Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории мирового изобразительного искусства. Произведения, созданные в этот период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью, гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе художественного образования, которая, в свою очередь, является значительным этапом в истории развития всего художественного образования в целом. Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменением религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации. Пантеон греческих богов, в отличие от египетских зооморфных (впоследствии с человеческими телами), был антропоморфен. Загробный мир представлялся по аналогии с реальностью. А подготовка к переходу в мир иной была не столь всепоглощающей.
Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку – например, метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.
Однако, знакомясь с методами преподавания искусства в Древнем Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали молодых художников внимательно изучать жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек - женщина с красивыми формами тела, мужчина с развитыми мускулами. Для греков прекрасным стала земная жизнь, а не загробный мир. Изучая природу, наблюдая красоту обнаженного человеческого тела, они находили в нем так много прелести и гармонии, что не случайно и богов стали изображать по образу и подобию людей. Зевс - мудрый старец, Афина - греческая женщина, Аполлон - красивый молодой человек.
Греки представляли себе загробный мир как земной, их боги подобны людям. Им свойственны человеческие мысли, действия и даже недостатки, все то, что присуще человеку. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческой фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих трудах.
Целью данной работы является рассмотрение художественного образования в Древней Греции.
Глава 1 Особенности государственного устройства, культуры, обучения в Древней Греции
1.1 Общая характеристика устройства Древней Греции
История Древней Греции делится на пять периодов:
1) ахейский (XX–XII вв. до н.э.),
2) гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.),
3) архаический (VIII–VI вв. до н.э.),
4) классический (V–IV вв. до н.э.)
5) эллинистический (III–II вв. до н.э.) .
Формирование полисов происходило во время перехода от классической эпохи в эллинистическую.
Во II тысячелетии до н. э. раннеклассовое общество вышло их родовых отношений. Государство стало развиваться при помощи монархических инструментов с аппаратом бюрократии и узким слоем аристократии, которая связана с монархом. Стали формироваться централизованные хозяйства государства, которые обрабатывались рабами. Большая часть населения стала эксплуатироваться. Формировались общины рода. В среднеэлладский период (XX–XVII вв. до н.э.) качество жизни отличалось низким уровнем, долгое время сохранялось имущественное и социальное равенство. Постоянная нужна вести военные действия за средства к существованию к соседними ахейскими племенами связывалась с военно-общинным характером жизни общества. В XVII в. до н.э. данный уклад начинает сменяться военно-аристократически. Начинается позднеэлладский, или микенский, период истории Ахейской Греции (XVI–XII вв.). В итоге постоянных военных конфликтов возвышаются отдельные ахейские общины, которым становятся подчинены соседи. Внутри общин сосредоточена власть и материальные средства у вождя и его рода .
Греция, которая ранее являлась страной, состоящей их укрепленных поселков, становится страной мощных крепостей. Формируются протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Все они враждуют между собой за ресурсы (земли, скот, ископаемые). Ресурсы сохранялись при помощи системы учета, мобилизации усилий по их защите (строились специальные укрепления, производилось оружие). Приобретение ресурсов реализовывалось при помощи военных набегов, пиратства и внешней торговли. Ахейский мир – это история кровопролитных конфликтов. Часто несколько царств интегрировались в борьбе против более влиятельного или для того, что осуществить экспедицию с целью грабежа (Троянская война).
В конце XII в. до н.э. в Грецию стали вторгаться племена греков-дорийцев и родственные дорийцам северо-западные греческие племена ионийцев, эолийцев и ахейцев.
1.2 Культура Древней Греции и особенности художественного образования
Греческая цивилизация–это самая исследованная из всех цивилизаций, чей жизненный цикл уже завершился. Сохранилось достаточно большое количество исторических источников, свидетельствующих о различных сторонах жизни греческого мира. Огромное количество археологических источников подкрепляется достаточно большим числом письменных свидетельств, которые посвящены самым различным аспектам жизни: торговле, сельскому хозяйству, военному делу, дипломатии и политике, религии и философии.
Во-вторых, греческая цивилизация прошла свой исторический путь, испытывая наименьшее количество внешних воздействий. Конечно, заимствования были, но они не приводили к такому фатальному искажению, как это было в цивилизации Рима и средневековой Европе, где под влиянием внешних сил серьёзно изменялись и культурные, и правовые, и языковые традиции. Кроме того, греческая цивилизация не была уничтожена, как многие цивилизации древности, но медленно угасла под действием внутренних естественных процессов, которые в других цивилизациях не успевали проявиться.
Этапы развития греческой цивилизации достаточно чётко прослеживаются, периодизация истории Эллады не вызывает особых разногласий. Более того, уже сами греки выделяли себя из прочих народов, признавая свою идентичность. Конечно, они не использовали термин «цивилизация», но безусловно чувствовали свою религиозно-культурную и этническую общность, противопоставляя себя всем остальным народам, что проявилось уже в историческом творчестве Геродота.
Латентный этап греческой античной цивилизации относится к XIV–XII вв. до н.э., когда в рамках переходной микенской цивилизации происходило преобразование элементов негреческой Критской цивилизации в элементы цивилизации античной. Черты греческой античности ещё только зарождались, ещё не сложилось ни особое самосознание, ни система политического бытования древних греков. Но в это время уже появились и греческий письменный язык (и не важно, что линейное письмо B было не похоже на греческий алфавит), и греческая мифология. Характерно, что уже на данном этапе появился такой важный центр античной цивилизации как Афины. Латентный этап завершился нашествием дорических племён и наступлением «Тёмных веков» XI–VIII вв. до н.э.
