Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество балетмейстера Бориса Эйфмана в последнее время привлекает внимание не только специалистов, но и широкой аудитории любителей балета. Его театру удалось собрать богатую коллекцию всевозможных наград и почетных званий. Однако, при всей признанности таланта, отношение к творчеству этого выдающегося балетмейстера остается противоречивым: как когда-то к М. Фокину, а также его последователю, и одновременно предшественнику Эйфмана - Л. Якобсону, индивидуальность которого «с первых шагов и до самых последних работ всегда порождала споры, дискуссии – от восторгов до полного неприятия» [1]. Но несмотря на неоднозначные оценки, спектакли Б. Эйфмана не оставляют никого равнодушными, поскольку вызывают живой отклик в душе и сердце зрителей, что является главной целью подлинного искусства.
Борис Яковлевич Эйфман уже имеет мировое признание и достойно представляет современную русскую хореографию во всем мире. Но, несмотря на большую значимость деятельности балетмейстера, его творчество остается мало изученным и является актуальной темой для научного исследования.
Цель работы – исследовать особенности академии балета Бориса Яковлевича Эйфмана.
Задачи исследования, соответствующие цели работы:
1. Рассмотреть особенности творческого пути балетмейстера;
2. Изучить театральную эстетику в творчестве Эйфмана;
3. Проанализировать исторические аспекты становления авторского балетного театра Бориса Яковлевича/
Предмет исследования – теория и история хореографии.
Объект исследования – школа балета Бориса Эйфмана.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Б. ЭЙФМАНА
1.1 Начало творческого пути
Борис Эйфман (рис. 1), основатель и создатель собственного театра, собственного стиля и собственной балетной вселенной, которого называют “одним из ведущих хореографов мира” и “удивительным волшебником театра”.
Позже он скажет: “Для меня балет - это больше, чем профессия. Это средство существования, моя миссия на этой земле. Используя его ресурсы, я вынужден передавать то, что дано мне свыше. Скорее всего, я бы просто задохнулся от своих эмоций, если бы у меня не было возможности выразить их через искусство. Для меня хореография - это глубоко религиозное искусство в самом широком смысле этого слова”
Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в г. Рубцовске Алтайского края. Его детство и юность прошли в Кишиневе (Молдавия). Занятия хореографией начались с посещения танцевального кружка при местном Дворце пионеров, а потом он поступает в балетную школу при Молдавском театре оперы и балета. Здесь же он делает первые шаги как создатель хореографии. Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочиняет в тринадцать лет. Он даже заводит по этому случаю тетрадь, где на первой странице пишет: «Мои первые спектакли» [22].
Потребность в творчестве и возможности сочинения хореографии Эйфман открыла себе довольно рано. В 13 лет начал сочинять, в 16 уже была свою маленькую танцкомпанию, в 21 — отснял первый фильм-балет.
В отличие от большинства других хореографов, он никогда не стремился быть танцовщиком. В пятнадцать лет он сформировал первую балетную группу из своих сверстников, взяв на себя руководство хореографическим коллективом. После безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт, на протяжении следующего года он работает артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета.
С 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. В 1972 году он окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Его первые постановки – балеты "Жизни навстречу" (1970, муз. Кабалевского), "Икар" (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), "Блестящий дивертисмент" (1971, муз. М. Глинки), "Фантазия" (1972, муз. А. Аренского) – вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков.
В 1966 году Борис Эйфман поступает на балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Основы балетмейстерского ремесла Эйфман постигает в 60-е годы. В балете, как и в литературе, кинематографе, драматическом театре, прощупывают свою тропинку авторы новых, нонконформистских идей и форм. Уходит предписанное в 30— 40-е годы хореодрамой единообразие, признается право художника быть подлинным, не похожим ни на кого, увеличиваются индивидуальные поиски выразительных возможностей языка хореографии. Молодое поколение балетмейстеров (О. Виноградов, В. Елизарьев, Н. Боярчиков, И. Чернышев, сам Б. Эйфман) опирается на наследие художников-реформаторов, еще вроде бы совсем недавно подвергавшихся остракизму: К. Голейзовского, Ф. Лопухова, Л. Якобсона.
Последнего Эйфман называет своим духовным учителем и наставником: «Якобсон был близок мне как художник. Именно он показал безграничные возможности пластического мышления и полета хореографической фантазии, когда человек приходит в зал и сейчас, в конкретное мгновенье, в пустом пространстве рождается та хореография, которая передает энергию, мысли, эмоции художника. Якобсон открыл мне тайну рождения танца...» [7]. Творчество Эйфмана питают и формируют традиции Якобсона, сформулировавшего собственный взгляд на искусство хореографии, обогатившего хореографическую лексику.
Оказывает на него влияние и искусство Ю. Григоровича, который новаторски развивает принципы музыкально-хореографической драматургии, симфонического танца. И в то же время, улучшая общие выразительные возможности хореографии, Эйфман вырабатывает собственный стиль, утверждая свое видение мира.
Уже первые постановки Эйфмана вызвали немалый интерес зрителей и пристальное внимание критики. На втором курсе консерватории он работает как хореограф над фильмом-балетом «Вариации на тему рококо». Через год создает балет «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова. В это же время становится педагогом-хореографом Вагановского училища, продолжая обучаться сам и обучать юных артистов, которые знакомятся с живой постановочной работой [10].
