе которой пассажиры совершают экскурсию по определенному заказанному маршруту в специальных спальных вагонах железнодорожного поезда, предназначенных для предоставления туристических услуг и размещения, чтобы посетить несколько туристических центров или пунктов назначения (трансграничные путешествия) [1].
1.2 История развития железнодорожного туризма
Касаясь темы железнодорожного туризма, хотелось бы обратиться к истории и упомянуть, что туризм начал развиваться на железной дороге, когда 5 июля 1841 года английский предприниматель и "отец" туризма Томас Кук организовал поездку для 570 человек по железной дороге в поезде, где пассажирам были предоставлены с широким спектром услуг, включая питание и развлекательный духовой оркестр. Так что можно смело сказать, что этот вид туризма является одним из их первых.
В нашей стране железнодорожный туризм начал активно развиваться еще во времена Советского Союза. Первые поездки на туристско-экскурсионных поездах дальнего следования были организованы еще в 1960-х годах. Затем было организовано пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслужили чуть более 2000 человек [9].
Содержание, формы и виды железнодорожных туристических поездок были очень разнообразны. Но самыми популярными были поездки в регулярных регулярных поездах, следующих по обычному расписанию. В 1980-х годах ежегодно путешествовало более 4 миллионов человек. Другими формами железнодорожного туризма были поездки на специальных туристско-экскурсионных поездах, предназначенных только для туристов. К 1983 году было совершено уже более 1600 туристических рейсов, услугами которых воспользовались около 650 тысяч человек. В то же время продолжительность поездок варьировалась от одного до 32 дней. Этот вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий [3].
Самым популярным маршрутом считалось "Транссоюзное железнодорожное путешествие", которое начиналось во Владивостоке и проходило через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллин, Вильнюс, Киев, Крым. Также были востребованы маршруты по древнерусским, крупнейшим украинским, Кавказским и прибалтийским городам, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге и др. Помимо внутрисоюзных поездок на туристических поездах были организованы поездки в зарубежные страны [10].
Но после распада Советского Союза, к сожалению, этот вид туризма утратил свой массовый характер. Благодаря развитию новых технологий, появлению более быстрых и комфортных видов транспорта, регулярной организации чартерных рейсов, доставляющих туристов из одной точки планеты в другую за считанные часы и относительно небольшие деньги, железнодорожный туризм утратил былое величие. Тем не менее богатый опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне. Некоторые железнодорожные туристические маршруты сохранились до наших дней, но не каждый обычный турист может позволить себе такую поездку. Поэтому поезда в основном используются для самостоятельного передвижения туристов [14].
2. Исследование современного состояния железнодорожного туризма в России
2.1 Характеристика железнодорожного туризма в России
На сегодняшний день в России существует три способа передвижения по железной дороге.
Первый и самый популярный способ, конечно же, - это путешествовать на поезде самостоятельно. Каждый год к летнему сезону добавляются сотни стандартных маршрутов, не связанных с компанией, следующих в направлении курортов Краснодарского края, Крыма, Северного Кавказа, Москвы и Санкт-Петербурга из разных уголков России. Каждый сезон количество поездов увеличивается в 3 раза за счет таких сезонных маршрутов. Билеты на такие поезда можно приобрести в кассах любого железнодорожного вокзала или на сайте ОАО "РЖД". В таких поездках вы не откроете для себя ничего нового. Стандартные купейные и плацкартные вагоны, как правило, старомодные и без удобств. Существует также множество круглогодичных маршрутов, в том числе фирменных (комфортабельные поезда с новыми вагонами и расширенным набором услуг, в основном соединяющие Москву и Санкт-Петербург друг с другом и другими крупными городами России), следующих в пределах России из стран СНГ и Балтии.
