Фрагмент для ознакомления
2
Современные условия предъявляют требования к поиску и применению новых подходов к построению и использованию экономического потенциала предприятий, которые предоставляют возможности для определения и использования внутренних резервов экономического роста. Важный экономический параметр деятельности организации – оценка формирования экономического потенциала и эффективности использования. Отсутствие механизмов экономического контроля, научно обоснованных для условий управления рынком и оценка состояния предприятий с точки зрения эффективности формирования экономических ресурсов и использование уменьшает инвестиционную активность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Это требует поиска новых методик для оценки экономического потенциала.
Цель курсового проекта – провести анализ уровня формирования и развития экономического потенциала фирмы.
Задачи курсового проекта:
рассмотреть теоретические аспекты анализа эффективности формирования и развития экономического потенциала фирмы;
провести оценку эффективности формирования и развития экономического потенциала ОАО «Волжский пекарь»;
разработать меры совершенствования эффективности формирования и развития экономического потенциала ОАО «Волжский пекарь».
Объектом исследования является деятельность коммерческой организации ОАО «Волжский Пекарь», занимающейся производством хлебобулочных изделий в Тверской области.
Предметом исследования является экономический потенциал ОАО «Волжский Пекарь» на региональном рынке.
Практическая значимость работы заключается в предложении методики анализа конкурентной среды компании в регионе, с помощью которой можно оценить уровень развития компании и разработать практические рекомендации по развитию предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты анализа эффективности формирования и развития экономического потенциала фирмы
1.1. Понятие и сущность экономической категории «экономический потенциал фирмы»
Экономический потенциал предприятия - это совокупность имущественного и финансового потенциалов предприятия, совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении предприятия, и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода .
Сегодня в научной литературе встречается большое количество видов потенциала предприятий, например, потенциал финансовый, экономический, инновационный, производственный, трудовой, научно-технический, инвестиционный, воспроизводственный, рыночный, стратегический и другие. В экономической науке и практике также предлагается такой вид потенциала, как стратегический, который определяется наличием стратегических ресурсов предприятия, соответствующих выбранной стратегии развития с учетом изменения конъюнктуры отраслевых рынков.
Анализ показывает, что наиболее комплексной категорией является экономический потенциал, который в общем случае включает технические возможности, инновационные, инвестиционные и т. д. и опирается на количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Однако это не исключает разработки и анализа отдельных видов потенциалов, которые отражают определенные показатели отдельных видов воспроизводственной деятельности предприятий .
После перехода практически всех отраслей народного хозяйства к рыночной экономики многие ученые в области теории потенциала отмечают необходимость анализа рыночного потенциала предприятий. Данный вид потенциала оценивает чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка предприятия, а также его степень адаптивности к этим изменениям. Для этого проводятся глубокие маркетинговые исследования для оценки реального и потенциального спроса на выпускаемую продукцию .
Одной из основных и движущих сил роста экономического потенциала в литературе признан научно-технический потенциал, который на современном этапе отражает процесс развития науки и техники, и значение которого постоянно возрастает. Однако в условиях современного развития производства, достижений в науке управления предприятием, увеличения потребности рынка в новых товарах и продукции, расширением взаимодействия сферы производства с научной системой, уровень решения прикладных задач целесообразно в составе экономического потенциала предприятия рассматривать более широкое и емкое понятие инновационного потенциала (рис.2).
Рисунок 1 - Состав экономического потенциала
Экономический потенциал соединяет в себе сумму конкретных возможностей – частных потенциалов – в главных отраслях предприятия. Рассмотрим, какие потенциалы он объединяет:
Кадровый потенциал – количество сотрудников, необходимое и достаточное для достижения задач данной организации, а также их персональные особенности, влияющие на эффективность работы.
Фондовый потенциал – достаточность и оптимальность применения основных активов и оборотных средств.
Финансовый потенциал – оптимальная обеспеченность денежными средствами, покрывающими потребности предприятия, корректно распределяемыми и применяемыми.
Управленческий потенциал – способности руководителей организовывать производственные процессы и ресурсы для максимального обеспечения конкурентных побед в виде адекватной структуры организации и актуальных управленческих методов.
Маркетинговый потенциал – успешное применение системы продвижения товаров на рынке для постоянного сохранения и повышения конкурентных преимуществ.
Инновационный потенциал – возможность применения или привлечения ресурсов для развития предприятия в соответствии с его потребностями .
1.2. Методы анализа эффективности формирования и развития экономического потенциала фирмы
Для того чтобы повышать экономический потенциал предприятия, нужно сначала с помощью оценки выяснить, какие факторы и в какой мере оказывают на него влияние. Комплексный анализ имеет в своей основе конкретизированную общую цель, которая определяет факторы системы, что связывает отдельные направления, в противовес результату суммирования данных экономической деятельности компании. В основе проведения анализа заложено определение целей и задач хозяйственной деятельности компании. При факторном анализе исследуется переход от начального состояния к конечному посредством изучения факторов, влияющих на изменение показателей деятельности компании .
В формализованном виде экономический потенциал предприятия можно представить:
ЭПо = ФПо + ИПо;
ЭП1 = ЭПо + ФР = ИП1 + ФП1
где ЭП – экономический потенциал
предприятия; ИП – имущественный потенциал предприятия; ФП – финансовое
положение предприятия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апашкина Д.С., Решетько Н.И. Методика оценки экономического потенциала предприятия // Экономика и предпринимательство. 2020. № 7 (120). С. 1252—1258
2. Барсова Т.Н., Орлова О.В., Путятина Л.М. Экономический потенциал предприятия: анализ современных научных подходов к исследованию и оценке деятельности предприятия. Вестник университета. 2018;(4):75-77.
3. Гавриленко Т.Ю., Ткаченко Е.К., Семенова Е.Е. Научные и методические подходы к трактовке понятия «экономический потенциал предприятия» // Вестник ОрелГИЭТ. – 2020. – № 2(52). – С. 221-227.
4. Косов М.Е. Аналитические процедуры оценки экономического потенциала компании // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 44—46
5. Моровова, И.М., Лазутина, А.Л., Лебедева, Т.Е. К проблемам эффективного развития корпоративного управления в России в условиях становления смешанной экономики Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 75-78
6. Моровова И.М., Лазутина А.Л., Сафатова К.С., Паленова Т.В. Экономический потенциал коммерческой организации сферы услуг: содержание и оценка // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-24/
7. Однобокова Д.С. Формирование экономического потенциала компании // Молодой ученый. 2020. № 12 (302). С. 125—126.
8. Попов, Е. В. Межфирменные взаимодействия: монография / Е. В. Попов, В. Л. Симонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 276 с.
9. Barsova T., Orlova O., Putyatina L. Economic capacity of the enterprise: analysis of modern scientific approaches to a research and assessment activity of the enterprise. Vestnik Universiteta. 2018;(4):75-77.
10. Dzhamay, E. V. Enterprise Finance: Essence, Composition and Structure / E. V. Dzhamay, I. S. Kobersy, V. S. Novikov, D. V. Shkurkin // International journal of applied business and economic research. − 2017 − 15 (23). − pp. 297-304.
11. Внутренние документы ОАО «Волжский пекарь»