Параллельно с работой в училище ставит эстрадные номера, в которых помимо новаторства композиции и хореографической лексики, полноты изображения внутреннего мира героев заметно усиленное восприятие современности [20]. «Даже по самым ранним, студенческим постановкам можно было судить о том, что он обладает незаурядными способностями и стремится обращаться к сложным жизненным проблемам. Дальнейшие постановки подтвердили, что он обладает редким даром пластического выражения мысли, а не только эмоции, что значительно чаще удается хореографам» [7].
Дипломная работа молодого хореографа – балет "Гаяне" на музыку А. Хачатуряна (1972) – был создан и показан на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это было блистательное начало творческого пути.
После окончания в 1972 до 1977 года Борис Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня — Академия русского балета имени Вагановой). Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня — Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского. «Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.
Все они с большим успехом шли на сцене Ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Помимо театральных постановок в эти годы Эйфман стал автором фильмов-балетов: «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце», «Блестящий дивертисмент» [12].
Создавая свой стиль, Эйфман прорабатывал разные пластические системы, театр стал для него своеобразной лабораторией. В театре под руководством Б.Я. Эйфмана оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим танцем, обладают даром перевоплощения. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета, прежде всего, как духовный процесс.
1.2 Авторский балетный театр Б. Эйфмана
Именно врожденное чувство движения и “инстинкт сочинять” привели Эйфмана в Ленинградскую консерваторию, где он учился на хореографическом отделении, а затем в Академию русского балета имени Вагановой, где он проработал 10 лет хореографом, с очиняя новые произведения для студенческих спектаклей.
Наконец, в 1977 году Эйфман создал свой собственный балетный ансамбль. История по-настоящему началась, когда он начал создавать свой собственный театр.
Эйфман блестяще сочетал передовые достижения в мире балета с тем, чему он научился в академической школе классической русской хореографии, из которой он ведет свои корни. “То, что я делаю, можно назвать танцем эмоций, свободным танцем, новым языком, в котором переплетаются классический балет, современный танец, экстатические порывы и многое другое”, - сказал он тогда. Его танцоры, имевшие исключительно академическое образование, должны были овладеть новым словарем движений тела. Это был совершенно другой вид хореографии, основополагающие принципы которого развивались по мере формирования труппы Эйфманом [22].
Со временем балетный ансамбль Эйфмана превратился в настоящий балетный театр, и это изменение отражает основную формулу творческого метода хореографа. Как художник, чья естественная склонность связана с театром, Эйфман заинтересован в хореографии не только вариаций движений, но и прозрачных внутренних действий. “Я создаю балеты другого вид, где предметом становится самовыражение и в котором есть драма, философия, персонажи и идеи. И я уверен, что это балет будущего. Поверьте мне, многие из моих молодых коллег пойдут по тому пути, по которому я пошел. - это дорога, которая в конечном итоге ведет к человечеству.” [22].
Таким образом, Эйфман описывает свой главный предмет и интерес — искусство, которое имеет власть над сердцами людей и способно обращаться к душе.
Для Эйфмана балет - это средство созерцания или, как он выразился, “возможность посредством движения не только выразить какую-то форму и линии, но передать поток эмоций, энергии и идей”.
В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.
Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).
В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы «Yes»; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина — британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман — человек, который осмелился» [13].
О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет». «Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство. Ощущение было, что не сегодня — завтра всё прикроют», — говорил Борис Эйфман.
В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность. Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно — негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркина Н. Артисты балета. М., 1984.
2. Асафьев, Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания / Б. Асафьев. - М.: Музыка, 2014. - 296 c.
3. Базарова, Н. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - М.: Искусство, 2016. - 208 c.
4. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СП б.: «Люкси» «Респекс». - 256 с, ил.
5. Бочарникова, Е. Балетная школа Болшого театра / Die Balletschule des Grossen Theaters / Е. Бочарникова, М. Габович. - М.: Иностранная литература, 2019. - 741 c.
6. Вальберх И. Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. Ред. и вступ. ст. Ю.И. Слонимского. - M. - Л., 1980.
7. Деген А.Б. Петербургский балет, 1903–2003: театры. Артисты. Балетмейстеры. Педагоги. Премьеры спектаклей: справ. изд. / А. Деген, И. Ступников. – СПб.: Балт. сезоны, 2003. – 335 с.
8. Захаров, Р. Слово о танце / Р. Захаров. - М.: Молодая Гвардия, 2020. - 159 c.
9. Захаров, Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта / Р. Захаров. - М.: Искусство, 2018. - 224 c.
10. Карп П. Балет и драма. Л., 1980.
11. Катышева Д. Вопросы теории и драмы: действие, композиция, жанр. СПб., 2001
12. Катышева Д. Литература и сцена. СПб., 2004.
13. Красовская В. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Романтизм. — М.: АРТ СТД РФ, 1996. — 432 с.
14. Лихачев Д. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006
15. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М: Искусство, 1976
16. Савенко О. Праздник русского балета в Риме // Балет Ad libitum. 2009. № 3. С. 25-31.
17. Слонимский Ю., Мастера балета. - М., 1997.
18. Театр академии танца Бориса Эйфмана [Электронный ресурс] – URL - https://eifmandtt.ru/.
19. Три века Петербургского балета. СПб., 2008. С.163.
20. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985. С. 391.
21. Шовире. Я балерина / Шовире, Иветт. - М.: Искусство, 2020. - 163 c.
22. Эйфман Борис. Только в Петербурге я могу сочинить... // Культура. 2004. №5.