Второй способ поехать на отдых поездом - воспользоваться туристическими поездами ОАО "РЖД", которое сейчас активно занимается развитием железнодорожного туризма. Эти поезда следуют по уже определенным туристическим маршрутам и соответствуют всем стандартам качества. Однако, опять же, эти поезда рассчитаны на более состоятельную целевую аудиторию, поскольку в основном они состоят из вагонов класса SV и VIP. Основными направлениями железнодорожного туризма в поездах ОАО "РЖД" являются:
Транссибирская магистраль. Поезда Золотой Орёл «Транссибирский Экспресс»
Москва - Казань - Екатеринбург - Иркутск - Владивосток (Золотой Орёл «Транссибирский Экспресс»)
Москва - Свердловск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин;
Москва - Санкт-Петербург - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Порт Байкал - Улан-Удэ - Уссурийск - Владивосток;
Москва - Казань - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Порт Байкал - Наушки - Улан-Батор - Эрлянь (Китай).
Золотой Орёл «Шёлковый Путь»)
Москва - Волгоград - Ашхабад - Бухара - Самарканд - Ташкент - Алматы - Урумчи - Пекин
Кругобайкальская железная дорога
Иркутск - Порт Байкал - Иркутск.
Золотое кольцо железнодорожный туризм маршрут
Москва - Переславль-Залесский - Ростов - Ярославль - Вологда - Кострома - Иваново - Владимир - Суздаль.
В гости к Деду Морозу в направлении станции Великий Устюг из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Ижевска и других городов.
"Исторические" путешествия
Москва - Великий Новгород - Тверь - Торжок - Москва;
Москва - Казань;
Москва - Киев.
Путешествия на ретропоезде из Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и по Байкалу
Туристические поезда на Новый год и в Пик сезона по России из крупных городов в: Москву, Санкт-Петербург, Сочи и Казань
Туры по святыням России:
Москва - Псков - Крыпецы - Печоры - Изборск - Камно - Псков - Москва
Популярные международные маршруты: Москва - Ницца; Москва - Берлин - Париж; Москва - Пекин; Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки; Москва - Прага; Санкт-Петербург - Варшава; Москва - Краков; Москва - Таллинн - Рига - Вильнюс - Москва; Москва - Санкт-Петербург - Вильнюс - Шяштокай; Москва - Волгоград - Ургенч - Бухара - Самарканд – Ташкент [27].
Есть также свадебные поездки в Париж и Италию. Детские туристические поезда, в основном на пляжные курорты, а также поезда для деловых поездок и мероприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" (с изменениями и дополнениями)
2.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
3. Арион А.В. Организация транспортного обслуживания туристов: Учебное пособие. - К.: Альтерпрес, 2018. - 192 с.
4.Бабкин А.В. Специальные виды туризма - Ростов н/Дону: Феникс, 2018. – 252 с.
5. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. — М.: ГЕРДА, 2019. — 544 с.
6. Бутко И.И., Ситников В.А. Транспортное обслуживание туризма: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ, 2020. - 336 с.
7.Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой: учебное пособие. – М.: Форум, 2019. – 400 с.
8.Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 257 с.
9.Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
10. Жорин М.Т. Железнодорожный туризм развивается // РЖД. - 2021. - № 4. - С. 12-15.
11. Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 312с.
12.Ильина Е.Н. организация железнодорожных путешествий. Учебно - методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2018 - 104с.
13.Косарева Н.В., Адашова Т.А. Железнодорожный туризм как один из векторов устойчивого развития регионов России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 2. – С. 61-65
14. Кутепова Г. Н. Транспортное обслуживание в туризме: монография. - М.: ГОУ ВПО МГИИТ, 2020. - 74 с.
15.Лысакова, Л. А. Туризм : учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 145 с.
16.Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
17.Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность. — М.: Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
18.Погодина, В. Л. География туризма: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
19.Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебное пособие. — М.: Логос, 2020. — 424 с.
20.Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования. – М: Юрайт, 2021. – 210 с.
21. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2019. — 366 с.
22.Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования. – М/: Юрайт, 2021. – 157 с.
23.Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии: учебное пособие для среднего профессионального образования. – М: Юрайт, 2021. – 205 с.
24.Чудновский, А.Д. Актуальные проблемы развития туристской индустрии: учебное пособие. — М.: КноРус, 2020. — 440 с.
25.Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник. — М.: КноРус, 2020. — 319 с.
26. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru
27. Туристский вестник – Электрон. дан. – Режим доступа: www.tourvest.ru