1.3 Система обучения и воспитания в Древней Греции
Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.
Примечательно, что к концу V века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.
Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми. Древние греки придерживались основным принципам образования.
В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов .
Афиняне использовали агонистику – принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни. Обучение мальчиков происходило особым образом, им полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.
Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.
Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом именно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.
С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.
Глава 2 Художественное образование Древней Греции
2.1 Фиванская школа
Фиванская школа появилась в городе Фивы, который в рассматриваемый период пережил кратковременный расцвет. Искусство фиванской школы отличается от более старшей сикионской школы большей жизненностью и непринужденностью форм.
Вторую греческую школу IV в. софиназывают фиванской, потому что она возникла в Фивах в эпоху кратковременного процветания этого города, или фиванско-аттической, потому что она вскоре переселилась из Фив в Афины, или, наконец, без всякого основания, младшей аттической. По-видимому, эта школа поставила себе задачей, в противоположность несколько оцепенелому идеализму форм сикионцев, более непринужденную их обработку и большую жизненность передачи ощущений. Во главе этой школы обычно ставят или Аристида, или Никомаха, смотря по тому, кого из них считают ее основателем.
Фиванец Никомах, по-видимому, писал преимущественно мифологические сюжеты и славился легкостью и опрятностью своей кисти. Напротив того, Плиний Старший восхваляет Аристида как мастера изображать сильные ощущения, особенно патетические душевные страдания . На одной из его картин, представлявшей взятие города, была написана умирающая женщина, ребенок которой, к великому ее отчаянию, просит у нее груди. В числе его произведений были «Больной», заслуживший бесконечные похвалы, «Умоляющий», написанный так правдиво, что казалось, будто слышится его голос, и фигура женщины, повесившейся из-за любви к своему брату (Приложение 2)
Третьим наиболее замечательным художником школы, о которой идет речь, был Эвфранор из Коринфа, учившийся в Фивах у Аристида Старшего, которого мы считаем скульптором, а не живописцем; по-видимому, он трудился в Афинах. Эвфранор был столько же знаменит как скульптор, сколько и как живописец. Три важнейшие его картины украшали собой Стою в Керамике в Афинах. Средняя картина изображала битву конницы при Мантинее, а картины на узких стенах представляли одна 12 богов, другая - символический сюжет: героя Тесея, который подводит «Демократию» в образе женщины к «Демосу», олицетворению аттического народа
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бараш А. Б., О взаимодействии музыки, государства и человека в Древней Греции // Актуальные проблемы современной науки. — 2014. — № 5. — С. 78-81
2) Бондаренко С. Б., Научно-техническая революция в античном обществе // Вопросы культурологии. — 2018. — № 9 (сентябрь). — С. 42-50
3) Гомер. Илиада / Гомер. Илиада. Одиссея. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1967.
4) Горбутович И., Первые олимпиады // Творчество народов мира. — 2019. — № 11. — С. 48-50
5) Драгунова Е. Ю., Идеи естественного права в истории политико-правовой мысли античности: методологические аспекты // История государства и права. — 2019. — № 7. — С. 42-50
6) Зинченко В. П., Реализм. Истоки и развитие метода // Искусство и образование. — 2021. — № 2. — С. 15-20
7) Ильин И. А., История искусства и эстетика : избранные статьи. — Москва : Искусство, 1983. — 287, [1] с.
8) Кочерова Е., Скульптура и доминантные смыслы культурно-исторических эпох // Искусство - Первое сентября. — 2014. — № 4. — С. 36-45
9) Латышев В. В., Греческие древности : быт, право, государственность. — Москва : Вече, 2018.
10) Лесин Е. Легенды и мифы Древней Греции. — Санкт-Петербург: Красный матрос, 2009.
11) Липич Т. И., Войны, эпидемии и судьба империй Древнего мира // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2020. — Т. 28, № 1. — С. 158-165
12) Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
13) Панищев А. Л., Феномен города как часть религиозной культуры Древней Греции // Вопросы культурологии. — 2017. — № 5/6 (май-июнь). — С. 58-65
14) Петров А.В. Феномен теургии. Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в элинистическо-римский период. Спб.: РХГИ, 2016.
15) Пономарев Д. Е., Право и рациональность: у истоков юридического мышления // Российский юридический журнал. — 2020. — № 3 (май-июнь). — С. 9-11
16) Прокопович Г. А., Влияние греческой цивилизации на развитие мировой цивилизации // История государства и права. — 2014. — № 8. — С. 21-25.
17) Россохина И., Поликлет из Аргоса // Творчество народов мира. — 2009. — N 6. — С. 2-10 :
18) Рябцев М., Вклад Древней Греции в развитие науки и культуры // География и экология в школе XXI века. — 2018. — № 8. — С. 66-72
19) Утяшев М. М., Государственная защита прав и свобод личности в античном мире // История государства и права. — 2019. — № 10. — С. 5-11
20) Хабарова Ю. В., Акротериальная скульптура Древней Греции в период классики (V-IV вв. до н. э.) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. — 2017. — № 2. — С. 134-152.
21) Цуркан А. А., Агон как выражение принципа состязательности в античной традиции // Культура и искусство. — 2016. — № 1 (31). — С. 46-54.